"Неинтервью" с Юлией Миленькой о том, почему искусство не попадает на первые полосы

May 10, 2016 08:21

Сегодня в методкабинете проекта Творческая мастерская прикладных коммуникаций я с удовольствием представляю Юлию  Миленькую,  журналиста, корреспондента республиканской общественно-политической газеты  «Литер».  В процессе  нашего общения с Юлей неожиданно появился новый, во всяком случае для меня,  формат - "неинтервью". Ну, а действительно, если есть формат "некафе", которое как бы и кафе, но вместе с тем «не», то  почему нам не поэкспериментировать  с «неинтервью»?  В общем, мы попробовали отойти от стандартной  процедуры,  обсудили и выбрали  основные смысловые блоки и  попытались раскрыть их  не только с помощью  вопросов и  ответов,  но и в форме свободного обмена мнениями. И вот, что получилось в итоге.


[Читать далее]
Владимир Павленко (далее В.П.) Юля, прежде всего,  хотелось бы узнать Ваш мнение относительно  такой постановки вопроса: почему искусство не попадает на первые полосы? Действительно это так: искусство не попадает на первые полосы? И если да, то хотелось бы понять  почему? И что должно произойти, чтобы ситуация изменилась? Как полагаете?

Юлия Миленькая (далее Ю.М.): Я думаю, что изначально нужно понимать сам формат издания и его ЦА.
Мне легче рассматривать это на примере газеты, в которой работаю - республиканской общественно-политической газеты «Литер».
К счастью, две ПОСЛЕДНИХ полосы у нас выделяются на темы социума и культуры, которые нередко перекликаются друг с другом. Анонсы культурных событий у нас зачастую попадают на первые полосы. Да, они редко становятся центральной темой этой полосы, потому что газета больше направлена на освещение тем политической важности. Правда, несколько раз мои материалы на тему культуры все же попадали на первую страницу и становились главной темой номера. Это происходило тогда, когда культурное событие носило государственную степень важности, а именно, когда разговор о культуре затрагивал лицо всей страны,  ее имидж и развитие.


На первую страницу газеты может вполне претендовать кусочек интервью (с продолжением на других страницах газеты), к примеру, с известным режиссером, исполнителем или музыкантом. Да, бывает.
Первая страница газеты также может быть «окультуренной» благодаря острой и проблемной теме, выполненной в жанре аналитического обзора. Такие материалы, как правило, эксклюзивны и дают понять читателям, что в издании работают не только журналисты-обозреватели, но и журналисты-аналитики. Любое издание ценит такие материалы, ну и, наверное, таких сотрудников.

В целом, же хочу сказать, что сегодня иногда остается радоваться тому, что рубрика «Культура» просто наличествует в газетах. Нередко редакторы  намеренно отказываются от освещения культурных тем, считая это ненужным делом, засоряющим бумажные просторы их СЕРЬЕЗНЫХ изданий. Но здесь уже можно начать дискуссировать о культурном воспитании самого редактора такого издания,  и вообще, об отношении к культуре людей, работающих вне сферы искусства, как к чему-то маловажному, второстепенному.

На самом деле, это проблема всей страны. До тех пор пока культура у нас будет финансироваться по остаточному принципу, и оставаться без должного внимания, мы не достигнем не только первых полос, но и многого другого и важного в нашей жизни.

В.П.: Юля, сегодня  практически у каждого СМИ есть электронный вариант: сайт, страницы в социальных сетях.  И,  казалось бы,  у издания   появляются новые пространства, создаются дополнительные возможности  для освещения  различных тем, в том числе  новостей культуры и искусства.

И  интересно,  если сравнить с тем временем, когда начинал, к примеру, Константин Кешин освещать вопросы культуры в «Казахстанской правде».  Первая публикация, Эдуарда Галиевича,  насколько мне известно, появилась в этой газете в 1957 году,  и в 2007 отмечалось пятидесятилетие его журналистской деятельности и приверженности родному изданию. В то время было все понятно: вот бумажный носитель - газета "Казахстанская правда, рубрика "Новости культуры",  вот технология - доставка газеты читателю,  вот профессиональная специализация - журналист, освещающий вопросы культуры...

Но  если посмотреть на то, как изменилось медиапространство,  какие новые технологии и возможности появились за последние десять лет, то можно выйти на целый блок важных вопросов и  попытаться  определить, что сегодня является основным носителем новостей о культуре?  Какие технологии при этом задействованы? Кто  в большей степени  освещает вопросы культуры и искусства: журналист или  блоггер? Или все же  журналист и блоггер?

Это чрезвычайно интересная тема для обсуждения, на мой взгляд.  К примеру, Андрей Мирошниченко в книге "Когда умрут газеты" утверждает, что обнаружение актуальной темы перестает быть монопольным правом журналиста, который, я цитирую:

"все еще естественно настаивает на этой монополии только лишь на том основании, что занимается этим профессионально и легко побьет блоггера в очном творческом поединке. Но теперь большое количество интернет-бродяг с разнообразными знаниями ежеминутно наталкиваются в информационном пространстве на что-нибудь интересное. Они не специально. Просто их много". Конец цитаты.

