SMS-платежи - общий прогноз ситуации

Oct 19, 2009 20:41

Основная проблема рынка SMS-платежей, как признают аналитики J'son&Partners и ACM-Consulting, - это фактически полулегальный формат его существования. Важно понимать, что с лицевого счета абонента можно оплачивать только услуги связи, предоставляемые оператором. Однако сейчас с помощью premium SMS оплачиваются не операторские услуги (например, сервисы в службах знакомств наподобие "Мамбы" и социальных сетях наподобие "Одноклассников". С точки зрения законодательства РФ подобные транзакции не разрешены. Единственная легитимная схема оплаты неоператорских сервисов, которая реализованная в РФ и о которой известно нам - это "Мобильный платеж" от "Билайн", когда по SMS-команде происходит возврат части средств с абонентского счета на банковский счет, с которого и идет оплата той или иной услуги. Не стоит забывать и о том, что большую долю занимают в структуре микроплатежей порно-контент :)
В настоящий момент основные усилия компаний-операторов “большой тройки” и финансовых организаций сосредоточены на разработке технической и правовой схемы, которая позволила бы объединить разрозненные проекты в области мобильной коммерции в унифицированную инфраструктуру. Наиболее адаптивной, с этой точки зрения, является концепция микроплатежей, при которых трансферты на 5-35 тыс. руб., не связанные с предпринимательской деятельностью, оператор мобильной связи мог бы списывать по поручению своих клиентов с их абонентского счета. В настоящий момент эта практика, осуществимая технически, не может быть реализована из-за того, что ЦБ РФ считает подобные операции банковскими и требует проводить их только через финансово-кредитные учреждения. Между тем, предоставляя пользователю достаточно простую систему управления своим счетом с помощью мобильного терминала (через wap, как у “МегаФон-Москва”, с помощью Java-аплетов на SIM-карте, как у МТС, посредством SMS и веб-сайта, как у “ВымпелКома”), можно было бы реально ускорить проведение небольших переводов, которые составляют львиную долю банковских платежей от частных лиц. Кстати, в большинстве случаев подобные операции для финансово-кредитных учреждений являются убыточным или минимально рентабельным.
Для развития популярности подобных сервисов необходимо создание прозрачных и понятных условий для подключения к универсальной платежной платформе новых участников, а также увеличение перечня услуг и товаров, которые можно оплатить с помощью мобильного телефона. В этой связи интересна идея создания единого центра координации мобильной коммерции в России, так и не реализованная пока в рамках проекта “Мобильные платежи” Инфокоммуникационного союза. По замыслу участников проекта данная организация должна была бы стать центральным административным органом, осуществляющим функции стандартизации и внутреннего регулирования российского рынка мобильной коммерции. Но этого так и не случилось.
Не случился и еще один вполне перспективный вариант развития мобильных платежей - стыковка этого сервиса с проектом “Социальная карта”, пилотные зоны которого развернуты в некоторых регионах России. По мнению представителей Инфокоммуникационного союза и “Росинформтехнологий”, на таком массовом носителе вполне может быть размещен сертификат ключа подписи, который даст возможность четко идентифицировать пользователя, проводящего тот или иной платеж с использованием технических средств доступа через Интернет (компьютера или сотового телефона). Кроме того, подобный сертификат может быть размещен кроме пластиковой карты с чипом на SIM-карте мобильного терминала. Отметим, что аналогичный проект развивается в Эстонии, где социальные карты, идентифицирующие пользователя, есть у каждого жителя страны.
Кроме того, определенное будущее имеют международные проекты мобильных платежей, продвигаемые GSM Ассоциацией или отдельными производителями терминалов (к примеру, Nokia). Но "впрямую" на нашей территории использоваться не могут. Причин две - управление своим счетом по SMS или с помощью USSD-команд возможно только в пределах платежей оператору связи, да и сами провайдеры абсолютно не готовы допускать в свою "пищевую цепочку" дополнительные структуры, которые, разумеется, будут претендовать на часть вознаграждения за перечисление денег.
