Коловрат

Dec 10, 2017 18:13


Ну что, посмотрел я фильм Ивана Шурховецкого и Джаника Файзиева "Легенда о Коловрате". Пересказывать его сюжет я не буду, кто хочет, тот пусть идет в кино, я же традиционно рассмотрю некоторые аспекты картины.

Во-первых, хочется отметить, что создатели фильма учли ошибку тех, кто выпустил "Викинга" - не стали позиционировать свое кино как "Мы ща вам расскажем, как оно было на самом деле", а назвали свой фильм "Легенда о Коловрате", тем самым дав понять, что снимают не исторический блокбастер, снятый строго по секретным документам, а богатырскую сказку-боевик. Шурховецкий, Файзиев и все, причастные к созданию кинчика на били себя в грудь о том, что их сценаристом был сам Нестор-летописец, а создали свое видение легенды о Коловрате с отсылками к "Повести о разорении Рязани Батыем". А эти отсылки все-таки есть

Критиковать заклепки в этом фильме не имеет смысла, как правильно сказал уважаемый мной Клим Жуков. Но и русские, и монгольские доспехи и оружие довольно узнаваемы. Да, от монгольских прикидов за версту разит китайчатиной времен опиумных войн, но уж лучше так, чем маски для садо-мазо игрищ и кожаные косухи с оборванными рукавами из "Викинга" вместо шлемов и доспехов, дополненные щитами в стиле "дверца от шкафчика". Да, требюше с колесами, в которых как хомячки бегают монголы смотрятся забавно, но опять таки требюше в общих чертах узнаваемо



Конечно, резиновый меч Коловрата режет глаз и непонятно, нафига его показали крупным планом,



И к способу ношения мечей за спиной а-ля Леонардо из черепашек - ниндзя вопросы есть. Про картошку на столах у Батыя и князя я говорить не буду, не знаю, как ее там увидели, но я внимания не обратил.



Но, в отличие от "Викинга", где один сарай играет с одного ракурса Киев, а с другого - Полоцк, в "Коловрате" нам действительно показан древнерусский город, где дома простых людей отличаются от домов знати, где костюмы простых людей отличаются от костюмов бояр и воевод, где даже мелькают подмеченные Климом Жуковым женские головные уборы, аутентичные эпохе и нет перемазанных грязью и фекалиями жителей. Зато монголы перемазаны то ли фосфором, то ли серебрянкой.



Да, беспорядочного сехаса в фильме тоже нет, за исключением эпизода, в котором монголы  насилуют бабу в захваченной Рязани, а оголенная женская грудь и то, что ниже спины показаны в сцене между мужем и женой и не переходят той грани, которую нам явили создатели Викинга, растянув на весь экран яшмовые ворота Саши Бортич и уж точно этот эпизод не дотягивает до показанного в шедевре Михалкова. Есть конечно нелогичные моменты и их много - и непонятная засада  в начале фильма с ордынским ниндзя, спионеренным из "Великой стены" с отсылками к битве на Калке в которой рязанская дружина не участвовала, и стол с ножками в виде русских пленников, захваченных на той самой Калке, цельнотянутый отсюда:



Но на фоне нелогичных моментов "Викинга" они не так выпирают.  Даже пресловутые сани с парусом выглядят не так идиотски, как драккары, на которых викинги скатывались с горки в фильме Кравчука. Что же до сюжетных дыр, так скорее всего в очередной раз нас порадуют расширением до формата многосерийного фильма, где объяснят эти дыры. Но опять таки до Жигунова, который под лейблом полного метра явил в свое время народу двухчасовой трейлер своего сериала "Три Мушкетера", Файзиеву и Ко неблизко

Да и вообще при всех своих косяках, в "Коловрате" есть то, что как класс отсутствует в "Викинге" - персонажи.  Переходим к главным героям:

Евпатий. Что можно сказать про главного героя. Я понимю, что в меня сейчас полетят помидоры, тухлые яйца и не только они, но мне главный герой не понравился. Ну не похож Илья Малаков на воеводу, который с малой дружиной кинулся за Бату-Ханом. Харизмы в нем практически нет. Жаль авторский коллектив фильмы не взял на роль Евпатия например того же Александра Устюгова, который был одним из немногих в касте "Викинга" наряду с Епифанцевым, Наттерквистом и Сухановым, кто что-то пытались играть. Про находку режиссера, что мол Евпатий страдал "днем сурка", после того, как ему по башке ударил монгольский болас, я ничего писать не буду, ибо это и без меня говорил тот же самый Клим. Справедливости ради, Малаков пытался в харизму, но получалось у него плохо. И я больше чем уверен, что вот этот кадр интернетные петросяны разберут на многочисленные фотожабы



