Кинжодух Яоз

Jan 21, 2016 13:46

Художник Зоя Лебедева:


Слово «художник» в применении к Зое оказывается тесным. Обычно мы вкладываем в это понятие вполне конкретный смысл - станковая живопись или графика, акварели и прочие жанры изобразительного искусства. Конечно, у Лебедевой всё это тоже есть, но уже как пройденный этап. Зоя Лебедева - самобытный философ, претворяющий в акт творчества любой материал, подходящий ей в данный момент по своему физическому составу или содержательной сути.

В художественном пространстве Ижевска и Удмуртии, да и шире - в Поволжье и больших культурных центрах страны, Лебедеву хорошо знают как создателя уникальной техники плетения панно из растительного сырья. Она называет это «текстиль». В основу вещи ложатся любые травы, собранные на лугах Удмуртии. Но чаще это «чернобыль», полынь, которая в сухом виде издает удивительный аромат.

Другая уникальная и постоянная тема Зои - онгоны, самодельные и какие-то «первобытные» куклы, которые корнями уходят в мифические времена древности. Художница убеждена, что в человеческой жизни, в любом её, даже самом прозаическом проявлении есть магия. Просто мы об этом забыли или не хотим замечать. Отсюда художественным, человеческим и, если хотите, гражданским кредо Зои Лебедевой является достижение и восстановление гармонии всеми доступными ей средствами. В плетении ли текстильных панно, в создании ли лоскутных одеял с надписями. Каждый новый этап её жизни и творчества привносит что-то новое. Период «утильной правды» - это создание «минималистской» техники (у Зои долго не было своего угла и приходилось обходиться только самым необходимым и не накапливать объемного «багажа»). Теперь среди экспонатов преобладают вещи, выполненные в технике «картон-станок», то есть тканные или сплетенные композиции на листе картона от самого небольшого формата до метрового с лишним. А их можно сделать, сидя на стуле, где угодно.



Зоя ЛЕБЕДЕВА,
самобытный художник
Родилась в селе Бураново Малопургинского района Удмуртской Республики. Член Союза художников России, участница выставок в Москве, Петербурге, Франции, Швеции и Финляндии. Художница работает в жанрах флортекстиль, ткачество, в различных видах прикладного искусства.
- В 1997-м году я сидела в мастерской и думала: «А есть ли где-то человек, который плетет полынную ткань? Скорее всего, нет», - ответила сама себе и занялась флор-текстилем, в основе которого не только трава, но и нитки. Повезла свои работы в Москву, в Питер - там такого и близко не было! Дальше - больше, интереснее: я придумала полынную комнату, то есть комнату из полынных обоев. Причем полынь представила разных расцветок, ведь собирала ее с июня по октябрь.


Автор под псевдонимом Кинжодух Яоз (если прочитать наоборот, то получится художник Зоя, она же Зоя Лебедева. - Прим. ред. ) безжалостно высмеивает в своих карикатурах слабости людей, прогоняет со сцены Пафоса, лечит солисток «Бурановских бабушек» от звёздной хвори.


- Зою Лебедеву  часто сравнивают с Митьками, - рассказал Юминов. - Но они придумывали смешные и нелепые истории, и это здорово, а Зоя через иронию, грусть, возмущение рассказывает абсолютно реальные истории из жизни в Удмуртии.

«Кинжодух Яоз понимает, что мешочек счастья общий», «В России мягко стелют, да жёстко спать» - наивные и простые подписи дополняют особую атмосферу её рисунков.

- На выставке представлено много разных кукол.
- Это моя коллекция - версии традиционных кукол разных народов из тряпочек, деревяшек, ниток…




- Без лиц - куклы-обереги?
- У оберегов как раз лица есть. А это игровые куклы. Посмотрите мою авторскую версию индийской куклы: как гениально сделано лицо - из черточек! Ведь правда, если мы возьмем все морщинки, которые у нас на лице, и сделаем одинаковые акценты и на них, и на нос, и на глаза, то получится такая графика на лице.
А это куколка шведская, это египетская, из Каира, дальше идут венгерская, карельская… Рядом с ними - куклы свадебные, в головки некоторых кладут золу. Один мордовский художник как-то мне сообщил, что головки у свадебных кукол его народа делают из золы прапрабабушки…

- Тут и кукла из сухой травы?
- Да, русские в такие играли! Элементарный способ: взяли сено, завязали. Правда, кукла страшненькая, не покидает ощущение, что ее хорошенько потрепали.



