Про Франко и Салазара

Nov 08, 2011 20:45

Мы как-то с krug51 обсуждали Франко и Салазара.
Про Франко нашел наиболее полную статью «Каудильо Франко - последний маран, спаситель евреев»  на сайте JewAge:
Франко - фигура мрачная и зловещая. Тиран и обскурант. Фашист. Диктатор в заношенном плаще Торквемады. И вообще - сплошное каудильо...


Хотя некоторые испанцы почитают Франко спасителем страны. Причем к этим к некоторым относятся не яростные радикалы, а военные. Религиозные лидеры. Экономисты. Сальвадор Дали, наконец, утверждавший, что именно Франко спас Испанию от экстремизма (как правого, так и левого) и тотальной идеологизированности.
Впрочем, все это их, испанское, дело. Остальное же человечество, способное воспринять собственную историю только в виде мыльной оперы, знает, что: в Испании произошла схватка хорошего с плохим; хорошее это были Хемингуэй и Сент-Экзюпери, а плохое это был Франко. А если кто не согласен, посмотрите на фотографии, и сразу увидите, кто симпатичней... Ой, нет, с фотографиями выходит неприятность: самым симпатичным может вообще оказаться супермен и кинозвезда 40-х - 50-х, австралийский актер Эролл Флинн, игравший робингудов и капитанов бладов, а он был страстным сторонником нацистов... Ну, значит, без фотографий. Все равно. На стороне хороших - "но пасаран", "лучше стоя, чем на коленях", погромы, устраиваемые народным фронтом, и испанские дети в советских детприемниках, испанские дети, которые через лет тридцать - сорок захотели вернуться на свою историческую родину, к своему историческому каудильо, и попали в прочный "отказ". Ну, да не они одни...
Впрочем, все это их, среднечеловеческое, дело.
Но вот со стороны евреев принимать активное участие в этом обсуждении деталей мыльной оперы на коммунальной кухне человечества, со стороны евреев, заявляю, это - по меньшей мере некорректно.
Ибо: ни один политический лидер двадцатого века не сделал столько для спасения евреев в годы Катастрофы, сколько - каудильо Франко, потомок сефардских евреев, маранов, раввинов, мореплавателей, дворян.
* * *
О еврейском происхождении Франсиско Франко заговорили сразу же после войны - и надо отдать должное испанскому правителю, ставшему в 30-е годы фанатичным католиком: он никогда не пресекал эти разговоры. Да и нелепо было бы пресекать: фамилия Франко говорила сама за себя и звучала для сефардского уха приблизительно так же, как для ашкеназского звучит, если не впрямую Рабинович, то, во всяком случае, Фишман или Гриншпун...
В Испании вообще были распространены еврейские фамилии, происходящие от названий населенных пунктов (кстати, не только в Испании. Среди ашкеназских евреев было множество Виленских и Вильнеров, Кишиневских и Молдавских, Ковенских и Ковнеров, а также Берлинеров, Плонских, Варшавских, Подольских...). Франко - название поселения в Галисии, где проживало множество евреев. Среди столь же распространенных еврейских фамилий, происходящих от географических пунктов, можно назвать Медина, Кордова, Толедано (весьма распространенную в Израиле) и... (честное слово, без каких-либо намеков и выводов)... Кастро. Его предки и по материнской, и по отцовской линии служили во флоте - правда, в основном администраторами и интендантами: считалось, что маран не может быть боевым офицером. Наконец один из предков Франко в конце девятнадцатого века приобрел грамоту "о чистоте крови", и с тех пор мужчины этой семьи были морскими офицерами без всяких интендантских примесей.
Но даже более чем столетняя грамота не спасла Франко от чисто семитской внешности и, в особенности, от характерного носа. Однако гордо задрав этот самый еврейский нос, Франсиско проламывался вперед - и стал самым молодым в Европе генералом после Наполеона. Правда, несколько сумрачным, жестким и неулыбчивым генералом, со специфически тяжелым взглядом выбившегося наверх представителя нацменьшинства.


