Снова о магазинах в шабат

Dec 15, 2017 17:48


Министр внутренних дел Арье Дери (ШАС) поставил ультиматум - он покинет правительство, если «Закон о супермаркетах» не будет одобрен в первом чтении в Кнессете.
Коалиции трудно мобилизовать большинство, необходимое для принятия этого закона, который позволил бы министру внутренних дел требовать от властей закрыть магазины в Шаббат.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который вечером в понедельник, 11 декабря, приземлился в Израиле, вернувшись из поездок в Париж и Брюссель, тут же направился в Кнессет, чтобы попытаться заставить большинство принять закон в первом чтении.

Еще перед отъездом во Францию ​​и Бельгию премьер-министр беседовал с главами коалиционных фракций и дал понять им, что существует огромная необходимость мобилизовать силы всех коалиционных депутатов для поддержки «Закона о супермаркетах».

Следует напомнить, что фракция НДИ заранее сообщила, что четыре ее депутата будут голосовать против закона, и что депутат Софа Ландвер не станет принимать участия в голосовании.

Два других депутата Кнессета, представляющих коалицию - Тали Плосков («Кулану») и Шарен Хаскель (Ликуд») заявили, что воздержатся, несмотря на то, что они являются членами коалиции. При этом Плосков получила одобрение от главы своей партии Моше Кахона воздержаться и не голосовать ни за, ни против законопроекта.

Кроме того угрожают воздержаться двое депутатов Кнессета от «Ликуда» Орен Хазан и Иегуда Глик.

В таком случае оппозиция сможет не допустить принятия данного законопроекта.

Шабат отдыхает
Автор: Шошана Бродская

Несколько дней назад БАГАЦ (Высший суд справедливости) вынес окончательное решение по поводу работы тель-авивских магазинов по субботам и еврейским праздникам. Согласно его постановлению, поправка мэрии Тель-Авива к муниципальному закону о закрытии магазинов по субботам будет принята, в результате чего смогут законно работать в выходные дни 164 торговых предприятия. Магазины, которым дано разрешение на работу в субботу, расположены в основном в трех анклавах: тель-авивском и яффском порту и старой автостанции (“митхам а-тахана”). Кроме этого, разрешат работать некоторым продуктовым лавкам (“маколетам”) в других районах.

Надо сказать, что закон о запрете публичного нарушения субботы был одним из первых муниципальных законов новорожденного Тель-Авива в начале ХХ века. Тогда ни одному еврею, даже совершенно светскому, не могло прийти в голову, что какая-либо еврейская община может сделать своей нормой публичное осквернение субботы и еврейских праздников. Но с тех пор прошел век, и евреи сильно изменились - так, как не изменялись ранее за 3,5 тысячи лет своего существования.

Конечно, это изменение не произошло за один день, и не БАГАЦ его спровоцировал. БАГАЦ вообще ничего не провоцирует, а только констатирует и скрепляет печатью свершившийся факт. А факт был таков: уже десятилетия в Тель-Авиве вовсю работали по субботам сотни магазинов и даже крупные торговые сети (например, “Тив-таам”), открыто нарушая муниципальный закон, о котором большинство жителей “города без перерыва” вообще не подозревало. И никто их не штрафовал и не подвергал каким-либо санкциям.

Знали ли об этом депутаты от “харедим”, которые сейчас так возмущаются решением БАГАЦ? Конечно знали. Но закрывали на это глаза и старались “не поднимать пыль”, потому что понимали, что если вопрос встанет ребром, то отстоять шабат в Тель-Авиве будет очень тяжело, а проиграть - означает выйти из коалиции, потерять портфели и влияние. А ведь их электората это напрямую не касается, так что даже политических очков это не принесет. Кто готов сражаться и чем-то жертвовать за чистую идеологию?..


И все было бы шито-крыто, если бы не… Как всегда - если бы не деньги.

В июне 2013 г. в БАГАЦ обращается группа владельцев небольших магазинов в Тель-Авиве с требованием запретить работу по субботам, в соответствии с муниципальным законом, крупных торговых сетей. Не факт, что эти “защитники шабата” были даже минимально религиозными. Они просто терпели огромные убытки. Население города, закупившись в выходные в супермаркетах на неделю, практически не ходило в магазины по будним дням. А именно в будни мелкие районные магазины рассчитывают обслужить максимум посетителей, у которых нет времени часами бродить по залам больших торговых центров. БАГАЦ выносит постановление: мэрия Тель-Авива должна озаботиться выполнением муниципального закона и принять меры к закрытию магазинов в субботу.



шабат

Мэрия,   с одной стороны, должна выполнить решение БАГАЦ, а с другой стороны, выполнять его не хочет (трудно сказать, чего в этом больше - нежелания прослыть “приспешниками досов” или желания продолжать получать выгоды, прямые и косвенные, от работы в выходные “акул” торгового сектора). Поэтому в муниципалитете начинается законотворчество. В марте 2014 г. дирекция тель-авивской мэрии утверждает решение, узаконивающее открытие бизнесов в субботу. Составляется список магазинов, которые получат право работать в субботу, остальным за открытие в выходной день угрожает штраф. В мае того же года вносится соответствующая поправка к муниципальному закону, с уточнением, что все торговые предприятия, расположенные в крупнейших центрах шопинга в городе - старой автостанции и обоих портах - имеют право работать в субботу.