- Ой, а эта кукла из мусора, что ли?
- Да внутри у каждого из нас мусора хоть отбавляй! Кукла получилась случайно: остались остатки ткани, выбрасывать было жаль, я завязала в мешочек, и вот…

- Смотрю, у вас представлены и тряпичные куклы, нашитые на картинки…
- Это онгоны, которые корнями уходят в мифические времена древности. Можно сказать, что это дух, воплощенный в кукле. Если человек рано умирал, то в память о нем сразу же делали онгон - куклу, которую обязательно нашивали на плоскость и всегда хранили в доме. Самые сильные онгоны у великих шаманов. А вообще онгоны бывают разными - родовыми, мужскими, женскими, индивидуальными, профессиональными. Смотрите, это семейный онгон - здесь три человека.

- В ваших онгонах есть какой-то тайный смысл?
- Плоскостью у меня является картон, на котором я изображаю внешнюю жизнь, а сшитая кукла - олицетворение внутренней жизни.



- Необычная работа: две куклы - женщины в бело-черных одеждах скреплены руками…
- Это два начала мира, два начала восприятия, которые неразделимы - светлое и темное. Каждое несет в себе свою противоположность…

- В этих же тонах соседняя работа «Улон-Кулон».
- В переводе с удмуртского улон - это жизнь, а кулон - смерть. И этот переход от жизни к смерти неизбежен, значим для каждого. Знаем ли мы о нем? Готовы ли мы к нему?

- Не могу пройти мимо оригинальной картины: одни бабули в виде кукол внизу, среди серых неприметных домов, а другие - нарисованные - вверху, на ковре-самолете. Что это значит?
- Ну, это прославившиеся на всю страну мои односельчане из села Бураново, которые теперь общаются с Пугачевой, Галкиным, - «Бурановские бабушки». Да вы не раз видели их по телевидению, они исполняют наши и зарубежные хиты, к примеру, из «Битлз», причем в удмуртских национальных костюмах, в лаптях…

- Я смотрю, одна бабушка камнем вниз летит с ковра-самолета….
- Звезды падают! В жизни случается всякое…

- По-моему, эти же звезды-бабушки и на ваших забавных лубочных картинках?
- Дневник-лубок отражает мою внутреннюю жизнь, каждый рисунок связан с тем или иным значимым событием. Поэтому не воссоздать здесь моих односельчан, как вы понимаете, я не могла. Вот на картинке бабушки поехали на конкурс Первого канала, потом на ОРТ, сначала с ними продюсер Поздеев, далее москвич Пугалкин, и, конечно, не обошлось без фото на стенде почета в сельском клубе!



- Замечаю, что во всех рисунках фигурирует Кинжодух Яоз. Это кто?
- Художник Зоя, если читать наоборот, то есть я! Этот персонаж двигается из картинки в картинку и рассказывает обо всех событиях. Если вы заметили, я специально пишу от его лица так, чтобы не разрывать буквы, поэтому весь текст слитный, надо подумать, чтобы прочесть…

- Кинжодух по национальности удмурт?
- Если это мое имя, то конечно. И хотя я отличаюсь от многих удмуртских художников тем, что работаю в нетрадиционной манере, выхожу из поставленных рамок, из заданной системы, но все мое творчество так или иначе пронизано жизнью моего народа, связано с его ментальностью.

В ДК ожидает меня встреча с оппозицией. Оказывается, внутри Буранова, в той его части, что занято творческим осмыслением бытия, наличествуют разные течения и мнения. Словно это не село в сорока километрах от Сарапула, а какие-нибудь Афины с философскими школами.

Оппозиция представлена в лице Зои Михайловны Лебедевой. Вот она решительно входит в ДК. Одета под активистку «Народной воли». Длинная чёрная юбка, чёрное пальто, тёмно-рыжие волосы туго стянуты в пучок на затылке. Никакой косметики. В глазах сухой и яростный огонь. На плече сумка, где вместо бомбы видеокамера.