Дальнейший путь к власти проложила женитьба на аристократке-католичке, чья семья была тесно связана с клерикальной элитой. Именно с подачи изящной и величественной доньи Кармон фанатичным католиком стал и сам Франко. Фигура сумрачная и неулыбчивая, как будто вышедшая из темной средневековой ниши, откуда-то из-за трона какого-нибудь Альфонса, Франко любил свою страну любовью тяжелой и мрачной, с испанским фанатизмом, еврейской жестоковыйностью и одновременно - с извращенной хитростью истинно среднеземноморского правителя.

  

По сути, его не интересовали ни Гитлер, ни "ось", ни Америка (которую он, правда, демонстративно поддержал в конфликте с Японией) - его интересовала возможность спасти Испанию от участия в войне, с одной стороны, и не дать превратить ее в провинцию Германии - с другой. Обеих этих целей Франко достиг, когда в октябре 1940 года в Андайе он в первый и последний раз встретился с Гитлером. Требования Гитлера были весьма категоричны.


Немецких парашютистов, как заявил фюрер Франко, сейчас готовят к десанту в Гибралтар. "Операция Феликс", захват Гибралтара даст возможность немцам блокировать все английские суда, находящиеся в Средиземном море, и захватить Северную Африку. Объединившись с испанскими частями, Вермахт разгромит восьмидесятитысячную армию Уэйвелла в Египте. Весь Ближний Восток окажется тогда в руках "оси". Для всего этого требуется всего ничего - согласие Испании и, прежде всего, открытие испанской границы немецким войскам. Сумрачный испанский диктатор, не поднимая головы, не глядя в лицо своему собеседнику, говорил мерным, тонким, раздражающим голосом. Он говорил о том, что для вступления в войну Испании потребуются сотни тысяч тонн зерна, боеприпасы, артиллерия; о том, что появление немецких войск под Гибралтаром будет рассматриваться как оскорбление, нанесенное испанской чести, ибо только испанец должен освободить Гибралтар от неверных; что танки по пустыне не пройдут; что вишиская Франция будет недовольна появлением немцев в Северной Африке и еще многое, многое другое. Ох, как он раздражал Гитлера этой своей манерой и этим своим голосом! Тот прервал встречу только для того, чтобы больше не видеть и не слышать этого "мерзкого еврейского торгаша" - именно так фюрер обозвал Франко, не ведая при этом о близости прозвища к истине.


Дважды потом удавалось Франко отсрочить проведение Германией "операции Феликс" - пока, наконец, Сталинград не сделал идею африканского похода неактуальной...
Тогда в Андайе тусклый бесцветный гитлеровский собеседник своими не очень убедительными доводами и своим раздражающим немецкое ухо голосом муэдзина изменил ход истории. Ибо сумей Гитлер проникнуть в Африку - исход второй мировой войны был бы другим, о том свидетельствуют...
...Уинстон Черчилль в своих мемуарах: "Если бы Гитлер овладел Гибралтаром, исход войны был бы другим"...
И Средиземное море превратилось бы во внутреннее озеро Третьего Райха, и Роммель, конечно, дошел бы до Каира и до Йерусалима.
Когда вопрос о допущении Вермахта в Гибралтар обсуждался на заседании испанского правительства и несколько пронацистских министров были «за», Франко сказал:
- Г-да! Никто из нас не может поручиться, что в нем нет нескольких капель еврейской крови. Неужели же мы пустим в нашу страну этих скотов?
А евреи? Те самые евреи Венгрии, Румынии, Греции и вишиской Франции, которых по приказу Франко принимали испанские миссии в этих странах и переправляли в Испанию; тысяча шестьсот евреев, спасенных Франко из Берген Бельцена, тысяча евреев Солоник, получившие испанские паспорта? Их было мало, так мало - по сравнению с шестью миллионами погибших... Но происходило это в те времена, когда практически все страны, кроме Испании, закрыли границы перед мечущимися европейскими евреями. Только в одном 1940 году Испания приняла (тем самым - спася) сорок тысяч евреев, перешедших франко-испанскую границу.