В настоящий момент многие сотрудники операторов связи не выделяют SMS-платежи в отдельное направление рынка контент-услуг. Более того, операторы принципиально не называют SMS-платежи платежами, т.к. для них во всех плоскостях это просто SMS по более дорогим направлениям, чем стандартная стоимость SMS. Другими словами, это продажа Premium SMS-трафика, а что стоит на стороне контент-провайдера за каждой из этих SMS-ок - это уже дело самого контент-провайдера и его партнеров :)) Тем не менее, отрицать, что рынок SMS-платежей существует, конечно, невозможно. Сотрудники операторов связи прекрасно знают, что сейчас это самый доходный сектор для любого конетент-провайдера. По оценкам операторов, 70-80% всех Premium SMS приходится на этот сегмент - но т.к. формально они не видят точно был ли это SMS-платеж или продажа контента, то точными цифрами как бы не обладают :)
В целом, за последний год никаких изменений в "пищевой цепочке" распределения доходов на рынке SMS-платежей не произошло: операторы не склонны рассматривать вопрос об уменьшении своей комиссии по отдельным типам платеже пользователей, предпочитая устанавливать общие ставки в зависимости от объема выручки. На рынок плавно, но все-таки выходят проекты "мобильной коммерции", о которых мечтают все контент-провайдеры. Причем, суть подобных проектов для них только в том, что они будут получать не 50-65%, как сейчас, а 90-95% от цены любого платежа. Реализация подобных проектов предполагает изменение статуса всех "участников игры" - оператор вместо распределения средств будет выступать агентом по их перемещению с пользовательского счета по приказам абонентов.
Как уверены представители финансово-кредитных учреждений, снижение комиссии всех участников "пищевой цепочки" и развитие проектов мобильной коммерции все-таки сможет увеличить потенциальный рынок подобных решений. Наиболее очевидный вариант для развития - торговые автоматы, оплата проезда (как в Японии, Финляндии, Германии) в общественном транспорте (при одновременном оснащении контролеров носимыми индустриальными коммуникаторами), оплата парковки (как в Эстонии, Словении и т.д.) стационарных парктингах (но это для начала - к примеру, наиболее быстро это можно внедрить в аэропортах), а также в кафе самообслуживания (средний чек там обычно невелик). Причем, SMS-платеж выигрывает в данном случае по скорости организации - к примеру, для оплаты какой-либо услуги с помощью электронного терминала самообслуживания клиенту нет необходимости менять свой мобильный терминал на устройство с поддержкой того же Near Field Communication или Radio-frequency identification. Обеспечить безопасность такого платежа в "офф-лайновом мире" можно было бы за счет сопоставления координат торговой точки и пользователя (с помощью LBS) - если они находятся рядом, то вероятность того, что именно этот пользователь отправил SMS с целью покупки парковочного места, чашки кофе или проездного билета велика.
Причем, списание может идти как со счета пользователя у оператора связи, так и с его банковского счета или банковской карты - достаточно "привязать" к мобильному терминалу необходимый счет и с помощью SMS отправлять команды о перечислении денег. Подобные сервисы есть как у российских (к примеру, ВТБ24), так и украинских (Приватбанк) финансово-кредитных учреждений, правда для бесшовной работы по покупке контента им необходим шлюз с оператором связи, причем в настоящий момент этого еще нет.
В любом случае, для развития подобных проектов необходимо, чтобы агрераторы и операторы связи скорректировали свои комиссии за обеспечение проводки платежа до уровня текущей комиссии платежных систем, обслуживающих кредитные карты. Пусть даже умноженной даже на 2 или 3 - это будет порядка 6-8% от платежа. То есть цепочка затрат переворачивается в обратную сторону - не владелец услуги ли товара может рассчитывать на 10-15% от цены, которую платит пользователь, а обеспечивающие прохождение денег системы будут делить эту комиссию.
Между тем, далеко не все операторы благодушно настроены по этому направлению - ведь для них это довольно сложный проект с точки зрения механизмов реализации, т.к. по сути они становятся "трубой", как банк, для осуществления микроплатежей. Хоть операторы и понимают, что за этим будущее, но никто не форсирует события, т.к. потеряв выручку от Premium SMS, операторы вряд ли получать столько же, не говоря уже больше, на мобильной коммерции. Слишком не развит пока это рынок и не цивилизован. Очень много нарушений законодательства со стороны тех же интернет-сайтов, нелегальный контент и т.д. А именно там сейчас основной "кусок" выручки и лежит. По мнению руководства операторов связи, "для начала рынок должен выйти на новый качественный уровень и только тогда Операторы смогут запустить мобильную коммерцию в полную силу и подтянуть законодательство до нужного уровня. А пока мы ведем эксперименты и продолжаем работать на SMS-платежах с контент-провайдерами". То есть - локальный тупик. Ожидать каких-то глобальных изменений с нашей стороны вряд ли стоит в ближайшее время. Они вроде бы ввели прогрессивную шкалу вознаграждения контент-провайдеров с начала этого года и считают, что это достаточно для того, чтобы стимулировать рынок контент-провайдеров.
