Гравелот

Sep 06, 2016 23:13

Итак, 18 августа 1870 года близ Сен-Прива-Ла-Монтень и Гравелота  состоялось сражение, которое, по сути, захлопнуло крышку гроба французской армии во франко-прусской войне. Да, был еще и Седан (о котором тоже будет пост или серия постов, я еще не решил), но, все-таки, Седан это уже гвоздь в крышку гроба. А захлопнулась крышка аккурат при Гравелоте.



Сражение началось с того, что 18 августа 1870 года Мольтке атаковал левый фланг французов главными силами 1-й армии. Надо сказать, что перед боем "Великий Молчальник" и его коллеги в очередной раз не провели разведку и неожиданно столкнулись с французами. Место атаки было выбрано не самое удачное, это была одна из немногих ошибок Мольтке в той войне (да и в его военной карьере в принципе) - 2-й и 3-й французские корпуса стояли на склонах высот, прикрытые мощными французскими батареями. Кроме того, расположение Базена на этом фланге поддерживали крайние западные форты Меца - Плапвиль и Сен-Жермен, чья артиллерия была  тоже non penis canina, к тому же усиленная новыми батареями. Вообще, центр и левый фланг французов были сосредоточением их главных сил.


Кроме того, наступать немцам пришлось вдоль расположенного у них на фланге Мозеля, реки достаточно полноводной, что исключало возможность обходного маневра, а пространство у деревни Моску было покрыто весьма густым лесным массивом. Несмотря на это, Мольтке послал войска в атаку - четыре прусских корпуса фронтально атаковали французов в центре, где держал оборону 4-й корпус, которым командовал лично Базен. Общий резерв французов составлял расположенный на фланге Гвардейский корпус.



Одновременно часть сил армии Фридриха-Карла должна была ударить по правому флангу французов, занимавшему оборону в Сен-Прива-Ла-Монтень, деревне, бывшей ключом к позициям французов. Оборону здесь держал 6-й французский корпус и часть 4-го, всего 23 тысячи штыков и сабель+100 стволов артиллерии. Командование всем этим безобразием осуществлял еще один маршал Франции, ЧСХ, опять-таки не особо обезображенный воинскими талантами, Франсуа Канробер.



С одной стороны частям принца было легче наступать - местность ровная, полная свобода маневра, минимум лесного массива, однако атакующим светила перспектива идти 5 миль по открытой местности под огнем вражеской пехоты и артиллерии. Однако, Великий Молчальник отнесся к этому с весьма несвойственным ему похренизмом. Он и Фридрих-Карл твердо решили атаковать Сен-Прива в лоб, для чего бросили на деревню два корпуса - Гвардейский и 10-й. Одновременно в направлении Ронкура начал марш 12-й саксонский корпус, который должен был охватить французов слева. Чтобы реализовать этот замысел шефа немецкого Генштаба саксонцам пришлось совершать марш в течении пяти часов, ибо на этом участке позиции 1-й и 2-й прусских армий находились на наибольшем удалении друг от друга.



Бравые саксонские зольдатен

Рано утром 18 августа 1870 года немцы нанесли удар по Сен-Прива. Атака шла в полном соответствии с планом Мольтке - по открытой местности в лобовую. Удар наносила 1-я гвардейская пехотная дивизия. Первым в атаку шел 1-й гренадерский полк.



Прусские гвардейцы

Конец был немного предсказуем - на французских позициях заработали винтовки, орудия и митральезы, выкашивая атакующих немцев. Под огнем противника, гвардейцы пытались построиться в цепь, но натыкались на живительные пилюли уцелевших офицеров, которые пинками (в прямом смысле слова) заставляли солдат строиться обратно в шеренги. В итоге три бригады прусской гвардии были вынуждены залечь перед позициями одного (одного, Карл!!!!!) французского 94-го полка. В этих условиях Канробер вполне мог сдерживать атаки немцев, и держался бы хоть до рока Валирии, если бы приказал солдатам окопаться. Однако он этого не сделал, а немцы все же сумели собраться с силами и регулярно обрабатывали противника огнем винтовок и артиллерии. К двум часам пополудни чаша весов качнулась в сторону немцев - Канробер трижды просил у Базена подкрепления, но трижды молчаливо посылался по всем известному адресу. Ну а за пренебрежение к окопам расплачиваться маршалу пришлось  зело быстро



В три часа дня в дело вступил весьма измотанный маршем, но не утративший боевого духа саксонский корпус. От деревни Ронкур саксонцы атаковали Сен-Прива строго с севера, взяв французов во фланг и создавая угрозу их тылу.



