Peoples’ Instinctive Travels and the Paths of Rhythm (1990)
Первый альбом четверки из Квинса звучал
мягко и неторопливо по сравнению с дежурным хип-хопом того времени. Тексты с юмором описывали мирные ситуации из жизни молодых чернокожих ребят - занятные дружеские истории, отношения с юными красавицами, гордость за свою культуру и цвет кожи. Битмейкер и основной МС группы Q-Tip вместе с диджеем Ali Shaheed позаботились о том, чтобы звук получился негрубым и наполненным, но ударные при этом играли ведущую роль (это останется для ATCQ постоянным свойством и далее). Стройность и мягкость стали основными отличиями звука альбома от его современников. Ice Cube и
Public Enemy, рулившие афроцентристским хип-хопом в 1990 году, звучали гораздо менее гладко - семплы тогда было принято лепить на бит в пять слоев, в то время как ATCQ не гнались за излишествами, опираясь на мелодию и плавные переходы. Успешные тогда же
Eric B. & Rakim придерживались куда более застойных формул в продакшене. А мейнстрим 1990 года по сравнению с дебютом ATCQ и вовсе звучит теперь отстало и смешно - тогда чартами рулили “Ice Ice Baby” и
MC Hammer. ATCQ не стали цепляться за вокальные “хуки”, вместо этого составляя припев из пары рэп-строчек или удачных адлибов. Само название группы - это тоже экспромт: сперва было просто слово Quest, которое однажды было объявлено со сцены фразой “встречайте племя по имени Quest!” Альбом сопровождался легендарными теперь синглами “Can I Kick It?” и
“Bonita Applebum” (та самая, которая показала всем рэпперам, что про женскую задницу писать песни можно и нужно), но важнейшим событием года не стал. По большей части это был соло-выход Q-Tip: второй МС Phife Dawg записал всего пять куплетов, а третий - Jarobi White - отметился лишь в скитах, после выхода альбома покинув группу ради обучения на повара. “Путешествия” завоевали любовь и преданность критиков и ценителей, но коммерческой бомбой отнюдь не стали.
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=O3pyCGnZzYA The Low End Theory (1991)
Совсем другое дело - второй альбом.
Q-Tip здесь с головой уходит в низкие частоты, составляя почти все биты всего из двух ингредиентов - сильных ударных и гулкого баса, семплированного из малоизвестных джазовых композиций. Первый сингл
“Check The Rhime” запомнился блестящей химией между Кью-Типом и Файфом в технике back-and-forth, а дальше была запущена тяжелая артиллерия, где Phife Dawg в разы увеличил свое присутствие. По сути, слушатели получили вдвое более сильную группу, чем в первый раз. Phife на контрасте со спокойствием и интеллигентностью своего напарника запомнился уличной боевитостью и бесконечными удачными панчами. “Microphone check, one-two, what is this!?” - это появление Файфа во втором треке альбома “Buggin’ Out” для публики оказалось сродни первым секундам появления Айс Кьюба в первом клипе NWA. Альбом содержит эффектный сингл “Jazz” и коллективный боевичок
“Scenario”, подаривший миру новую звезду по имени Busta Rhymes. Большинством критиков LP “Теория Низких Частот” признается лучшим альбомом ATCQ за его эффект силы и превосходства при нулевом содержании гангстеризма. Выдержанность стиля и гордый настрой альбома тем более бросаются в глаза, если вспомнить, на каком фоне он появился. В 1991 LL Cool J чуть не
лопался от натуги, крича и бегая по рингу чтобы выглядеть крутым, а молодой Will Smith завоевывал сердца девушек
песнями про лето. Да что там далеко ходить, куплет гостя Чарли Брауна в том же “Scenario” с его бессмысленными “траляля” в тексте - вот что было тогда вполне модным, и на фоне лучших треков альбома вроде
“Excursions” или
“Verses From The Abstract” стало звучать архаично. Трио превратилось в еще одних королей Нью-Йорка, а альбом через три года стал платиновым.