Юля, согласны ли Вы с данным утверждением Андрея? И как оно применительно к освещению тем искусства и культуры? Специализируясь в этом направлении профессиональной журналистской деятельности, уверенно ли Вы смотрите в завтрашний день? Не боитесь конкуренции со стороны блоггеров? 

Ю.М.: Лично я ни с кем не борюсь, к счастью.  Но Вы знаете, в чем дело? Дело в том, что блогеры стали более востребованными и более уважаемыми людьми на многих событиях. Они, блогеры, в отличие от журналистов, порой не так креативно мыслят, не так красиво растекаются мыслью по древу, но зато в своих постах, блогах и маленьких заметках умудряются перечислить названия всех коммерческих заведений, где проходило мероприятие, всех коммерческих спонсоров, которые, дай Бог им здоровья, вложили свои средства в  проведение этого мероприятия.

Журналисты, работающие в государственных изданиях, к сожалению, не имеют право все это указать.  - Реклама! - кричат редакторы и генеральные директоры многочисленных изданий из своих кабинетов журналистам.  - Пусть платят, тогда напишем! Вы, журналисты, пишите просто так: «В одном алматинском заведении произошло такое-то мероприятие, которое поддержали несколько коммерческих  спонсоров»…

Это, безусловно, очень «информативный» лид, который абсолютно не нужен организаторам события. И правильно, что не нужен... Ну, а сегодня беспрепятственные пропуски на те или иные крупные мероприятия часто находятся в руках не журналистов, а блогеров, которые, быть может, не сделают супер аналитический материал, но зато правильно перепишут всех спонсоров, и без проблем укажут место, где проходило событие. Да и потом они, конечно, сделают это куда быстрее, чем журналисты-газетчики, имеющие возможность выпустить самый быстрый материал только на следующий день после того, как то или иное событие состоится.

Вот такая ситуация. Поэтому газетам, чтобы сохранить свое лицо сегодня нужно делать уклон на аналитические материалы, которые были бы интересны читателям. Информацию читатели найдут у блогеров, а красивый художественный текст -  прочтут в газетах и в их электронных версиях.
Хотя это не выход из проблемы, это просто попытка рационально воспринять сложившуюся ситуацию без революций.

В.П.: Юля, у Вас бакалавриат по журналистике, магистратура по маркетингу, консерватория по скрипке. Верно? Что вот такая фундаментальная и разносторонняя подготовка дает Вам в плане профессиональной деятельности? И здесь же, по Вашему мнению,  какими качествами и профессиональными компетенциями  должен обладать современный журналист, освещающий события культуры и искусства? Как, почему и насколько быстро меняются требования к его знаниям, умениям и навыкам?

Ю.М.: Все верно, Владимир Николаевич. Отвечая на Ваш вопрос, сразу посоветую своим будущим коллегам поступать не на журфак, а лучше на какой-нибудь другой факультет. Если вас интересует работа в экономических и финансовых изданиях, поступайте на экономику, финансы, деловое администрирование, если любите политические темы - вперед на политологию, историю, международные отношения. И при этом читайте, читайте, читайте. Читайте художественную литературу, классику, современную публицистику. Это сформирует ваш слог, даст знания, расшевелит мозги.

Я работаю в сфере культуры и имею за плечами консерваторское образование. Именно поэтому имею возможность, а в некоторых случаях и право, писать рецензии на концерты классической музыки, освещать реальные проблемы, царящие на «кухнях» творческих учебных заведений страны и т.д.

Несмотря на это, я спешу передать привет всем моим вузовским преподавателям и сказать им огромное спасибо за знания и студенческое время!
Да, магистратуру по маркетингу я окончила специально. Не исключаю возможность частичного перехода в сферу PR, где очень необходимо не только журналистские знания, но и маркетинговые, как мне кажется.


В.П,:  В 2010 году была выпущена коллективная монография "Как работают бренды в социо-культурном пространстве" к 15-летию факультета "Предпринимательство в культуре" Международного университета в Москве.  Декан факультета профессор Ирина Георгиевна Хангельдиева  в статье  «Брендинг в искусстве: современные российские абберации» выделяет два момента:

первый: в нулевых годах практически невозможно было встретить в периодической печати статей с названиями типа "Маркетинговые коммуникации: брендинг в культуре и искусстве".
второе: Хангельдиева И.Г. в самых общих чертах выделила четыре типа брендов, актуализирующихся в сфере искусства по состоянию на начало 2010 года в России:
1) имеющие славную историю и мировую известность, но нуждающиеся в необрендировании;
2) просуществовавшие десятки лет, но требующие коренной модернизации в современных условиях;
3) созданные и завоевавшие известность в период рыночных реформ, имеющих сложившуюся репутацию, но требующие поддержки;
4) только созданные и находящиеся в начале пути, созидающие свою исполнительскую услугу с нулевого цикла".

