Почему женщины не могли спать обнаженными на Руси

Dec 08, 2017 18:54


К наготе, особенно женской, на Руси было особое отношение. Так, с приходом христианства она была практически табуирована. И на то были свои причины, во многом носящие сакральный смысл.


Языческое наследие

Исторические источники сохранили слишком мало сведений о жизни наших предков до христианской эпохи, но есть основания полагать, что интимная жизнь славян была достаточно «вольной». Неизвестно, существовал ли на дохристианской Руси повсеместный разврат, как пытаются это представить некоторые исследователи, но многие славянские ритуалы носили «эротический» характер.

В частности, они были связаны с частичным или полным обнажением тела.

Так, известно, что во время игрищ на Ивана Купалу (этот праздник отмечался еще в языческие времена) девушки так высоко прыгали через костер, что у них оголялись интимные места (трусов или панталон тогда, понятное дело, еще не носили, тем более в крестьянской среде). Увидеть цветущий папоротник в ночь на Ивана Купалу тоже можно было только обнаженным.

Во время эпидемий женщины обнаженными обходили деревню, оберегая ее от болезней. В таком же виде они рассыпали зерно вокруг своих домов - от нечистой силы.

В посевную страду девушки ночью обходили нагишом поля, чтобы поделиться силой деторождения с матушкой-землей, чтобы она принесла хороший урожай. Что же до мужчин, то они, засевая поле, нередко раздевались догола, а то и онанировали, орошая землю спермой, «оплодотворяя» ее. Есть также сведения о том, что наши предки с той же «плодородной» целью проводили половой акт прямо на поле, либо имитировали это занятие, нагими перекатываясь туда-сюда. В засуху женщины выходили на посевы и задирали подолы. Считалось, что вид женских половых органов должен возбудить небо и оно пошлет на землю благословенный дождь…

Еще существовал такой интересный ритуал: если женщина в лунную ночь будет спать голой или в полдень голышом пройдет через поле под ярким солнцем, она забеременеет. Девушки купались по утрам голыми в росе, чтобы быть красивыми.

С приходом христианства был установлен целый институт различных табу, призванных защитить человека от греха. В частности, женщинам было запрещено раздеваться догола, кроме разве что случаев похода в баню. Это объяснялось в том числе и тем, что нагота активно использовалась в языческих обрядах, от которых людей пытались «отучить».

Боязнь злых сил

Несмотря на многочисленные ритуалы, связанные с обнажением, наши предки избегали спать нагишом даже в сильную жару. Объяснялось это тем, что когда человек спит, он беззащитен перед темными силами, которые могут легко завладеть им в таком состоянии. Если же это была женщина, она могла попасть во власть злых демонов, которые могли ее возжелать и вселиться в нее.

Христианское целомудрие

В христианскую эпоху запрет на наготу относился даже к супружеской жизни. Женщина не должна была переодеваться при муже и не должна была появляться перед ним полностью обнаженной, и даже половой акт ей предписывалось совершать в исподнем белье. Спать она также должна была в рубахе.

Христианская церковь пыталась всячески бороться с животным началом в человеке, объявив, в частности, все, что относилось к интимным радостям, «срамным» и «бесовским». Считалось, что если мужчина увидит обнаженную женщину, то ее нагота возбудит его и он захочет с нею возлечь. Даже между мужем и женой такое не поощрялось - священнослужители допускали секс, но только для зачатия детей. А тут речь шла уже о потрафлении животным инстинктам и получении удовольствия.

Так что поводов для табу было более чем достаточно, причем и с языческой, и с христианской точки зрения.

Интересны заметки Юрмиха - Ю.М. Лотмана о русском и немецком отношении к наготе:

Однажды (жара стояла уже настоящая) мы увидели, что часовой, охранявший вход в штаб, стоит на посту совершенно голый, в чем мать родила, только в сапогах и с автоматом на шее. Он не только защищался этим от жары, но и явно находил удовольствие в том, какое впечатление должен был производить его вид на нас. Стоя анфас к нашему пункту, он хохотал и хлопал себя по животу. Наш лейтенант не выдержал такого унижения и выпросил в штабе три снаряда: «Ну хоть припугнуть немножко, чтоб штаны надел», - упрашивал он комбата и получил ответ: «Ну ладно, три штуки дай». Тремя снарядами пристрелять орудие, даже если раньше пристрелка уже была, почти невозможно - ведь то ветер, а то орудие с каждым выстрелом пусть незначительно, но оседает, особенно на нетвердой прибрежной почве. Всем этим можно было пренебречь при обычной, массированной стрельбе. Это было бы просто незаметно. Но здесь работа была филигранная и требовала предельной точности, Наше орудие, выпустив три снаряда, конечно, не принесло заречному соседу никакого вреда, но намек он все-таки понял и штаны надел.

Вообще, отношение к обнаженному телу у нас и в немецкой армии было совершенно различным. Причем здесь явно сказывалась разница между европейским и восточным взглядом на этот вопрос. Немцы не только не стыдились (все наши наблюдения шли через линию фронта, потому мое мнение нуждается в корректировке) расстегнутости, обнаженного тела, но даже, видимо, находили в этом особый стиль. Они охотно разъезжали по фронту голые на мотоциклах, на немецких воинственных плакатах фронтовой немецкий офицер всегда изображался в расстегнутой на груди форме и с закатанными рукавами (вероятно, в немецкой армии все это воспринималось как «марциальный шик»). У нас было принято стыдиться своего тела (я не помню, чтоб кто-нибудь из нас, особенно из крестьянских ребят, раздевался для того, чтобы загорать). Если в жару на работе мы позволяли себе вольность, это могло быть до пояса голое тело, но при обязательных штанах и сапогах.

По-моему, в этом - одно из главных различий христианства и иудаизма. Христианство резко разделяет телесное и духовное, земное и небесное.
#Иудаизм же (#кабала) считает, что есть 7 миров. Наш, самый нижний - "улАм йецирА" - мир творения, созидания - физический мир.
И все, что мы делаем или думаем в этом мире, отображается в высших мирах.
И наоборот, все вещи, явления и т.д. в нашем  физическом мире - лишь отображение чего-то ("образов") в высших мирах.
"Метод корней и ветвей".


Мой учитель вождения Шалом Нисани
мне надоело объяснять всем, что Нисембойм - это ореховое дерево, и я сократил фамилию
- дедок лет под 80 - как-то спросил меня:
- Когда мне было лет 16-17, я работал в кибуце Дгания (считается первым кибуцем) в поле - мы косили. И, когда его очень доставали, он кричал: "Ё.аный  в рот!" . Я давно хотел спросить, что это такое.
Причем через 70 с лишним лет он произнес это с такой экспрессией!
Я объяснил - как мог, деликатно - сзади сидела следующая ученица - что имеется в виду оральный секс.
Шалом: - А почему это плохо? - Христианство считает, что любая сексуальная активность, не связанная с прокреацией, - это плохо. - Но это же хорошо!

русская красавица, кибуц, Израиль, #кабала, христиане, Кинерет, кибуцники, #Иудаизм, история, Россия

Previous post Next post
Up