Затем немцы все-таки преодолели подступы к деревне - в дело пошли 10-й корпус и 9-й корпус Манштейна (который еще и превосходил французов в артиллерии). Как результат - немцы сбили таки поредевших французов и ворвались в Сен-Прива.



Канробер не нашел более лучшего выхода, чем увести остатки войск в Мец. И все бы хорошо, если бы он своим уходом не оголил правый фланг армии. Яростное сопротивление французской гвардии было для французов как припарки для покойника - немцы заняли все ключевые позиции в Сен-Прива. Заняли, ценой адских потерь собственной гвардии. И, как оказалось,заняли не зря, ибо на правом фланге у бошей было нечто страшное



На правом фланге немцев прорвавшиеся через лесной массив 7-й и 8-й корпуса армии Штейнмеца все же атаковали противника, но внезапно оказались перед гористыми склонами и были встречены шквальным огнем сотни французских орудий. Огоньку подбавили пушки форта Сен-Жермен, расположенного на другом берегу Мозеля. Плотные колонны бошей были просто превосходной мишенью. Не выдержав мощи вражеского огня немцы сначала остановились, потом подались назад, дрогнули и побежали. Оба прусских корпуса попали в глубокий овраг, где их солдаты сотнями гибли от разрывов французских бомб и под вражеской шрапнелью. Офицеры пытались вывести свои части из боя, но это было бесполезно. Полярный лис все сильнее скреб лапой в двери правого фланга армий Мольтке. Обрадованные французы немедленно перешли в контратаку на левом фланге и в центре, где немецкое наступление тоже выдыхалось. Но французы опять недооценили мощь крупповских пушек.



Когда казалось, что Фортуна таки воздаст французам за все их страдания, заговорили немецкие орудия. Принц Крафт цу Гогенглоэ-Ингельфинген выдвинул вперед все свои 150 пушек и принялся методично обрабатывать плотным огнем местность под Гравелотом. Наступление французов застопорилось, а затем Великий Молчальник лично повел в бой 3-й прусский корпус, чем и остановил развал фронта и окончательно деморализовал Базена.



Мольтке -старший смотрит на тебя как на Базена и весь французский генералитет

В шесть вечера активная фаза сражения завершилась. Деморализованные и обессиленные французы стали сниматься с позиций и отходить в Мец. Еще более уставшие немцы им не мешали. Если бы Базен рискнул и повел бы свои войска на прорыв, ему был бы гарантирован успех. Однако маршал в очередной раз сдрейфил,  полностью расписался в своей бездарности, оставил командование и предоставил командирам корпусов вести себя по собственному усмотрению. Мольтке же не был уверен в победе до тех пор, пока не получил известия о взятии Сен-Прива. Битва завершилась пирровой победой Великого Молчальника.



Всю ночь немцы ждали, что Базен пойдет на прорыв, а не дождавшись, замкнули кольцо окружения вокруг Меца. Что характерно, даже будучи загнаны в крепость, французы сохраняли численный перевес - с учетом городского гарнизона общая численность армии составила 200 тысяч солдат. Для сравнения у осаждавшей город армии Фридриха -Карла было 160 тысяч штыков и сабель. Но, воспользовавшись (в очередной раз) нерешительностью Базена, немцы усилили тонкую линию осады новыми укреплениями, подтянули из Пруссии 50 орудий (в том числе новенькие 210-мм гаубицы) и добились паритета в численности.



Ну что же, долгострой подходит к концу. Завтра подведем итоги, а потом поговорим про последний гвоздь в крышку гроба Второй Империи, про Седан!

Базен, Мольтке, пруссаки, Гравелот, Германия, военная история, немцы, Франко-прусская война, военно-исторические заметки

Previous post Next post
Up