Каркун. Заместитель Евпатия, представляющий собой смесь викинга из сериала "Викинги"  и Леголаса. Его играет Александр Ильин-младший, который сразу удостоился от сидевших по разные стороны от меня граждан шепотков "Ух ты, это же Лобанов". Надо сказать, Александр сумел отойти от образа дураковатого интерна, в этом фильме он не стреляет сигареты у всех подряд, а отстреливает монголов, не пытается скрыться от Охлобыстина и не оправдывает свои косяки фразой типа "Ну Андрей Евгеньевич...." , а вполне удовлетворительно отыгрывает роль сурового воена, который сумел пережить трагедию Рязани, партизанил с Коловратом, вывез детей на древнерусском буере, ну и пришел в Новгород, где вступил в дружину Александра Невского и участвовал в Ледовом побоище.  Вообще, по моему скромному мнению, если бы Ильина и Малакова поменяли бы местами, фильм стал бы лучше.



Батый. Батый в этом фильме заслуживает отдельного разговора. Да, гражданин Александр Цой похож на китайского трансвестита, причем макияж и накрашенные ногти только усиливают это сходство и некоторые его видят бюджетной версией Ксеркса из снайдеровских "Зооспартанцев". В отличие от Ксеркса, Батый не выглядит опереточным злодеем, действительно есть моменты, в которых он показывает себя как хан и полководец  - ходит среди своих батыров в одежде простолюдина или крафтит макет требюше, делая какие-то расчеты, ну а его слова над телом Коловрата соответствуют тексту "Повести..."



Что же до недостатка харизмы, так пардон, в нашем отечественном синематографе образ гадких монголо-татарских владык, одним видом способных напугать до усрачки и заставить поверить, что это действительно джихангир, потрясающий Вселенную смогли создать только он,



и, разумеется, он



Но ныне покойные Шукур Бурханов и Болот Бейшеналиев это все таки мэтры, аналогов которым, к сожалению, современный отечественный синематограф не имеет.  Да и не только отечественный. Разве что Пантелеймон Тагава по харизме дотягивает до Бейшеналиева старого в плане исполнения ролей злобных азиатов. Хотя лично я видел в роли Бату-хана Амаду Мамадакова, неплохо справившегося с ролью хана Ахмата в "Софье Палеолог" или Азиза Бейшеналиева, с завидной регулярностью играющего в казахских фильмах гадких джунгар. Но это мое личное мнение.
Из других актеров можно отметить Тимофея Трибунцева, сыгравшего роль местного знахаря, который все порывался сбежать из Рязани, но потом стал партизанить, обеспечил среди монголов вспышку диареи, а потом и погиб в бою на горе.



Князь Юрий в исполнении Серебрякова тоже показан довольно неплохо, по нему видно, что это князь, а не истеричная дитачка, косплеящая "грибных эльфов", что с блеском прдемонстрировал Данила Козловский в "Викинге". То же самое можно сказать и про княжича Федора. Вообще, как правильно сказал один мой товарищ, с русской стороны проявили себя все, кроме владимирского и коломенского князей, решивших не слать подмогу Рязани. Даже жирный пучеглазый боярин, бывший санитар из Интернов не просто планировал задобрить Батыя, а тянул время, дабы Рязань подготовилась к обороне. А пресловутый медведь, хоть и отвратительно нарисован, но смотрится куда лучше идиотского зубробизона из "Викинга"



Понятно, что в фильме действительно фигова туча отсылок к целому ряду псевдоисторических фильмов и пеплумов, начиная от "Зооспартанцев" и заканчивая "Невероятными приключениями Джейсона Борна, Оберина Мартелла и сержанта Гродина на Великой Китайской стене", но опять таки, если сравнивать с Викингом, создатели героической богатырской сказки более бережно отнеслись к источнику вдохновения, сиречь к "Повести о разорении Рязани...",в  то время как создатели "Викинга" "Повестью Временных лет" регулярно подтирались. В конце концов, могло быть и хуже, авторы вполне могли вдохновиться не "Повестью о разорении Рязани", а пресловутым шедевром Льва Прозорова, ну том самом, где Коловрат был зомбаком, прошел обряд отречения от христианства

Подведем итог. На фоне некоторых 1,5-миллиардных блокбастеров, выход которых на экраны сопровождался треском, брызгами и оглушительной рекламой, Коловрат выглядел если не хорошо, то удовлетворительно. В нем есть персонажи, видно хотя бы что-то, что напоминает актерскую игру и видны попытки курить матчасть. Поэтому моя оценка удовлетворительно.

рецензии, мысли вслух, Коловрат, киношное

Previous post Next post
Up