Опубликовано по адресу
http://the-flow.ru/features/preeemo-50 Хип-хоп становится совсем взрослым.
У артистов, создававших лицо этого жанра, один за другим наступают 50-летние юбилеи. 21 марта 2016 встретил свой «полтинник» Крис Мартин, известный всему миру как хранитель священного Грааля нью-йоркского рэпа - DJ Premier. Упоминание его персоны, к счастью, не вызывает ассоциаций ни с грузом серьезного возраста, ни с моральным либо физическим износом - только добрую улыбку и автоматическое кивание головой под его состаренные, но всегда качающие добротные хип-хоп-биты. «Деды» в любой компании пользуются уважением либо за способность сохранять жажду к жизни и к работе, либо за впечатляющий послужной список, либо просто за возраст («живого Ленина видел»). Примо, в 50 лет по-прежнему активный и деятельный, имеет несравненный запас спродюсированных им хитов, и к тому же ведет свою карьеру еще с тех времен, когда рэпперов всего-то было человек тридцать.
DJ Premier - эталонный образ диджея за пультом с вертушками, с вагоном коллекционного винила за спиной. Именно с диджейской работы начался его путь. Уроженец Хьюстона, Крис перебрался в Нью-Йорк в подростковом возрасте, и в конце 80-х был приглашен в коллектив Gang Starr его основателем - рэппером Guru. Бок о бок с этим человеком Примо и провел главный период своей жизни и карьеры (ничуть, однако, не остановившись на этом). Первые годы активной работы в дуэте Gang Starr - это время в конце 80-х-начале 90-х, когда Примо своими руками формировал чертеж и каркас сухого, грубоватого саунда нью-йоркского рэпа, добавляя в него свою особую черту - мощное влияние джаза.
Если первый альбом Gang Starr 1989 года - слишком далекая от нашего времени работа, то второй и третий диски (Step In The Arena 1991 и Daily Operation 1992) - важный период кристаллизации фирменного стиля DJ Premier. Примо брал за основу джазовый или соул-отрывок, высекая его из источника как киркой в неожиданном месте - так, чтобы серьезно видоизменить семпл - и закольцовывал его на весь трек под глухие ударные. В начале 90-х джазовые инъекции в творчество Примо, а также значительное замедление привычного темпа хип-хоп-композиций по сравнению с 80-ми годами, привели к рождению таких важнейших песен Gang Starr, как Just To Get A Rep, Ex Girl To Next Girl и прекрасная Jazz Thing.
Jazz Thing:
Click to view
К 1994 хип-хоп постигли драматичные изменения. Wu-Tang и Black Moon раскрасили лицо нью-йоркской музыки в дикие кровавые цвета, а пышный богатый саунд Калифорнии стремительно обесценивал пастельную эстетику джаз-рэпа Исткоста. Gang Starr, наиболее возрастные из актуальных артистов того времени, так и не достигшие еще всеобщего признания, вынуждены были что-то делать. Guru нервничал и не понимал, почему ему и Примо до сих пор не давался настоящий успех. Но Премьер приводил его в чувство, повторяя, что однажды все придет, надо только работать и гнуть свою линию. И всю последующую жизнь лишь проводил периодический ребрендинг своего генерального курса сообразно ситуации.
Так он и поступил на четвертом альбоме “Hard To Earn”. Gang Starr не прогнулись под новую моду и не стали играть в гангстеров (хотя этим занялись, согласно моде, абсолютно все остальные). Гуру продолжил зачитывать правду в лицо о людских слабостях и несправедливости, лишь сделав свой лексикон чуть более грубым и злым. Примо поубавил джазовый настрой, нарезав отрывистых, тревожных мелодий, дав волю гулкому басу и всегда сшивая припевы из своих фирменных виртуозных скретчей. Альбом создавался по уже устоявшемуся оригинальному плану дуэта: Guru предъявлял названия будущих песен (которых еще и в помине не было) и описывал, о чем будет каждая из них, после чего DJ Premier делал бит для каждой песни, и только тогда Гуру писал под эту музыку все тексты.