Поправка к муниципальному закону требует утверждения МВД. Тогдашний министр внутренних дел Гидеон Саар, светский человек, утверждать поправку отказывается (июнь 2014 г.). В августе того же года мэрия выносит на утверждение МВД новую поправку к закону, более “мягкую”, в которой число работающих в субботу бизнесов ограничивается (примерно до 200). Новый министр внутренних дел Гилад Эрдан, тоже светский человек, отказывается узаконивать и ограниченное публичное осквернение шабата. Так же поступает и его переемник Сильван Шалом (правда, последний “оправдывается” тем, что не может решать этот вопрос из-за своей заинтересованности).

И вот у власти право-религиозное правительство. Казалось бы, теперь узакониванию публичного осквернения субботы государственного масштаба нет надежды. Но… в декабре 2015 г. правительство создает комиссию, которая должна “сформулировать позицию относительно открытия тель-авивских магазинов в субботу”. Комиссия работает почти год, и в августе 2016 г. выдает три гениальных предложения: либо удовлетворить требование мэрии и открыть в субботу около 200 магазинов, либо удовлетворить его частично и открыть около 150 магазинов, либо не удовлетворять это требование и тем самым запретить торговлю по субботам. За что эти люди 8 месяцев получали зарплату - налогоплательщику еще предстоит разобраться.

Таким образом, правительство, ищущее, на кого бы свалить ответственность, опять встало перед вопросом в лоб (перед очередной апелляцией в БАГАЦ). И министры изящно увернулись от ответа, не представив в БАГАЦ позицию правительства и свалив всю ответственность на нынешнего министра внутренних дел Арье Дери. А Арье Дери… просто промолчал.

Зато сейчас, когда БАГАЦ постановил, что задержки в принятии поправки муниципалитета незаконны и она вступает в силу немедленно, Дери шумит и заявляет, что “еще перед Песахом намеревался ее запретить”. Если намеревался, то почему не запретил? Относился ли бы он к решению так же, если бы речь шла о работе магазина рядом с его домом в Иерусалиме?

Поставим вопрос шире (выполнив тем самым задачу, стоявшую перед правительством): меняется ли ценность шабата как еврейского национального достояния в зависимости от места и уровня религиозности населения, если речь идет о еврейской стране? Должен ли решаться вопрос об открытии бизнесов в шабат путем “демократического большинства”, или это стратегическая ценность общества, “отменить” которую не уполномочено мнение рядового гражданина?
Шабат шалом от Арье Дери

“Я политикой не интересуюсь”, - любят говорить некоторые мои знакомые. “Когда она заинтересуется вами, будет уже поздно”, - обычно парирую я. Ну вот, пришел момент, когда политика, причем не глобальная-региональная - с Ираном и Хизбаллой, а чисто местная - городская, грозит обрушить базовую рутину и моей и вашей жизни. В понедельник Кнессете  состоится голосование по закону главы МВД Арье Дери (ШАС), стремящегося взять под контроль своего ведомства муниципалитеты - отнять у них право принимать решения об открытии бизнесов в субботу. МВД сможет отменять местные “вспомогательные” законы, чтобы спасти святость шабата.

Этот закон - лишь часть сделки, заключенной премьер-министром Биньямином Нетаниягу с ультраортодоксальными партиями после скандала с уходом из правительства министра здравоохранения Яакова Лицмана (“Яхадут ха-Тора”). Сделка эта должна была спасти страну от коалиционного кризиса, вызванного тем, что ультраортодоксы внезапно узнали о том, что железную дорогу - о ужас - ремонтируют в шабат… Нет никакого смысла вникать в эту предысторию, и искать виноватых, потому что это молоко уже убежало.

Ключевой вопрос - что делать, чтобы избежать принятия “спасающего шабат” закона, который, простите, кроме как безумным и расистским я назвать не могу. Этот закон является атомной бомбой, подложенной под статус-кво в отношениях между религиозной и нерелигиозной частями населения. Объяснить?
Вот вам небольшая, но неприятная параллель - мы очень часто цитируем различных главарей террористических группировок и аятолл, которые грозятся сделать нам что-то нехорошее, отмечая, что им стоит верить. Я процитирую Арье Дери: “Шабат нам очень важен. Это еврейское государство и большинство граждан Израиля хотят чувствовать шабат на улицах и в городах”. Насколько мне известно, в последние 10 лет никаких опросов граждан страны по поводу необходимости “чувствовать шабат на улицах” не проводилось. И я немного сомневаюсь, что подавляющее большинство израильтян видят свой отдых субботний именно так, как видит его глава партии ШАС.
Уже сегодня, в ситуации когда каждый муниципалитет принимает решения по поводу открытия бизнесов в субботу, положение в различных городах со смешанным нерелигиозно-ультраортодоксальным населением, мягко говоря, нехорошее. Нередко вспыхивают скандалы, связанные с внезапными запретами на работу бизнесов в субботу. Причиной тому, уж простите - демократия. Когда меньшинство, объединенное одной идеей, проталкивает ее через своих представителей в муниципальных советах - разрозненное большинство проигрывает - магазины и места развлечений закрываются, даже если они не находятся в чтущих шабат районах.