Зоя Михайловна - художник, в столицах училась, в Европах выставлялась, но живёт с матерью на малой Родине. За Бураново она страстно болеет, и страдает, и терпит нападки, чувствует себя отверженной и огнём палит всех врагов. Враги - это равнодушные, костные, официальные, придворные и зазнавшиеся.

- Я против всех! И меня здесь никто не понимает, - с порога заявила Зоя Михайловна вместо обмена визитными карточками.

Идейная платформа оппозиции заключается в следующем: в Буранове - шестьсот человек бурановского народа, но селяне живут обособленно, как за глухой стеной. И нет единства ни в ком. Люди друг другу почти как волки, и достучаться до сердец - единственная стоящая задача для художника и гражданина.

В пылу борьбы за единство душ от Лебедевой достаётся всем, «Бурановским бабушкам» в первую очередь. Пока те пели в формате самодеятельности и даже переводили Цоя с битлами на удмуртский язык, всё было хорошо. Но как только шоу-бизнес поднял «ББ» на своё крыло, всё пошло вкривь и вкось. Бабушки зазвездились, и в село пришло разделение. Зависть, корысть, обиды и смущение.

Как быть и что делать? Выход художница Лебедева нашла парадоксальный, то есть типично бурановский. Она провела фотоперепись местного населения. Больше сотни фотографий бурановских семей на фоне своих дворов, завалинок, плетней, сараев и палисадников. Селяне впервые увидели себя всех вместе. А когда долго рассматриваешь отпечатанные карточки, кажется, на тебя смотрит одно и то же лицо, но в разных настроениях.

Теперь же Зоя Михайловна занималась видеопереписью. В камеру требовалось рассказать о себе, о своей мечте и спеть любимую песню.

Я попал под паровой каток лебедевского стремления к единству. Включили камеру, и обличье моё с вялым автобиографическим текстом занесено в книгу текущей жизни удмуртского села. И до глубокой ночи слышались в стенах ДК яростные споры женщин о судьбах Буранова.
Костюмы Зои Лебедевой


и картины.


Здесь - больше "картинок с выставки".

В художественной среде Удмуртии и больших культурных центрах страны Зоя Лебедева известна как автор уникальной техники плетения панно из растительного сырья. Она называет это «флортекстиль». В основу вещи ложатся любые травы, собранные на лугах Удмуртии. Но чаще это полынь, которая в сухом виде источает удивительный аромат.

Другая уникальная и постоянная тема Зои - онгоны, небольшие «первобытные» куклы, которые корнями уходят в мифические времена древности. Художница убеждена, что в человеческой жизни, в любом ее, даже самом прозаическом, проявлении есть магия. Просто мы об этом забыли или не хотим замечать.

Также Зоя Лебедева создает... комиксы. Точнее, это лубок, где главным персонажем является Кинжодух Яоз (Художник Зоя).

Несколько ее работ, выполненных в технике флортекстиль, находятся в собрании музея Эрарта. Увидеть их можно в авторском пространстве U-Space «Истоки» на втором этаже.
«Бурановских бабушек» раскритиковала удмуртская художница Зоя Лебедева

Опубликована: 11 Мая 2012 г. 17:15


фото - fotki.yandex.ruНеожиданная победа «Бурановских бабушек» на национальном отборочном туре музыкального конкурса «Евровидение-2012» вызвала к этому самодеятельному коллективу небывалое внимание, причем одни «бабушек» безоговорочно поддерживают, другие считают, что зря «старые» ввязались в продажный шоу-бизнес.

Так, например, известная удмуртская художника Зоя Лебедева, которая стояла у истоков формирования группы, резко раскритиковала певиц.

«Эх, жаль, такой хороший красивый проект испортили, превратили в попсу, - приводит слова Зои Лебедевой, которая полтора десятка лет назад поднимала «низовых» бурановских старух, журнал «Свое дело».

Зоя Лебедева - их односельчанка, причем одна из немногих в деревне, кто критично и веско оппонирует «тотальной любви», обрушившейся на «бабушек».