Почти за каждой из песен на золотом альбоме “Hard To Earn” есть целая история, но тест времени лучше других выдерживают автобиография The Planet, уличный гимн Code Of The Streets, минималистичная Mostly Tha Voice и знаменитая Mass Appeal.
Mass Appeal:
Click to view
Взяв новый уровень, DJ Premier стал еще более интересен профессиональной публике как битмейкер. У него уже было до этого несколько качественных гостевых выходов, например работа для KRS-One и целый альбом джазового проекта Buckshot LeFonque. Но пока Guru раздвигал границы джаз-рэпа своими соло-проектами с живыми музыкантами, DJ Premier расставлял свои биты, как ферзей, по наиболее заметным альбомам актуальных артистов своего круга. Вот некоторые из них:
Show & Prove, на которой Big Daddy Kane свел вместе Jay-Z и Ol' Dirty Bastard,
NY State Of Mind и Represent - основополагающие вещи репертуара молодого Nas,
Unbelievable - великолепное крошево аккордов с надменной читкой The Notorious BIG,
Real Hip-Hop и No Diggedy - лихие боевички для дуэта рэп-говорунов Das EFX,
Downtown Swinga и еще несколько таких же неповоротливых, как носорог, хитов-тяжеловесов для любимчиков Примо - браунсвильского дуэта M.O.P.
Downtown Swinga:
Click to view
Gang Starr Foundation - так назывался небольшой коллектив подопечных Гуру и Примо. Важнейшим среди этих артистов был нахмуренный афроцентрист Jeru the Damaja, которому повезло несказанно: Примо сделал для его первых двух альбомов 1994 и 1996 г. всю музыку, причем именно на альбомах Джеру можно найти самые непричесанные, рваные, неуютные биты Премьера. Jeru распорядился этим королевским наследием как настоящий негр - рассорился с Премьером в конце 90-х, после чего тот порвал с ним всякие профессиональные отношения и загнал таким образом Jeru в глухой андер. Еще один полностью «Премьеровский» альбом - диск дуэта Group Home “Livin Proof” - ценится спустя 20 лет именно благодаря тактичной и стильной работе Примо, в то время как саму группу уже никто и не помнит.
D.Original:
Click to view
В середине 90-х хип-хоп пережил сразу несколько революций и потрясений, в том числе и потерю нескольких бойцов, и к 1998, когда планировался выход очередного альбома Gang Starr, последние следы комфортного для Премьера звучания из мейнстрима исчезли. Эта ситуация нашла отражение и в названии альбома - “Moment Of Truth”, момент истины. Но дуэту удалось не просто продлить жизнь своему стилю, а активно раздвинуть его границы. Пятый, золотой альбом Gang Starr, их главное и самое известное детище, подарил неслыханный ранее у Примо диапазон настроений, вкусов и звуковых удовольствий. Премьер перестал бояться брать из исходных композиций крупные мелодичные куски, запустил обе руки как в привычный джаз, так и в соул, и в R&B. Новый звук группы стал эмоционально шире и воздушней, хотя несколькими мощными бэнгерами для улиц Примо все-таки выстрелил. По-прежнему основу припевов составили баррикады скретчей, и похоже, Gang Starr остались единственными артистами с вершин чартов, кто еще использовал такие старенькие, слегка дребезжащие ударные.
Каждый трек с “Moment Of Truth” - для кого-то хит номер один на всю жизнь, но позвольте выделить визитную карточку нового звука Премьера - You Know My Steez, прекрасную песню-полет Above The Clouds и пронзительную исповедь Moment Of Truth.