Но в этой ситуации есть еще хоть какой-то шанс изменить расклад  на местном уровне - надавить на мэра и членов горсовета. В случае же принятия закона Дери - такого шанса нет, придется ждать смены правительства, причем гарантии того, что МВД опять не достанется ШАСу не может дать никто.

Но это опять таки не самая главная проблема. Безумие и расизм этого закона состоят в том, что еврей, не являющийся религиозным, еврей не по галахе и член семьи еврея оказываются в собственной стране бесправными.
В арабском секторе никто не закроет никаких магазинов и мест развлечения в субботу. Мусульмане, христиане и друзы не лишатся открытых в субботу магазинов или ресторанов. Зато жители еврейских населенных пунктов, где не живут массово ультрарелигиозные граждане, внезапно обнаружат, что добрый дядя Дери о них позаботился и вместо поездки за покупками им предлагается послушать песню “Валенки”. То есть, простите, либо сесть за руль и ехать в какое-то другое место из своего города даже за несчастным пакетом молока, либо оставаться без покупок и старательно радоваться шабату новой модели. Потому что, конечно, отсидевший за взятки Дери знает лучше как вам, дорогие евреи и примкнувшие, проводить день субботний.
И неизвестно, ограничит он свою миссию по спасению шабата только магазинами или за ними настанет очередь ресторанов, кинотеатров, боулинга, квест-комнат и так далее - в конце концов, все это сопряжено с передачей денег из рук в руки, совершенно не шабатнее занятие с точки зрения Дери (о том, какая скользкая эта дорога эта передача денег, Дери помнит хорошо).  Ведь никакой разницы, по сути, между магазином, где, скажем, можно закупиться в субботу для пикника, и рестораном - с точки зрения спасения субботы от поругания - нет. Более того, следующая ступенька этой лестницы - автомобили. Отсутствие работающих магазинов в городе заметно ухудшит качество жизни всех “безлошадных” граждан (а также тех, кто работает посменно, например). Но ради святости субботы автомобили в черте города тоже можно запретить, что уж там. Чтобы граждане чувствовали шабат на улицах и в городах на полную катушку.

Меня в этой связи интересует - помнит ли кто-то, что Израиль - еврейское и демократическое государство? В смысле, что национальное, религиозное, но все еще демократическое типа, то есть волеизъявление большинства граждан имеет значение? Может быть, надо помочь Дери и его электорату проникнуться духом израильского шабата - с кино, батутными парками, лазертэгом, квест-румами, танцами и прочим, включая покупки и шашлыки за городом? Возможно, неработающие люди плохо понимают, что работающим нужны поезда в будние дни и открытые магазины - в выходные? Но вы ведь понимаете, что никто и никогда не будет строить в центре Бней-Брака работающий в субботу торговый центр с картингами, ресторанами и кинотеатрами, так как там живет не та публика. Неужели таки нужно это сделать для сохранения статуса-кво и для того, чтобы еще часть граждан ощутила дух и настоящую радость субботы, когда улицы Бней-Брака переполнят в шабат автомобили из соседних городов?

Безумие ситуации состоит еще и в том, что о своем принципиальном намерении голосовать против закона Дери заранее заявила лишь партия НДИ. Я не призываю ей рукоплескать, это абсолютно логичное и нормальное поведение для любой нерелигиозной партии, не говоря уже о той, которая призвана защищать интересы миллиона репатриантов, более чем треть из которых - не являются евреями по галахе.
Меня удивляет гробовое молчание русскоязычных депутатов Кнессета от других коалиционных партий. Они внезапно забыли, что подавляющее большинство русскоязычных израильтян отдыхают в субботу несколько иначе чем ультраортодоксы? Они  забыли, что социальный статус репатриантов несколько ниже, чем у среднестатистического израильтянина и им сложнее поехать на своем автомобиле в нееврейский населенный пункт за покупками в единственный свободный день?

Смешная и печальная ситуация - 60 мэров различных городов страны поддержали позицию НДИ, выступив также против закона Дери. В этих городах проживает немало репатриантов, которые и станут жертвами нового закона, и, видимо, мэры лучше понимают их нужды, чем русскоязычные депутаты?
Возможно это так, но тогда может русскоязычным репатриантам стоит забыть о существовании этих парламентариев, вместе с партиями, которые их привели в Кнессет?

Алекс Коган

Израиль, ШАС, #АрьеДери, Биби Нетанияhу, #ОренХазан, шабат, #АвигдорЛиберман, Биньямин Нетаниягу, Кнесет, #7kanal

Previous post Next post
Up