В то самое время, когда 3я и 4я немецкие армии (именно немецкие, тем более, что 4й армией командовал саксонский кронпринц) душили Париж блокадой, другие немецкие соединения занимались тем, что зачищали французские крепости, налаживая связь и коммуникации между войсками, растянувшимися от Меца до Парижа. И вот в ходе этих боев немцы сами же спровоцировали новый кризис. Организатором его выступил вот этот дяденька в эполетах, с усами и эспаньолкой.
Звали данного гражданина Людвиг фон дер Танн и командовал он баварским корпусом, более того за четыре года до описываемых событий, воевал против пруссаков в Семинедельной войне, ну той самой, которую выиграл прусский школьный учитель. Так вот, вышеозначенный фон дер Танн поколотив французов в серии сражений, сдуру занял город Орлеан. Этот успех вышел немцам боком, ибо растянул немецкие позиции. Естественно, французы не отказались от возможности бросить в эти растянутые позиции гирю. В итоге фон дер Танну пришлось оставить Орлеан, на который двинулись те самые 200 килоштыков Луарской армии. Затем герр генерал получил по голове при Кульмье, где французы одержали первую победу во франко-прусской войне, но справедливости ради скажем, что 20 тысячам баварцев с устаревшими винтовками Дрейзе и дульнозарядными винтовками в этом бою противостояли 70 тысяч французов. Тем не менее, баварцы сражались достойно, более того, потери французов были в три раза выше - 1,5 тысячи против пятисот человек. Надежды французов возродились - Луарская армия нависала над осаждающими Париж немцами, а Мольтке даже подумывал высвободить часть сил для полевого сражения. Но тут пал Мец.... В итоге Мольтке сумел создать в своем тылу необходимую группировку прикрытия. Французы же сами не смогли развить успех - помирая на маршах, Луарская армия остановилась.
Баварцы
Параллельно 27 ноября прусский отряд генерала Мантейфеля атаковал запершийся в Амьене корпус генерала Фора. После капитуляции Меца положение Амьена был аховым, но французы держали город. Но затем Фор получил увесистых лещей при Виллер-Бретонне, отступил на юго-запад и сдал Амьен, потеряв 1383 человека убитыми и ранеными, еще 1000 погибла при переправе. Немцы потеряли 76 офицеров и 1216 солдат, развивая наступление взяли в осаду крепость Перонна.
Надо сказать, что на завершающем этапе войны неоднократно случались победы немцев над многократно превосходящим их численно противником. Для начала дивизия под командованием герцога Мекленбургского вступила в бой с корпусом генерала Круза при Бон-Ле-Ролан. 9000 немцев увлеченно рубились с 60тысячным французским корпусом. Несмотря на почти семикратный численный перевес, французы уверенно лососнули тунца не смогли разбить немцев, потеряв 8 тысяч солдат и офицеров и отступив к Буржу. Немцы потеряли 37 офицеров и 817 солдат.
Затем все тот же герцог Мекленбургский, располагая уже 34мя тысячами человек, вступил в бой с 90-тысячной Луарской армией при Луаньи-Пупре. Конец оказался немного предсказуем - потеряв 18 килочеловек, французы отступили. Однако беды Луарской армии только начинались.
3 декабря началось сражение при Орлеане. 170 тысяч французов генерала Паладена сошлись со 100тысячной армией Фридриха-Карла, имевшей конкретную цель - отбить Орлеан. Для начала принц отвесил лягушатникам увесистых тумаков и вышел на южные подступы к Орлеану, затем, 4 декабря немцы оказались на северных, восточных и западных окраинах города. Генерал Паладен, поняв, что дело идет к очередным анальным ласкам, оставил Орлеан, переправился на южный берег Луары, а 5 декабря немцы заняли Орлеан. Таким образом, очередная попытка французов деблокировать Париж провалилась с треском. Однако их это не остановило - французы разделили свои силы. Генерал Бурбаки с частью войск пошел на Бельфор, а генерал Шанзи продолжил предметное знакомство с армиями Фридриха-Карла и Мантейфеля. Предметное знакомство состоялось уже в январе следующего, 1871 года у местечка Ле-Ман. Но об этом в следующем посте