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=cxN4nKk2cfk Midnight Marauders (1993)
На третьем альбоме группа расширила диапазон звучания, добавив воздушных, объемных мелодий и разнообразив эмоциональную окраску. В текстах солисты осмелели до
признания превосходства над толпой конкурентов, но не отступили от гордости за свой народ. Классический стиль ATCQ, таким образом, достиг своего пика. Примерно в это время хип-хоп отказался от излишней многослойности семплов и баррикад скретчей. Возможно, одной из причин тому стал успех “Полуночных Мародеров”. Сохранив плотные ударные, ATCQ отдали ведущую функцию мелодии, в то время как в 1993 еще можно было выделиться, просто погромче
покричав и постучав. Альбом может служить одной из визитных карточек формации Native Tongues, в которую входили сами Трайбы и их единомышленники - такие же творцы афроцентричного замешанного на джазе хип-хопа, как
De La Soul и Jungle Brothers. Именно эти люди, наряду с прочими заметными современниками ATCQ, изображены на многоликой обложке альбома, и именно Native Tongues сделали хип-хопу такую же инъекцию джаза и мелодизма, которая, например, превратила стандартный R&B в его прекрасного потомка - нео-соул. Нью-йоркский саунд стал красивее и протяжнее - отсюда мощное звучание дебютных альбомов
Nas и The Notorious BIG. Синглы “Award Tour” и
“Electric Relaxation” являются определяющими не только внутри жанра хип-хоп, но занимают важное место в истории современной музыки вообще. Альбом вышел в один день с дебютом Wu-Tang Clan “Enter The Wu-Tang”, обозначив окончательный закат “золотой эры” нью-йоркского олдскула, и достиг платиновой отметки всего за год. Вопреки тренду на гэнгста-рэп, и согласно девизу, звучащему в альбоме: “Не отнимешь у себя мужества, если не нажмешь на спусковой крючок, и не добавишь мужества, если нажмешь”.
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=P800UWoE9xs Beats, Rhymes and Life (1996)
Трехлетнюю паузу группа старалась объяснять нездоровой ситуацией с лейблом и эмоциональным выгоранием от постоянных гастролей, хотя настоящей причиной стал разлад между двумя солистами вплоть до взаимной ненависти и драк. К тому же в хип-хопе произошли колоссальные изменения. Многополярный мир перешел в битву двух берегов, и ведущие игроки обоих сторон -
Snoop Doggy Dogg, 2Pac,
The Notorious BIG и Wu-Tang Clan - за эти три года так подстегнули прогресс, что Трайбам, если они хотели повторения комфортных схем, надо было готовиться к провалу. Поэтому Q-Tip искал новые варианты, коротая время за продюсированием альбома молодых и дерзких
Mobb Deep. Не сдержав эмоций, он позволял себе недовольство новыми королями чартов с Запада, чем вызвал гневные нападки
Ice Cube и компании. Четвертый альбом был призван объяснить позицию группы, утвердить ее место в рядах ведущих исполнителей Исткоста и найти маршрут на ближайшее будущее. Продюсированием занялось трио The Ummah - сам Q-Tip, Ali Shaheed и молодой детройтский битмейкер Jay Dee (будущий легендарный J Dilla), а у микрофона компанию разбавил младший кузен Кью-Типа Consequence. Получился техничный, краткий, вкрадчивый семплированный звук. Есть несколько треков, где группа спотыкается, но в лучшей половине песен
очень сильна, не стесняется
добавить лоска и предлагает хороший способ эволюции бум-бэпа. Идея альбома выражается строчкой “I ain’t a West Coast disser, another thing I’m not is a damn ass kisser”. Несмотря на неоднозначную оценку, альбом добрался до платиновой отметки.
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=5Rt2AEz6QLs The Love Movement (1998)
Концептуальный релиз, завязанный на теме любви, как к женщине, так и любви к ближнему в общем. Влияние J Dilla читается еще яснее, и большинство треков звучат еще более
закрыто и схематично, превращая творчество группы в эстетский клуб для своих. “Движение Любви” непохоже на все прогрессивное вокруг ATCQ в то время. На первый план в Нью-Йорке как раз вышли Jay-Z и DMX, которые
не оставляли камня на камне от стиля нью-йоркских старожилов. Этот альбом мог бы обозначить новый, более камерный и рафинированный путь для группы, но оказался лишь дверью на выход - вскоре после релиза участники разошлись.
