Всемирное общество потребления и Израиль

Nov 23, 2015 16:09

Развал семьи, рост неравенства, повсеместный расцвет коррупции и размывание среднего класса - всё это и многое другое происходит в странах с демократически избранной властью, призванной защищать благо и интересы избирателей. Ведь демократия - это когда на свободных выборах граждане решают, кто будет представлять их интересы, верно?

Подмена цели

Однако в действительности политический истеблишмент представляет вовсе не наши интересы, а чьи-то ещё. Ведь в глубине души мы не хотели бы такой жизни, не хотели бы круглые сутки вертеться, как белки в колесе, и тянуть эту лямку до пенсии, сроки которой то и дело отодвигаются.

Почему же именно это нам навязывают, старательно промывая мозги и не оставляя другого выхода? Почему ухудшающиеся социальные отношения затушевываются «правильной» подачей информации? Почему процесс зарабатывания денег ставится во главу угла? Почему мы не можем представить себе жизнь вне этого процесса и даже не вспоминаем о возможности потрудиться для других - без материальной оплаты? Приподняли бровь? Конечно, ведь для большинства из нас это абсолютный нонсенс.

В молодости, только что приехав в Израиль, я подрабатывал у сантехника. Как-то один из клиентов, уже немолодой, одинокий человек, попросил перенести ему что-то. У меня это заняло от силы минуту, и, конечно же, я отказался от купюры, которую он мне протянул. И тут он заплакал. Инсталлятор перевел мне смысл - человек не мог поверить, что такое ещё бывает.

Он плакал в начале девяностых и я не думаю, что с тех пор наша счастливая страна стала хоть капельку человечнее. Разумеется, не всё так грустно, как в этом примере, но лучше мы не стали. Да и Запад, с его традициями благотворительности, разительно разуверился в том, что общепринятая модель приведет к чему-то хорошему.

Бескорыстная доброта давно уже вышла из моды. Мы устраиваем День добрых дел раз в году, пересылаем друг другу душещипательные ролики, а особо альтруистичным натурам предоставляем стандартные схемы благодеяний, милых и в то же время часто рентабельных.

Деградировавшая «демократия» обслуживает сегодня устаревшую систему, в которой напрочь отсутствуют подлинные, вечные ценности, а идеология сводится к узаконенному стяжательству. Работа и потребление из вспомогательных инструментов превратились в петлю на шее каждого из нас - петлю, которую ипотечные банки затягивают ровно настолько, чтобы мы как можно меньше «брыкались», платя по счетам.

Всё это просто не может не вызывать негативных эмоций. Покрутившись в колесе какое-то время, люди, сознательно или безотчетно, начинают догадываться, чувствовать, что все их усилия - это бег на месте и что та же участь уготована их детям. Развивающийся мир пока еще тешит себя иллюзиями, стремясь догнать «лидеров», но и там однажды поймут: «идеал» потребления ведёт в никуда, он не заменит настоящей цели, ради которой рожден человек.

Тупик?

Что же можно предложить взамен? Какая система ценностей придаст людям оптимизм? Какая цель вселит в них надежду?

Религия ещё способна поддержать определенную часть общества, но что делать остальным? К тому же, не все религии мирные.

Другой вариант: в некоторых странах населению навязчиво предлагается национально-ориентированная идеология. Однако любой национализм, что бы он ни декларировал, опасно граничит с фашизмом в том или ином его проявлении. Да, он спаивает людей в «пучок» (итал. fascio) - но спаивает терпким пропагандистским пойлом, после которого однажды наступает до боли хмурое утро. Впрочем, и современный либерализм всё чаще выказывает признаки той же болезни.

Поэтому сегодня странам и миру нужны не столько национальные идеи, сколько общечеловеческие. Именно в их рамках получит новую жизнь и национальное самовыражение - как часть интегрального, многогранного единства.
Ведь мы все столкнулись с общей проблемой, с общей бедой, мы все оказались в одном большом «беличьем колесе» и сама жизнь подталкивает нас к поиску общих ценностей, которые позволят освободиться от рабства в мировой потребительской империи.

По сути, мы рабы собственной бесцельности. Именно она загоняет нас в ловушку отживших социальных ориентиров, заставляя меньше думать и больше вкалывать в надежде, что наши проблемы решат политики - слуги народа на содержании элит.

Но нет, наши проблемы - их хлеб и власть. Например, то же дорожающее жилье в Израиле выгодно не только подрядчикам, но и правительству. Сегодня это отмечают ведущие израильские СМИ. Более того, значительное снижение цен на квартиры грозит обрушить банковскую систему, а с ней и экономику. Мы оказались в ловушке, которую расставили для нас круги, чьи интересы весьма далеки от достижения подлинного социального благополучия. И естественно, повсюду в мире они боятся, что, очнувшись от трудошопоголичного дурмана, люди обратят на них свой гнев. Поэтому население постоянно держат под капельницей СМИ, под жесткой пятой банков, под неотступным прессом современного образа жизни с его лозунгом: «Потребляй - и будет тебе счастье».

Счастье - это как?

В действительности проблема эта вообще не решается политическими средствами. Политика - дама легкого поведения, она самозабвенно заигрывает с ухажерами, не забывая дурачить своего легковерного - простите, благоверного, то бишь народ.

Силовые методы здесь тоже не годятся. Как показали «эксперименты» последних лет, от них можно ждать чего угодно, кроме пользы.

Безнадежность, охватывающая потребительское общество, - это на самом деле проблема социальная. Людей намеренно разъединяют, ментально изолируют друг от друга и переводят на жесткие, коммерческие, бездушные отношения, служащие лишь суррогатом, жалкой подделкой подлинного общественного благополучия и благосостояния.

А потому решение тоже может быть только социальным. Лишь здоровое, солидарное общество, базирующееся на взаимопонимании, сопереживании и общности интересов, способно порождать смысл более высокий, чем нескончаемая конкуренция в работе и потреблении. Конкуренция, в которой, как и в естественном отборе, побеждает наиболее приспособленный…

Сегодня обстоятельства сложились так, что мы в Израиле имеем уникальную возможность взглянуть на западную цивилизацию изнутри и в то же время со стороны. Отчасти мы принадлежим ей, однако, со всем уважением, наша история «немного» древнее.
Следует признать, что эта система предоставляет личности небывалые возможности для индивидуального развития, однако вместе с тем направляет львиную долю её потенциала в русло эгоистического самонаслаждения, прикрытого высокими словами о праве каждого на стремление к счастью.

Подходя к своему логическому завершению, освобождаясь от ложных добродетелей, которые оказались всего лишь ширмой, потребительская парадигма поднимает сегодня простой вопрос: может ли каждый стремиться к счастью в одиночку? Или подлинное счастье человека возможно только в счастливом обществе?

Олег Ицексон

Источник: Открытый телеканал

Израиль, Израиль и Америка, израэльский примитивский, правда об Израиле, постмодернизм

Previous post Next post
Up