ScHoolboy Q "Blank Face" (рецензия - неизданное)

Oct 11, 2016 22:53




Такие альбомы заслуживают обстоятельного разговора. “Blank Face” прет на тебя, как полированный Мерс в максимальной комплектации - первые же песни берут за горло качеством и напором звенящего звука нового времени. “TorcH”, “THat Part”, “Groovy Tony”  - ScHoolboy без промедления выкладывает лучшее. За бандитской бравадой и ядовитым флоу при беглом знакомстве легко потерять основной смысл повествования. Странное дело: сразу чувствуешь, что “Каменное Лицо” не про уличные перестрелки и продажу таблеток, но чтобы найти для себя доказательства этому, требуется пройтись по альбому с десяток раз. Лично меня к этому подстегнула одна фраза ScHoolboy Q, высказанная в интервью строго, почти в форме заявления: “Мой альбом серьезен! От начала и до конца!”.

Качественный гэнгста-рэп - это узкий горный хребет, с которого легко свалиться вбок. Чуть отклонись в сторону, пытаясь оправдать для публики типичную гэнгста-агрессию - и твоя музыка превращается в скучную проповедь. Чуть разбегись в другую, налегая на кровавые, бессовестные подробности - и весь твой альбом будет про шлюх, дурь и беготню со стволами. Но Кью не подводит, сохраняя разумный баланс и командуя сюжетом. Уже вторая песня “Lord Have Mercy” - не про то как хорошо быть бандюганом, а про осознание груза своих грехов, ведь “работа всегда лучше, чем дырки в моей футболке”. Как проницательный рассказчик, Кью рисует реальность не квадратными мазками (сколько я зарезал-перерезал и т.п.), а хладнокровными  подробностями прошлого (“моя бабушка сметает гильзы с въезда в наш гараж”). Дав волю своей гэнгста-персоне в “Groovy Tony”, “THat Part”, “John Muir” - ну куда без демонстрации силы, это же гэнгста-рэп, тут так всегда было принято - артист не раз делает шаг назад. Ищет истоки своего стиля жизни в пагубных привычках старших родственников (“Eddie Kane”). Удивляется, что всем вдруг понадобилась часть его пирога на волне успеха (“Kno Ya Wrong”). Признает, что завязанность целых поколений на паразитическом образе жизни - это заколдованный круг (“Neva Change”).

Но все равно на первом плане в “Blank Face” - дьявольская личность ScHoolboy Q в самом безжалостном своем режиме. Это кровавый фильм, с перестрелками, заложниками и невозмутимым превосходством победителя, и признайтесь, мы ведь за это гэнгста-рэп и любим. Не раз и не два Кью разбрызгает мозги недругов по асфальту и соберет на своих костяшках рук россыпь чьих-то зубов, так что за остросюжетную часть можно не беспокоиться. Но нигде он не делает мясные подробности единственным достоинством треков, а планомерно заходит по всем фронтам. Звучание альбома - тренд сам по себе, свежий и нахрапистый, не калькирующий минутную моду, а подчиняющий ее своему замыслу. Флоу Школьника - профессиональный, отработанный до полусекундных мелочей поток, в котором артист одинаково вольно читает, напевает и даже декламирует стихи (трек “Blank Face”). Он способен за один первый куплет в “Dope Dealer” наговорить образов на целую короткометражку о драгдилере. А тексты, помимо прочего, несут какой-то симпатичный цинизм (“деньги вообще не растут на деревьях, но у меня растут!”, “я прошел путь от короля перекрестка до раскладывания травы на своем дипломе”, “Снуп не единственный богатый Крип”).

Очень точен и дальновиден выбор гостей : Vince Staples на любом альбоме - как черная икра на бутерброде; E-40, Jadakiss радуют лаконичностью и хищностью в своих коротких куплетах; ну и кто сможет что-то сказать против появления такого гарантированного ньюсмейкера, как Kanye West? “Str8 Ballin” - блестящая вещь о достигнутом превосходстве и ощущении победы над трясиной, которая затягивает всех боящихся прогрызть путь к вершине пищевой цепи. Она прекрасно подытоживает ту основную часть альбома, где Кью не рефлексирует, а полон напора и бахвальства. После этого сюжет очень своевременно переключается ко взгляду на себя со стороны, и трек, который подытоживает альбом, хоть он и не последний - это “Blank Face”, где прекрасный голос нового времени Anderson Paak признает преимущество духовного над материальным (хотя Кью и здесь вворачивает, что в прошедшем году потратил на себя миллион). Потому что умный гэнгста-рэп - это когда рассказывают не о том, как хорошо быть бандитом, а о том, как это страшно.

Гангстерский рэп гордится многолетней историей, и ScHoolboy Q ненавязчиво эту историю в свое творчество вплетает. Здесь сразу несколько отсылок к названиям треков Тупака, сразу несколько соратников Тупака в гостях, хотя если Е-40 отработал великолепно, то Tha Dogg Pound, даром что получили возможность засветиться перед молодой публикой, не смогли родить ничего новее своих обычных “фак э битч”. Трек “John Muir” - один из лучших примеров эволюции звучания 90-х, с густым квакающим саундом как будто напрямую из жаркого салона лоурайдера, непрерывным упоминанием такой-то матери (точно как тогда) и копированием, вольным или невольным, стиля читки MC Eiht. Нет, за такой гэнгста-рэп, какой бы деструктивной ни казалась эта музыка стороннему слушателю, не приходится краснеть.

Кстати, о “покраснеть”. Частое упоминание Скулбоем своей принадлежности к синему войску Crips - гордость не только с уличной, но и с музыкальной точки зрения. На каждого талантливого Блада в рэпе всегда приходилось несколько еще более талантливых Крипов. На любого DJ Quik - хмурый MC Eiht с десятком таких же отморозков.  На любого Game или Mack 10 - целый Snoop с кучей Доггов-товарищей. Этим летом ScHoolboy Q релизился примерно в одни сроки с красным от макушки до пяток YG - и качественно превзошел его по любому показателю, предложив свой талант, изобретательность, харизму и новизну звучания против одинаково серых битков YG прямиком из 2005 года и шаблонных текстов о бандитской доле, словно сшитых из рандомных кусков  проходных песен 90-х годов. Так что синие ребята вновь опередили красных на два корпуса.

“Blank Face” мог бы бороться за уровень “десятки” при выставлении оценки, но его подводят парочка избитых как тематически, так и музыкально треков в середине альбома, на месте которых очень не хватает прямых преемников лучших вещей с “Оксиморона” - например, хочется продолжения “Break The Bank” или “Man Of The Year” вместо “Big Body” и “Whateva U Want”. И совсем не из той оперы оказывается “Overtime”, не зря Кью старательно указывал публике на первых прослушиваниях альбома, что она появилась в треклисте по настоянию лейбла Interscope. Песня о постельных играх среди историй об уличных войнах смотрится неуклюже. Да он и сам об этом знает. Зато насколько хорош должен быть альбом, когда на нем вроде бы формально мог появиться полноценный куплет Ламара, но его нет, однако это у альбома совершенно ничего не отнимает! ScHoolboy Q не врет - это очень серьезный альбом. Серьезно написанный, прочитанный, сыгранный и собранный. Перед нами - один из флагманов нового гэнгста-рэпа, сознательно не включивший в альбом какую-то часть коммерческих приманок ради чистоты сюжета и законченности картины. Опыт показывает, что подобные жертвы в итоге обеспечивают альбомам очень долгую жизнь.

8,5/10.

west coast rap, хип-хоп

Previous post Next post
Up