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=Ki7EoH31UkM 17 лет одиночества
В документальных записях конфликтов Кью-Типа и Файфа легко увидеть, что оба допускали грубейшие ошибки в общении в простейших ситуациях, которые легко мог разрулить любой психоаналитик, будь он до этого допущен. Однако в течение стольких лет эти двое продолжали не выносить друг друга, и после каждого из редких совместных выступлений божились, что на этом всё, и больше никаких шоу в групповом составе никогда не будет. Благодаря
изданному в 2011 фильму теперь понятно, что ребята просто не смогли разобраться со своим маленьким “Домом-2”. В конце 2015 случилось невероятное - после блестящего совместного выступления на шоу Джимми Фэллона группа почувствовала прилив вдохновения и засела в студии за записью нового альбома. Но тут Господь решил вмешаться и забрал Файф Дога в марте 2016 года к себе - страдавшего от диабета всю карьеру артиста в очередной раз подвели осложнения. Страшно подумать, сколько всего группа могла бы создать, но не создала, пока ее участники годами рядились, кто из них прав. Пять соло-альбомов (и еще меньше
хитов) на троих да парочка сборников лучшего - этого для прошедших после распада группы лет преступно мало.
Видео:
https://vk.com/video-5727311_171220049 УЧАСТНИКИ
Q-Tip aka Kamaal The Abstract
Создатель группы, вдохновитель, генератор идей и диктатор. Обладатель запоминающегося высокого голоса, знакомого всем по треку Chemical Brothers
“Galvanize” (за который получил Grammy), и потрясающей
коллекции винила из 9000 экземпляров. Религиозен, в 90-х сменил имя, став вместо Джонатана Дэйвиса Камал Фаридом. Интеллигентный МС с непринужденным флоу и умелый битмейкер со склонностью к минимализму и простым, но эффектным решениям. Формально составлял одну четверть или треть группы, но по вложениям труда с лихвой отработал за половину. После распада группы с многолетними перерывами выпускал соло-альбомы (особо хорош
“The Renaissance”), в которых смешивал хип-хоп своего особого сорта с джазом, соулом и R&B, получая приятную теплую музыку с позитивным настроем. Приглашался для совместной работы над альбомами Kanye West, Jay-Z, Busta Rhymes. Как битмейкер поработал для нескольких десятков рэп- и поп-артистов топ-класса.
Phife Dawg aka The Five Footer
Второй МС группы, хранитель бунтарского уличного духа и автор самых запоминающихся панчей. В 1990 у Файфа был диагностирован сахарный диабет, который нанес его здоровью и карьере серьезный урон. После развала группы Phife работал отрывочно (есть
один сольник), поддерживая свои финансы засчет редких гастрольных туров с бывшими товарищами. В 2008 ему была пересажена почка его жены, однако к 2012 стало ясно, что требуется новая трансплантация. Сумел поучаствовать в записи альбома-реюниона группы в конце 2015, но в марте следующего года ушел из жизни, пережив на 45 лет своего брата-близнеца, который умер сразу после рождения.
Ali Shaheed Muhammad
Штатный диджей группы, деливший продюсерскую работу с Q-Tip. В распрях Типа и Файфа не участвовал, но от развала группы не расстроился. В начале 2000-х работал над раскруткой своей группы
Lucy Pearl и сделал один сольник, а в 2016-м привлек внимание как создатель саундтрека к марвеловскому “Luke Cage” и приложил руку к продакшену на альбоме The Weeknd “Starboy”.
Jarobi White aka Jedi
Четвертый участник ATCQ был автором идей многих песен первого релиза группы. После выхода альбома с удивлением обнаружил, что быть артистом - это работа, и покинул коллектив. Вернулся к выступлениям с Трайбом в середине 2000-х, и только на прощальном альбоме поработал у микрофона как полноценный член группы.
ВЛИЯНИЕ
Pharrell Williams
В своем интервью о группе Фаррелл с уверенностью заявил: “Трайб - это теория музыки, ее должен изучить каждый, кто хочет стать продюсером. Q-Tip всегда подбирал лучший луп. Лучшие струнные, лучшую линию баса. Мы все его сыновья. Я, J Dilla, Kanye - нас бы тут не было без этих альбомов Трайба”. Фаррелл утверждает, что услышав “Bonita Applebum”, он понял, как ему самому делать музыку и какое место в ней занять. К 25-летию дебютного альбома группы Фаррелл сделал на свою любимую “Бониту”
ремикс.
