Вообще, этот текст предназначен для одного-единственного читателя - артиста по имени Нигатив, которому я обещал этот материал при личной встрече. Но все остальные тоже могут почитать.
Много лет живу, зная о “Триаде”, но только в последние полгода смог действительно познакомиться с этой группой и осилить ее дискографию. Как и все, узнал группу по Дежавю. Затем, порадовавшись “Точке Росы”, забыл о ней, пока в руки не попался альбом “Мои глаза открыты”. К сожалению, мои уши оказались в тот год для русского рэпа закрыты, и альбом я оценил, но тут же забыл. Как и все, порадовался успеху трека Свет Не Горит. А потом опять забыл, проснувшись только с “Третьим Дыханием”. Я просто ждал, когда же “Триада” сделает такой альбом, который я просто не смогу не послушать. И в 2016 у Нигатива получилось - “Nix Et Nox” слушают все, и я тоже. Это увлечение привело к знакомству с Нигативом лично, и появилось желание как-то систематизировать для себя громадную кипу альбомов “Триады”. Расположил их очень просто - от самого неинтересного к самому интересному (какие-то не стал включать, ничего страшного).
7 Поводов
Для меня это по сути - сингл Времени Нет. Одна гениальная песня и несколько проходных в довесок к ней. Этот сборник очень хорошо показывает, насколько вы выше классом тех, с кем записываетесь. Прям даже неловко, переключаешь трек чтоб не слышать чьих-то банальностей после зажигательного нигативского куплета.
Август
Серьезно, ничем не заставляет переслушать опять. Из-за нестройного выбора тем и особенно битов альбом разваливается на части. Большинство находок и фишек в музыкальном плане ныне смотрятся тупиковыми ветвями. Особенно хромают условные “бэнгеры”. Я не в курсе, может это самый успешный альбом группы, но для меня - довольно неровная и совершенно не цельная пластинка. На “Орионе” все было записано единым блоком, как будто музыку писал один человек за одну неделю, и тексты все родились в одну ночь. А “Август” - просто сборник, и успешные треки Нежный Омут и Мадам торчат из него, как пара зеленых деревьев на поле сухостоя.
Шестое Чувство
Можно зачесть стремление поддать актуального звучания. Даже какой-то Фифтисент слышится в продакшене. Но опять же - стройной картины не получилось. Попытки оживить звук смотрятся из нынешнего года слишком вчерашними, хотя мелодии в этот раз жирнее и качовее, чем на “Августе”. Лучшими моментами оказываются самые распевные места и гитарные номера. На этом этапе развития группы создается впечатление, что артисты собрались вместе записаться, т.к.они друзья, а что с этим делать, никак за всю запись и не решили. Тем не менее, Одна и Лебединая - просто прекрасны.
Орион
Ваш знаменитый альбом хорош вот чем - он безумно цельный. Вся эта мифология, которую вы использовали для подачи сюжетов, сказочные миры, мечтательная музыка, очень стройно и складно звучащая весь альбом от первого до последнего трека - все это дает эффект погружения. У вас была какая-то связь, позволявшая вам действовать как единый организм, и сотворить альбом, который тоже был единым организмом. Потом вы лет на пять эту способность утратили, и делали просто сборники всяких разных треков. Не знаю, в чем было дело, наверное взрослели. Еще я люблю этот альбом за то, как вы безбашенно крошили русский язык на словесный салат. Далеко не всегда в строчках был смысл, но уж больно лихо звучало. А вот Дежавю при взгляде из этого года - просто очень хороший трек, никакой не выдающийся. Он просто попал в нужную волну, ведь это было то время, когда такой рэп был самым модным. Выйди он сегодня - никому был бы не нужен на фоне “Гуинплена” или “Доктора”. А еще я очень скучаю по Классике Жанра. Очень хотелось бы получить еще один такой словесный шабаш от Триады, поднимающий с места даже мертвых.
