Нет повести печальнее на свете...

Jun 23, 2015 16:34




... чем повесть о ситуации в современной российской художественной литературе на историческую тему. В очередной раз я задумался над этим вопросом, когда дочитал "Твердыню тысячи копий" Энтони нашего Ричеса, третью книгу из цикла "Империя", повествующую о том как бравые римские ауксилларии несут римские ценности диким бриттам. И чем дальше я читаю, тем сильнее меня гложет обида за наш исторических худлит, который как известно после гибели Балашова и смерти Пикуля скатился сами знаете во что. Годных авторов по пальцам одной руки можно пересчитать. Может быть конечно сравнивать этих двух авторов с теми же Корнуэллом и Скэрроу нельзя - у Балашова все-таки монументальное историческое полотно, у Пикуля - пересказ событий всемирной истории, а у условного Корнуэлла или Скэрроу заложенный еще С.С. Форестером и его "Хорнблауэром" принцип "Как пацан к успеху шел", но вместе с тем на Западе есть (точнее была) Колин Маккаллоу с ее "Владыками Рима", по глубине проработки и историзму не уступающими "Государям Московским" или романам Бахревского, был Гарри Дженнингс со своим "Ацтекским циклом" и другими романами, но его читать может не каждый, ибо от уровня КППКР и прочего гуро в романах Дженнингса нервно закурят даже Джордж Мартин с Джо Аберкромби, у нас же после смерти Балашова и Пикуля образовался вакуум, который заполнять пока некому. Есть Бахревский, но он один и, мягко говоря, не Балашов. Был Борис Васильев, но его исторические романы о Древней Руси читать просто противно. Про серии типа "Русь Изначальная" от "Яузы" и выпускаемые той же "Яузой" бабские романы в исторических декорациях от Гарды и Павлищевой я молчу. Была перспективная серия "Викинги", но она сдохла на шестой книге. Есть туева куча современных произведений о Великой Отечественной, но за исключением трилогии уважаемого bigfatcat19 о битве за Москву, все остальное в этой серии издаваемое, мягко говоря не фонтан. Да, есть еще "Стена" дорогого министра культуры и "Рюрик. Полет сокола", порожденный воспаленными мозгами одного бывшего сатирика и примкнувшего к нему "коллективного Асова" в виде укрочеты Гнатюков, активно форсящих "Велесову книгу". А дальше, как говорится, тишина.



Ну и заметил еще одну вещь, свойственную нашей исторической литературе - нет у нас хорошего вымышленного героя исторической прозы. Этакого выходца из народа, стереотипного в хорошем смысле слова русского, веселого, простого, изобретательного парня. Есть, конечно, Петруша Гринев, князь Серебряный и Андрей Болконский, например, но это не совсем герои, это типичные Мэри Сью наподобие Айвенго, Квентина Дорварда или Скшетуского.  Где наши Уленшпигели, Шарпы, Алатристе, Катоны, Макроны, Хорнблауэры, Д'Артаньяны и Заглобы?  Где наши Дюма, Корнуэллы, Скэрроу, Реверте и Сенкевичи? А ведь столько событий, достойных стать сюжетной канвой для романов не хуже зарубежных, имеется в истории нашей страны, столько героев можно вывести, но вот только своего Корнуэлла или Энтони Ричеса нет. Это и грустно, товарищи...

размышлизмы, Скэрроу, книжное, Бернард Корнуэлл, Ричес, пичаль

Previous post Next post
Up