В связи  этим такой вопрос: Юля, как маркетолог, знающая мир современного казахстанского искусства  изнутри, какую бы типологию казахстанских брендов, актуализирующихся в данной сфере,  Вы бы предложили?  Интересно Ваше личное мнение, Ваш вариант типологии. Пусть он не претендует на полноту и всеохватность. Это и нереально, пожалуй, в ситуации сегодняшнего дня. НО Ваш опыт журналиста, пишущего по тематике культуры и искусства, Ваши знания магистра маркетинга, понимание особенностей маркетинговых коммуникаций в культуре и искусстве позволят, на мой взгляд,  выйти на интересное типологическое обобщение.  Что скажете?

Ю. М.:  Сегодня, говоря о состоянии дел в современном мире культуры Казахстана, в большей степени можно говорить не о тех или иных институциях, а больше о людях, которые создают культурные проекты и становятся в наше не совсем простое время инициаторами, идейными вдохновителями того или иного события.

Не думаю, что я смогу так искусно типизировать бренды в сфере искусства, как это сделала госпожа И.Г. Хангельдиева, но могу перечислить имена тех людей, благодаря которым Алматы, постепенно теряющий статус культурной столицы страны, имеет возможность еще как-то сохранять  свое прежнее лицо.

1. Это наши выдающиеся мэтры классического исполнительского искусства - народная артистка Казахстана Жания Аубакирова, заслуженный деятель РК Марат Бисенгалиев. Они прославляют нашу страну и в республике,  и далеко за ее  пределами. Своим профессионализмом они дают людям, не знакомым с Казахстаном, знания о том, что у нас светская, культурная страна, имеющая свою весьма неплохую исполнительскую школу, формировавшуюся многими десятилетиями, свои традиции и взгляды на жизнь.

2. Ансамбль классической музыки «Камерата Казахстана» под руководством народной артистки РК Гаухар Мурзабековой. Этот коллектив профессионально пробует какие-то эксперименты, делает классику актуальной, интересной, нескучной и модной. Все эти характеристики позволяют популяризировать классическое музыкальное искусство не только среди взрослой, но и среди молодежной аудитории.

3. Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева. Сегодня этот музей - настоящий живой организм со своей атмосферой, традициями. Частые выставки казахстанских и зарубежных художников, квест-игры, семинары, мастер-классы - это лишь малая часть того, что сегодня организовывает и создает музей. Походы в музей Кастеева  действительно, стали очень интересным и увлекательным занятием.

4.   ГАТОБ имени Абая и ГАРТД имени Лермонтова сегодня стараются радовать зрителей все новыми премьерами. Их постановкам также не чужды эксперименты. Но делаются эти эксперименты не топорно и любительски, а исключительно профессионально. Сегодня все чаще работа над новым материалом происходит без подключения зарубежных специалистов, своими силами. Это и неплохо, и нехорошо. Это просто факт. Все упирается в финансирование…

5.   Последние несколько лет показали, что культурными брендами Алматы также можно назвать театр «АРТиШОК», Евразийский культурный Альянс. Хочу также перечислить несколько имен, которые вносят огромный вклад в развитие культурной сферы города. Это джазовая певица Ирэна Аравина, молодой арт-менеджер, главный организатор международного фестиваля исполнительских искусств Ольга Султанова, организатор Оперного Бала в Алматы Марат Омаров, директор киноцентра «Арман» Бауржан Шукенов и руководитель киноклуба в кинотеатре «Цезарь» Олег Борецкий - наши популяризаторы хорошего и качественного кино.

В.П.: Юля, завершая наше «неинтервью,  хотелось бы поговорить  о такой инициативе как "поющие журналисты"  - Вашем дуэте  с Олегом Беловым. Расскажите, пожалуйста, об этом очень,  на мой взгляд,  симпатичном проекте. Как родилась идея и вообще "зачем все это зачем" (с)))?  Где и когда состоялось первое выступление?  Что было потом? И, конечно, интересно, что будет дальше?

Ю.М.: Владимир Николаевич, 12 мая в магазине "Меломан" (ул. Гоголя - уг.ул. Панфилова) состоится презентация нашего первого совместного альбома с Олегом Беловым "Код любви Мы представляем творческий дуэт MiBemol и исполняем собственные песни, часть из которых написана в соавторстве с композитором Павлом Аксеновым и поэтом Алексеем Старченковым. Любимые стили нашего коллектива - босанова, барокко, французский шансон, фанк и акынролл (соединение фолка и рока). Можно много рассказывать о создании и зарождения нашего дуэта, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  Поэтому, Владимир Николаевич, позвольте пригласить Вас и всех желающих на нашу презентацию!Встретимся 12 мая!


ТМ прикладных коммуникаций, Искусство, Методкабинет

Previous post Next post
Up