Битва за Севастополь. Впечатления от увиденного

Apr 05, 2015 23:40

Ну что ж, примерно шесть часов назад ваш покорный слуга совершил ежемесячный культпоход в один из кинотеатров родного Белгорода, дабы собственными глазами узреть очередную премьеру очередного кино о Великой  Отечественной войне, а именно фильма Сергея Мокрицкого "Битва за Севастополь", главной героиней которого является легендарная Людмила Павличенко - женщина - снайпер,  Герой Советского Союза, настрелявшая за время войны 309 немецких солдат и офицеров.



Постер "Битвы за Севастополь"



Постер фильма "Перл-Харбор". Как говорится, найдите 10 отличий
Пересказывать сюжет фильма не буду, дабы не спойлерить, но скажу вот что - совместный российско - украинский проект стал лично для меня весьма спорным фильмом, даже более спорным чем "Сталинград" Федора Бондарчука. Прежде всего это касается названия. По моему скромному мнению, правильнее и логичнее было бы оставить украинский вариант названия - "Несломленная", ибо основой сюжета картины является не оборона Севастополя, длившаяся с сентября 1941 года по июль 1942 года, а жизнь и деятельность Людмилы Павличенко, причем сюжет построен так, что все закручено вокруг воспоминаний двух героинь фильма - самой Людмилы, которую играет Юлия Пересильд, и Элеоноры Рузвельт, первой леди США с  4 марта 1933 года по 12 апреля 1945 года.



Юлия Пересильд в роли Людмилы Павличенко

Сразу хочется отметить целый ряд несоответствий и несостыковок сюжета картины с биографией Людмилы Павличенко. Начать стоит хотя бы с того, что фамилия, под которой она вошла в историю - это фамилия ее мужа, поступала на истфак Киевского университета она уже будучи замужем и воспитывая пятилетнего сына, она действительно ездила в Одессу на преддипломную практику, но никому и в голову не приходило пытаться выдать ее замуж.  Эпизоды с одесской семьей, где в очередной раз нам показали, как российские актеры косят под одесситов меня не удивили и даже немного утомили, ибо типичный одесский говор стал уже таким баяном, шо я таки сказать не могу насколько он древний. Эпизоды в учебке в очередной раз явили нам отсылки к огромному количеству фильмов про армию и самые разные войны, особенно про Вьетнам и не к ночи будь помянутую "9 роту", хотя надо сказать, что игравший майора - инструктора Виталий Линецкий со своей ролью (как оказалось последней, актер погиб 16 июля 2014 года) справился и сыграл сурового, но человечного командира. Дуэль Павличенко с очередным немецким убер - снайпером во первых оказалась скоротечной и безбожно слитой режиссером, а во вторых - подтверждений этому поединку нет, но видимо Сергею Мокрицкому захотелось ввести в фильм аналог пресловутого "майора Кенига" и убить руками Пересильд - Павличенко очередного киношного убер-зольдата Рейха. Хотя я если честно ожидал если не охоты в стиле "Зайцев - Кениг", то хотя бы что-то близкое этому.



Также надуманной является эпизод с неким эмигрантом, который начинает упрекать Павличенко, мол СССР напал на Финляндию, напал на Польшу. Но как раз большинство эмигрантов воспринимали эти военные кампании как возвращение утраченных Российской Империей территорий. Фактически эту мысль выразил такой антисоветски настроенный деятель как Павел Милюков, заявивший: "Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию". Перебор, причем откровенный, был со злобной девочкой, читавшей стихотворение Константина Симонова "Если дорог тебе твой дом". Я вообще сначала подумал, что это где-то в Германии поднимают дух доблестных немецких зольдатенов . В фильме показаны встречи и длительное общение Людмилы с Элеонорой Рузвельт, но о встрече прославленной женщины - снайпера с самим Рузвельтом не сказано ни слова, не показано ни кадра. Мелькнул, впервые с 2010 года, кровавый упырь политрук, говорящий "Улыбайтесь, Павличенко", а она не может, ранена потому что.



Ну и конечно главный минус фильма - собственно битвы за Севастополь в фильме очень мало - атака пары немецких танков и нескольких десятков пехотинцев на позиции советских войск аналогичных по численности, да показанные в динамике под цоевскую "Кукушку" в исполнении Полины Гагариной снайперские подвиги Павличенко и Леонида Куценко в исполнении Евгения Цыганова - вот и вся битва за Севастополь.



Да, в конце закадровый текст сообщает об итогах битвы за Севастополь, но сообщает так, что складывается впечатление, что высшее руководство просто побросало горожан и солдат на произвол судьбы, о том, что например генерал И. Е. Петров порывался застрелиться, переживая поражение и невозможность спасти защитников города. Ну и до кучи, в эпизоде, где миссис Рузвельт, уже постаревшая Павличенко и ее сын сидят в театре, мальчик выглядит очень юным, хотя к тому времени ему должно было быть уже где-то в районе 30 лет. Образы представителей высшего командования Красной Армии и флота, руководивших обороной Севастополя раскрыты не до конца, за исключением, может быть, генерала Петрова. Ну и с компьютерной графикой можно было постараться, а то местами видно ее не самое высокое качество.



Вместе с тем стоит отметить, что целый ряд моментов фильма имели место быть и в реальности - в частности абсолютно реален парень с гитарой (которого ИРЛ звали Вуди Гатри) с надписью "This machine kills fascists", написавший песню про "Мисс Павличенко". Гибель напарника Людмилы Леонида Куценко тоже соответствует реальности, хотя было непонятно - это рвалось минное поле или немецкие минометчики работали по местности. Реальна и фраза Павличенко, произнесенная ей на одной из пресс-конференций. Очень мало вопросов вызывает материальная часть, особо грубых ляпов среди заклепок не увидел, ну и нет шаблонного образа орд немецких автоматчиков, серо-зеленой волной заливающих позиции Красной Армии. Актеры в принципе неплохо справились со своей работой,  особенно это касается Юлии Пересильд и Никиты Тарасова, который весьма неплохо сыграл доктора - еврея Бориса, ну и конечно повеселил одесский анекдот, хотя повторюсь, что тема Одессы и ее говора уже избита и заезжена киношникам.

Подведем итог - если честно,фильм не совсем оправдал мои ожидания. То, что хотелось увидеть - мужество и стойкость защитников города, героизм военных и гражданских я не увидел, вместо этого нам показали немного love-story, немного снайперского мастерства, немного пребывания Павличенко в Штатах, ее проблемы на личном фронте. Все это не позволяет мне поставить фильму что либо выше удовлетворительно. Пересматривать не буду

Павличенко, размышлизмы, Юлия Пересильд, разочарование, пичаль, кино

Previous post Next post
Up