Здесь более подробно о спасении Франко европейских евреев.
Правда, Guardian утверждает, что General Franco gave list of Spanish Jews to Nazis (генерал Франко передал нацистом список испанских евреев) в 1940-м.
Но дальше Guardian пишет:  Adolf Hitler met General Franco. Hitler had sent him troops and aircraft during the Spanish civil war and now wanted Franco to join the Axis powers.
Franco, however, had his own demands: Gibraltar and parts of French north Africa. Hitler is reported to have furiously declared that he "would rather have three or four teeth pulled out" than spend more time with the ungrateful Spaniard. Franco agreed to join the war at a future date but Spain eventually stayed out of the conflict.
(Адольф Гитлер встретился с генералом Франко. Гитлер посылал ему войска и самолеты во время гражданской войны в Испании и теперь хотел, чтобы Франко присоединился к странам Оси.
У Франко, однако, были собственные требования: Гибралтар и части французской северной Африки. Гитлер гневно воскликнул, что он «скорее даст вырвать себе 3 или 4 зуба», чем общаться еще с этим неблагодарным испанцем. (В других источниках говорится, что Гитлер назвал  Франко «еврейским торгашом».) Франко согласился в будущем присоединиться к войне, но в конце концов остался вне конфликта.
 

Салазар - одна из самых загадочных политических фигур ХХ века. Здесь подробно излагается его биография. Я изложу по памяти статью Льва Вершинина (к сожалению, не нашел on-line).
Салазар был сыном деревенского лавочника. У него было два идола: Б-г и знания. Его девушка его бортанула, т.к. вместо танцев он предпочитал лишний раз сходить в церковь. И он уехал в Коимбрский университет, один из старейших в Европе, где вскоре стал профессором экономики.
В то время Португалия была беднейшей страной Европы, где постоянно происходили военные перевороты: майоры и капитаны свергали генералов и полковников, обвиняя их в коррупции, а потом цикл повторялся. А Салазар опубликовал ряд статей по экономике - доступным языком - с анализом ситуации и конкретными предложениями. После очередного переворота глава новой хунты пригласил к себе Салазара и сказал:
- Г-н профессором, что Вам нужно, чтобы навести порядок в стране? - Диктаторские полномочия. - Берите, сколько хотите.
Но еще до этого Салазар основал христианскую партию и даже получил на выборах 1 мандат. После первого заседания парламента он публично порвал свой мандат, сказав: «У меня нет времени на эти глупости.»
Салазар правил Португалией около 40 лет. Когда у него случился инсульт, все решили, что старичок уже не встанет, и быстренько назначили вместо него его секретаря Каэтану. Но Салазар выжил и вернулся к своей должности. Но он уже был не вполне адекватным, и «придорные» устраивали для него и с ним спектакли.
Многие считают, что, глядя на это, Франко занялся поисками преемника и восстановил монархию - выбрал в преемника Хуана-Карлоса Бурбона.
Во время войны десятки, сотни тысяч евреев из различных европейских стран смогли спастись от гитлеровского геноцида, воспользовавшись португальскими визами, эмигрируя из охваченной войной Европы.
Мне непонятно, почему в Яв-ва-Шеме не нашлось место Франко и Салазару - безусловно, праведникам мира, спасшим сотни тысяч евреев. (Хотя, конечно, украинская старушка, спасшая одного или двух еврейских детей, не меньшая, а может, и большая праведница.)

Лев Вершинин, wwii, Йерусалим, анусим, френдолюбие, история с географией, френды, Гитлер, кристианос нуевос

Previous post Next post
Up