«Достоевский тоже кручинился: «Какая идея загублена!» А эти поехали бабки зарабатывать. А ведь песни Цоя не просто так появились у них в репертуаре, и Гребенщиков, и «битлы» тоже. Если ты к ним прикоснулся, надо писать благодарение. А они славу взяли на себя и стали сапогами всех топтать и веселиться. Песню бабы Лизы Зарбатовой «Пучеко, пучеко» спели, а Москва ухватилась за «веселое словечко». Но песня-то о тяжкой бабской доле, которая осталась без мужика. Детей не прокормить, жеребенка не запрячь, землю не вспахать, дом не построить. И заплакала женщина, а они все заигрывают и хохочут… Мне это ужасно неприятно. Они должны были эту ситуацию изначально прочувствовать, попав на ТВ. Я их предостерегала, что зависть на них обрушится. У меня ее, зависти, точно нет. Я могу завидовать белой завистью только настоящему успеху. А у «Бурановских бабушек» это не успех. Это конъюнктурная ниша, в которую они попали с сельской и кремлевской самодеятельностью. По слухам, они и в первый раз выиграли национальный тур, но с песней бабы Лизы в финал «Евровидения» было не пройти. Зато с песней Дробыша их пустили. Вот что знающие люди поговаривают… Я спрашиваю их: «А как же ваша гражданская позиция? Не надо перекладывать ответственность на чужие плечи. Если ты человек, гражданин, то у тебя должно быть чувство собственного достоинства». А в этом проекте теперь чувства собственного достоинства нет. Там оно растоптано, как и в звании «Почетный удмурт». Ну что же, играйте дальше, ребята. «Бурановские бабушки» гармонично вписались в попсовый тренд и становятся заведенными куклами», - заявила Лебедева.

Она также отметила, что из-за бабушек ей в целом стыдно за удмуртов. «Скоро я буду защищать русских от удмуртов. Мне с алкашами общаться легче, чем с богатыми упырями», - цитирует ее издание. Лебедева также считает, что не ей одной «не по нутру» творчество самородков из Бураново.
«…А «Бурановские бабушки» всё веселятся. Тупое это веселье. Тупость везде. И я знаю, что за этим весельем прячется страх. Настоящее народное искусство близко к року, а они занимаются спекуляцией и «жиреют» за счет других. После Цоя на подтанцовку к Бабкиной бабушки пошли. Куда вас заносит? - я пытаюсь вернуть их на землю. Писать стихи - это видовое занятие человека, и этот человек должен культурно проявляться, практиковать, петь. «Хочу писать для безголосых», - вспомните строчки Николая Доризо. И что вы все прете туда, в Москву, на «Евровидение»? Разве нельзя бесплатно петь, для души и от души. Почему столь высокой ценой удмуртам надо избавляться от комплекса неполноценности. Но слышу в ответ: «А нам надо звездить», - возмущается художница, которая уверена, что деньги испортили бабушек.

«Бес и тщеславие строят вашу церковь, - однажды сказала я им, и мне кажется, что народ туда не пойдет. Потому что церковь между нами, а не в камне или дереве. Я могла бы сыграть роль «диверсанта», поставив перед ними зеркало, спровоцировав их на поступок, отрефлексировав наши отношения, нашу жизнь. Я хочу, чтобы они проявили себя не тогда, когда все хвалят, хочу живых людей, а не восковых. Хочу живое дерево, а не вощеное, не пластмассу. Я не хочу продаваться и не буду», - заявила их землячка.

Между тем сами «Барановские бабушки» считают свою оппоненту глубоким и умным человеком. Художественный руководитель группы Ольга Туктарева заявила, что ей сложно спорить с Лебедевой.

«По-своему она переживает, боится за нас, что из нас сделают кукол, марионеток. Но мне её жалко. В любом деле она видит черное. Обида в ней какая-то сидит. Мне было сложно с ней работать, и не было желания ходить на работу. Не сработались мы с ней. Но она шикарные художественные акции проводила…», - рассказала Туктарева.

image Click to view


image Click to view


Что можно пожелать Кинжодух Яоз - художнику Зое?
- Не "зазвездиться" - от чего она так весело "прививает" бурановских бабушек.
- Не "заикониться" - поклонений
                                  установленный статут

- Не оторваться от корней
И, конечно, здоровья
- брийЮт, Ошер ве-Ошер     - здоровья, богатства и счастья!

Маяковский, Москва, пресса, Россия

Previous post Next post
Up