Витамин
Начинается очень красиво, вообще великолепно. Музыка свежая, легкая, побуждающая к действию, поднимающая дух. У Дино есть один грешок - он совсем себя не показывает изнутри. На этом альбоме он ну хоть чем-то делится из глубин души, но очень дозированно. В основном - общие образы, эскизы, какие-то силуэты эмоций. Про Нигатива мы все знаем - про семью, про тачку, про привычки. Про Дино ни черта не знаем, хотя альбом длиннющий. В этом его большой минус - к концу устаешь от прослушивания. Да и треки в конце тупиковые по сегодняшним реалиям, что музыкально, что по содержанию. Тем не менее, Дино удалось сформировать свой соло-образ на очень душевной, легкой, распевной основе. Ему надо так же и продолжать. Записки Сумасшедшего, конечно, прекрасны.
Исток
Этот альбом вывозит одна песня Свет Не Горит, все остальное хоть и сделано Булатом очень добротно (особое спасибо за жирные ударные), но несет один очень неприятный момент - вызывает желание нахмуриться и заскучать. Мелодии такие почти все - скучающие. Каждый инструментал должен нести определенную эмоцию, и эти биты если ее и несут, то звучит она так: “Блииин, да как же плохо-то все вокруг!”. Не должно быть такого. У альбома даже название какое-то назидательное, из разряда “чтобы помнили”. Помним, сделано на совесть. Но переслушивать хочется другие диски. К тому же сведены некоторые песни по принципу DJ Pooh - музыка орет, а текст не разобрать. Твой Танец - отличная вещь, но за кривой клип я бы руки оторвал.
Точка Росы
Это очень яркий, фантазерский альбом, записанный человеком без границ и условностей. У него один недостаток - ему дофига лет, и его автор был очень молод. Сюжетная линия от этого брызжет в стороны, как шаровая молния, не находя ровного пути. Это клево, кстати, но мешает слушать альбом от и до. В итоге сбиваешься на переслушивание отдельных треков. В основном у меня это почему-то Нина и НИГАТИВ, но вообще 90% треков - мощнейший, богатый хип-хоп середины нулевых. При записи этого альбома на тебя спустился энергозаряд с небес, точно говорю. Поэтически альбом очень силен, очень. Почти все, что выходило в России в тот год, смотрелось как стихи для утренника по сравнению с твоими текстами. Мы все должны стыдиться, что в то время не воздали ему должное. Возможно, он появился рановато, страна была еще слишком тупа.
Точка Опоры
Это хороший пример того, как в одном альбоме объединить номера с почти противоположным настроем и посылом, но при этом свести их в стройную картину. Дуракаваляние удачно уравновешивается пронзительными Историями Болезни и Признаниями. “Точка Опоры” - это полный круг, полный спектр эмоций молодого человека в любых ситуациях, с которыми он сталкивается в жизни. Всеобъемлющий том, после которого трудно что-то добавить. Альбом тянет вниз одно обстоятельство - привычный нам бумбэпный хипхоп начинал к этому времени “уставать”, и многие биты такие и есть - уставшие. Пианинка, привычные десятилетиями ударные. История Одной Болезни - лучший экземпляр такой музыки, а вот все что мельче и скучнее ее - это уже отработанный материал, и возвращаться к такому больше нельзя. Зато Кузьмич и Скайлайн - великолепны!! Валяние дурака вообще штука скользкая. Бывает гениальна (как вопль корнета “идите нахххй!!”), а бывает тупоголова (как Сюрприз с сифилисом), поэтому в будущем я бы на твоем месте не стал им злоупотреблять. Но крики души, которые собраны на “Точке Опоры” целой гроздью, внутренние терзания и пронзительные истории из жизни - это тот набор достоинств, благодаря которому можно, имея в репертуаре такой альбом, больше никогда ничего не писать и быть не в долгах перед собой и Богом. На Пороге Храма, кстати, великолепная песня. Мне даже стыдно стало, что я ее не знал. Ах да, трек Второй - просто мясо.
Числа и Простой
Очень сильные короткие релизы. Вот так и надо было уже давно - лучше пять треков, каждый из которых имеет собственную ценность, чем целый склад сливающихся в единый рэп-арык скороговорок. Мощные, сконцентрированные эмоции, сжатая в кулак душа-пружина. Биты, имеющие четкие отличия один от другого по настрою и мелодии, не слипающиеся в единый кусок пластилина. Один минус - битки все как один “проверенные”, такие чтоб понравились старшим типа меня. Пора выходить из сумрака, музыка-то вокруг нас совсем другая стала.