Консолидированная позиция операторов "Большой тройки" состоит в том, чтобы отвлечься от возможного регулирования рынка SMS-платежей (как минимум в среднесрочной перспективе) и педалировать внедрение проектов мобильной коммерции - именно такие проекты необходимо "делать легитимными и прозрачными". Пока законодательно разрешены микроплатежи со счета абонента за услуги в сфере связи, интернета и ЖКХ, что явно не достаточно для нормально проникновения этих услуг. Этим занимается рабочая группа при Минкомсвязи РФ, в которую входят и представители операторов, но особого прорыва пока не отмечено.
Правда, отметим, что в настоящий же момент как минимум один оператор "Большой тройки" внес через рабочую группу при Минкомсвязи предложения доработать отраслевое законодательство, что позволит считать лицевой счет абонента не банковским, а аналитическим. По сути, это будет значить, что этот показатель, при авансовой системе взаиморасчетов, отражает всего лишь стоимостной объем услуг, которые оператор и только он должен предоставить абоненту. Соответственно, средства с такого счета в счет оплаты третьих лиц списаны быть не смогут. Если это предложение будет принято, проекты мобильной коммерции и SMS-платежей придется перерабатывать кардинальным образом и заводить абонентам в биллинговых системах специальные счета для оплаты контент-услуг. Возможно, чисто теоретически это будет неплохо - если полностью отключить возможность использования премиум-SMS невозможно, то пользователям таким образом дадут возможность ограничить количество потраченных на контент-услуги денег.
Как показала информация, полученная от представителей финансово-кредитных учреждений, отношение банков к SMS-платежам двойственное. С одной стороны, подобный рынок, занимающий по итогам 2010 года 2% на рынке всех интернет-платежей в России интересен своей динамикой и простотой взаиморасчетов. С другой стороны, по мнению товарищей из "Альфа-банка", почти весь сегмент таких оплат занимает рынок микроплатежей, с которыми банку работать далеко не всегда выгодно (порог работы "в ноль" для финансово-кредитного учреждения начинается с клиентского платежа в 7-10 долл., в то время, как средняя транзакция по SMS-платежам составляет примерно такую же величину или немного меньше). Таким образом, при сохранении текущего распределения доходов в "пищевой цепочке" контент-провайдеров, агрегаторов, и операторов связи работа с SMS-платежами вызывает большие сомнения. Скорее всего, финансово-кредитные учреждения будут устанавливать двухсторонние контакты с крупными провайдерами мобильной связи для развития проектов мобильной коммерции с более высокими средненормативными платежами, приличными остатками по счетам и явной финансовой выгодой. Взамен, без сомнения, они будут прилагать значимые усилия для увеличения масштабов подобного типа бизнеса, поскольку при небольшой комиссии любой платежной системы ее "спасает" только постоянно растущий оборот.
При этом, у российских операторов связи и контент-провайдеров складывается действительно интересная ситуация, поскольку рынок велик, но в плане мобильных платежей может считаться только развивающимся. Поскольку проникновение мобильных терминалов куда как больше, чем компьютеров, то потенциально с SMS-платежами не смогут тягаться никакие варианты интернет-банков по той простой причине, что стоимость "входного билета" (мобильного терминала в виде смартфона или коммуникатора и самого недорого нетбука) различается как минимум в два раза. На развитых рынках оплата с помощью мобильного терминала - это зачастую единственный способ использовать финансовые услуги. Причем, в данном случае, с технической точки зрения, мобильные платежи не подразумевают наличие у пользователя банковского счета и кредитной карты: ведь в развивающихся странах они есть не у всех.

(c) doctorsoul




SMS-платежи

Previous post Next post
Up