J Dilla
Четвертый и пятый альбомы группы, записанные перед ее распадом - это одни из первых релизов совсем молодого Jay Dee. Именно после работы с ATCQ последовали десятки битов Диллы для созвучных ему рэпперов и арэнби-вокалистов, а гостевой куплет Q-Tip для Дилловской группы Slum Village в их треке
“Hold Tight” фактически “передал им факел” сознательного хип-хопа и, возможно, обеспечил им тем самым одобрение в среде посвященных.
Busta Rhymes
Долговязый сумасшедший, орущий на вас в последнем куплете “Scenario”, до этого момента был лишь одним из участников рэп-квартета L.O.N.S., которые делали неплохой музон, но постоянно ссорились. Баста же мечтал быть участником такого дружного коллектива, как A Tribe Called Quest. И когда в 1991 они собрались вместе и написали прямо на студии текст этого боевика, Busta выдал все, что его горячая душа могла показать (его строчка “Powerful impak - BOOM from the cannon” - это, возможно, первый в истории хип-хопа своего рода дроп). Куплет заставил публику любить Басту, он постепенно сбросил свой коллектив с себя, как старую кожу, и стал мировой звездой. В данном случае нет никаких сомнений, что без гостевого куплета в “Scenario” и эмоционального припева в
“Oh My God” не получили бы мы ни “Woo Hah”, ни “Put Your Hands…”, ни “Break Ya Neck”. В последние годы у Басты и Типа находится достаточно времени, чтобы записываться совместно. Выходит
великолепно.
OutKast
Andre 3000 присутствовал на прощании с Phife Dawg и признался: “OutKast не были бы OutKast. До подписания мы читали наши куплеты под кассеты ATCQ. А пару лет назад мы с Типом обсуждали совместный альбом OutKast & A Tribe Called Quest. Мы это дело прошляпили, и теперь это мое самое большое сожаление. Ведь поначалу наш лейбл вовсю пытался сделать нас именно копией Трайба! И теперь у меня нет вопросов о том, какая группа самая великая - это они”.
Иван Дорн
Появление Ивана в этой компании покажется кому-то странным, но вот что он
говорит про свой грядущий альбом: “Это будет хип-хоп-альбом. Мы посвятим его Phife Dawg и Фарреллу”. Кью-Типа как музыканта и рэппера Иван называет сейчас одним из главных своих героев.
Kanye West
Человек-глыба, в 2013 попросивший группу воссоединиться в очередной раз, чтобы открывать его выступления в Yeezus-туре, на прощании с Файфом сказал следующее:
“The Low End Theory был первым альбомом, который я купил. Все, что я сделал в жизни не так - за все это прошу винить Типа и Файфа, поскольку это они меня взрастили. Скажите мне одну строчку из Scenario - и я зачитаю текст с того места весь до конца. Трайбы сделали Канье Уэста. Сделали парня в розовом поло. Сделали так, чтоб я мог одеваться смешно.
Воздайте почести их работе. Их влиянию. Умению так нарезать семпл. Умению так делать рэп. Воздайте почести.”
We Got It from Here... Thank You 4 Your Service (2016)
Последний во всех смыслах альбом группы случился быстро и внезапно. Катализатором послужило живое выступление группы всем составом на шоу Джимми Фэллона. После успеха у зрителей участники ощутили прилив вдохновения, смогли забыть прошлые трудности и с жадностью приступили к записи, подключив на нескольких треках давнишних товарищей Busta Rhymes и Consequence. Альбом получился эмоциональным, яростным и очень злободневным, учитывая волнения в чернокожем обществе в связи с полицейским насилием и победой Трампа на выборах. Файф перед смертью успел записать достаточно куплетов, хотя ему приходилось прилетать недельными визитами между сеансами диализа, продлившими его последние дни. Группе удалось заполучить фантастическую команду гостей. На альбоме есть дуэт Q-Tip с Andre 3000. Дуэт Phife с Кендриком Ламаром. Блестящий “крадущий шоу” выход Anderson Paak. Вокальное и инструментальное участие Элтона Джона. Припев от Kanye West, случившийся благодаря участию Consequence. А самое главное - убедительная, записанная на творческом подъеме и драйве музыка в лучших традициях первых трех альбомов группы, вызвавшая восхищение критиков, коллег и публики. Впервые за два десятилетия A Tribe Called Quest возглавили со своим альбомом чарт Billboard 200 с продажами 135 тыс.копий в первую неделю. Их история на этом заканчивается, но каким же красивым (и горьким одновременно, но от этого еще более эпичным) получился этот финал.
Click to view