Третье Дыхание
Я не знаю, кому там кажется, что на 3Д нет хитов, но для меня каждый второй трек здесь - хит, в том понимании что он погружает в какую-то приятную негу правильных, добротных ударных и ласкающих клавишных мелодий. Всего этого мне как раз не хватало прошедшей зимой, голова оказалась перегружена трескучим музоном нового образца, а тут первый же трек - просто калька с DJ Premier. Я не знаю, какова была ваша цель так начинать альбом, но Новый Том сразу говорит молодым слушателям: “Эта музыка не для вас, выключайте”. А в дальнейшем Прометей просто сделал мой день, я давно не получал такого правильного, ласкового олдскула не только от русских, но и от штатовских артистов. Ну, есть там 2-3 трека подвисающих. Ну, нету там стопроцентного хита по типу Свет Не Горит (потому что такого же липкого припева нет - куда Дино-то смотрел?). Зато 3Д - альбом единый, цельный, выверенный, погружающий в мечтательное, какое-то ромашково-луговое настроение. Блистательный выбор семплов, классная отсылка к треку Крестной Семьи, совпавшему по семплу. Да и как это нет хита? Меломан, Каплями, Минимум, Вопреки, да вообще пол-альбома - для меня лично просто праздник, а не музыка. В условном состязании Булата с “Истоком” против Прометея с “3Д” Прометей просто вынес соперника в обе калитки. Ну, а у вас с Дино работа словом всегда на уровне. Смущает только слишком ровный эмоциональный фон, как будто боитесь жару наддать. Об этом ниже в резюме.
Мои Глаза Открыты
Этот альбом вышел в тот единственный год, когда вы набрали достаточную мощь и опыт, чтобы создать достойный вашей выслуги лет продукт, но при этом такая музыка все еще считалась вполне актуальной. Буквально через год привычный вам и мне стиль стал уходить с фронта, отдав место следующим поколениям. Но МГО бьют точно в цель, и если предыдущие альбомы не давали достаточно отдачи, т.к. несли серьезные огрехи, то этот не дал лишь потому, что все слушатели оказались тупыми безголовыми мудаками, вот и все. Потому что альбом прекрасен. Доктор - гениальный первый трек. Вокальный луп дерзок и безошибочен, твой куплет просто напалм. Лехин немного подкачал, но он потом отыгрался. Вокальные лупы - вообще отличительная особенность этого альбома, его трейдмарк, и это прекрасный ход, здорово если для новых альбомов будут находиться такие же четкие “метки”. Жми Плэй - великолепные клавишные, браво тому кто их нашел и сыграл. Без Ума - идеальный карамельный продакшен, непринужденный текст для очень широкого круга. То, что эта песня сейчас не играет на всех свадьбах и выпускных - происки дьявола и жуткая невезуха. В серединке пластинка чуток подвисает, но трек Устал - безжалостный укол в яблочко. Я часто бывал в таком же настроении в том году, и эта песня поразила четким отображением реальности. Она Не Узнает - шикарный сюжет, семпл, девчачий припев, да все великолепно, сделано настоящим артистом. Шапито - мне нравится эта тема в твоем творчестве, ядовитым надо быть, ведь глаза слушателей должны быть открыты. Бали - прекрасный фирменный припев от Дино, блестящий вокальный луп девчачий. Вы Этого Не Увидите - жестко, правильно, такого очень не хватает в этой индустрии тупых торчков и жопотряса. Ступай - невероятно красивое прощание с уходящим в свободное плавание альбомом. Прекрасным альбомом, который все проебали. “Мы этого не увидели, мы этого не заметили.”
Nix Et Nox
Этот альбом пока вышка ваша, и по простой причине - самый высокий КПД. Многие ваши релизы - это три хита плюс десять, а то и пятнадцать скромных сочинений “прицепом”. А здесь впервые каждый сюжет имеет вес, вкус и запах, отличительные черты. Впервые действительно проведен отсев лишнего, а не свалено все в кучу. Впервые такой уверенный вокал, да и вообще выход из привычной скорлупы. Впервые скучные битки с пианинкой занимают не пол-альбома, а буквально две-три позиции. Не позволил себе в этот раз подурачиться и орать в микро, как дурак - ну и хорошо, новые слушатели из “взрослых” к этому еще не готовы, потом подключишь. Впервые на каждый второй трек можно взять и снять клип (были бы средства, хаха). И вообще, Триада застоялась в своей колее. Этот альбом еще не выводит тебя на новый уровень популярности, но он дает туда билет. Важно понять, что в этот раз сработало, и развить лучшее, бортанув наконец худшее.
Что же дальше? Дальше пути назад нет. “Исток” и “Третье Дыхание” завели Триаду в глушь, пусть они и хороши в нашей бумбэпной вселенной, но широкому кругу этого не нужно, пора признать это. Nix Et Nox - отличный выход из темноты. Значит, Нигативу идут такие полуроковые, мясистые, надрывные вокальные треки. Нужно взять свои козыри - поэтический дар, реализм, дикие эмоции - и положить это на музыку, которая будет по душе как молодежи широких музыкальных вкусов, гораздо шире чем именно рэп-аудитория подростковая (а среди таких много девушек, это хорошо), так и нашим ровесникам и людям чуть постарше - им по душе Адель, Нина Симон и прочий безошибочный соул, причем этот рецепт с годами не выйдет в тираж. Что делать Триаде как дуэту? Во-первых, обрати внимание, как низко в моем списке котируется большинство ваших групповых дисков. Вы когда вместе, вы нивелируете свои достоинства, приводите себя к общему знаменателю. К черту это, надо гордиться своими различиями. Кричите, плачьте, пишите для девушек и пишите для драк - все, что сольно, то и вдвоем.
Необходимо полностью перезагрузить групповой музыкальный стиль. Здесь и сейчас. Напитаться актуальным звуком и выработать свой, мощный, летящий, кристальный, легкий но безжалостный, чтоб все охерели. Новые альбомы должны строиться по единственно верному принципу - в первой половине все бэнгеры максимально свежего звучания, и только к концу - пара-тройка старых треков “для своих”. Возврат к семплированному бумбэпу неактуален хотя бы потому, что вы отдали этой музыке все сполна - у вас за плечами ее уже вагон. Хватит, ищите свой ряд в этом шоссе новой музыки, иначе спихнут на обочину к Шеффам и Куперам. А Дино, как человеку, сольную карьеру которого вообще никто не помнит, ее можно перезагрузить с нуля. Вот просто взять и наслушаться по самые уши Дрейков и Уикендов, и родить на основе этого что-то воздушное, мелодичное, для души. Никто из старых фанатов не обидится - сравнивать-то не с чем, “Витамину” скоро 10 лет.
В итоге это приведет к мудрейшей диверсификации бренда. Нигатив - жесткий, мясистый, рычащий полюс репертуара. Триада как группа - должен быть какой-то свой музон, мелодичный и легкий, учитывающий современные ходы (не должно быть вопроса “они что, не знают, какой сейчас год?”, понимаешь, да?), но напористый, чтоб басов давал как положено, и чтоб припевы были безжалостны в своей хитовости. И Дино соло - воздушный, мелодичный полюс, стремительный музон для молодых пар. Непринужденно напевать и вязать летучие кружева из рифм Леха умеет, надо этим пользоваться, а не про кварталы и светофоры опять писать. Такой тройной удар по индустрии не пройдет незамеченным.
Что я этим всем хочу сказать. Я безумно уважаю Триаду как группу, но тот самый альбом, за который я ее так люблю - этот альбом вами еще не записан. Я вижу всю правильность, честность и бескорыстность вашего творчества, но вам до сих пор не удалось это доказать стране. Нигативу соло почти удалось, но надо переть дальше, отбросив старую шкуру окончательно. А группе - не удалось. Надеюсь, этот год станет переломным. Адьос, мучачос.