You Know My Steez:
Click to view
Альбом 1998 года стал тем самым важным шагом, который открыл DJ Premier дорогу к музыкальному бессмертию. Через год группа выпустила сборник хитов “Full Clip”, и это тот редкий случай, когда хитлист ценится поклонниками на одном уровне с номерными альбомами, настолько он был силен и очень здорово заряжен несколькими новыми треками.
Выработанный на этих релизах звук Премьер массово внедрил в десятках гостевых композиций, которые стали появляться на альбомах разнообразнейших рэпперов с регулярностью сводок новостей. С 1998 до конца 2000-х сингл, ладно скроенный руками DJ Premier, считался чуть ли не обязательным условием успеха альбома в традиционном хип-хопе. Стабильность в данном случае играла только на руку Примо. Заказывавшие ему хит артисты знали, что получат: Preem резал из своих виниловых сокровищ качающую мелодию, использовал одни и те же, но всегда мощные ударные, а припев зачастую составлял из заскретченных строчек того самого артиста, которому делал сингл. В голове у Примо хранились тонны текстов каких угодно рэпперов, и он всегда выуживал оттуда нужные для цепкого припева комбинации. Вот наиболее удачные песни, составившие золотой фонд продакшена от Примо на рубеже веков и далее (оцените диапазон исполнителей):
Rakim - It's Been A Long Time
The Notorious BIG - Kick In The Door
Limp Bizkit feat. Method Man - N2Gether Now
Nas - Nas Is Like, NY State Of Mind Pt.II, 2nd Childhood
Jay-Z - Friend Or Foe '98, So Ghetto
M.O.P. - Breakin The Rules, Face Off
Black Eyed Peas (серьезно!) - B.E.P. Empire
Capone-N-Noreaga - Invincible
Common - The 6th Sense
Snoop Dogg - The One And Only
Royce Da 5'9'' - Hip Hop
Ol' Dirty Bastard - Pop Shots
AZ - The Come Up, The Format
Termanology - Watch How It Go Down
Ludacris - MVP
Kanye West, Nas, KRS-One & Rakim - Classic
Apathy - Stop What Ya Doin'
Evidence - You и т.д.и т.п.
The 6th Sense:
Click to view
Отдельно стоит упомянуть выходы DJ Premier за пределы Нью-Йорка и его музыкальных окрестностей. Примо всегда считался мастером бум-бэпа, но если артисты из других регионов страны вдруг обращались к нему, он с удовольствием встраивал свой стиль в их вселенную. Пожалуй, лучший пример такого сотрудничества - медленная, с глубочайшим басом композиция Doobie Ashtray в исполнении южанина Devin The Dude.
Doobie Ashtray:
Click to view
Последний альбом дуэта Gang Starr “The Ownerz” вышел в 2003 и в очередной раз подарил поклонникам новое прочтение знакомой формулы. На этот раз, видимо по настоянию Guru, Примо смягчил звучание большинства треков до состояния шоколадного крема, что неожиданно оказалось к лицу группе и очень кстати разнообразило ее репертуар. Три главных трека - Rite Where U Stand, Deadly Habitz (с каким-то нереально красивым лупом) и деликатно скроенная Skills.
Skills:
Click to view
А когда публика думала, что Примо нечего ей предложить нового и неожиданного, он делал ход конем и продюсировал, к примеру, сразу несколько песен для альбома Кристины Агилеры.
Ain't No Other Man:
Click to view
В последние годы DJ Premier нередко сотрудничает с интересными ему исполнителями более плотно - готовит для них целые альбомы. Очень ценятся среди его почитателей махрово-олдскульный альбом с ветераном Bumpy Knuckles, а также проект PRhyme на пару с детройтцем Royce Da 5'9'': Ройс способен на любой объем очень энергичных агрессивных панчей, а Примо снабжает его глубокими, полнокровными инструменталами, в которых, правда, нельзя не заметить почтенный возраст их создателя.
U Looz:
Click to view
А для русскоязычных слушателей крайне приятно было узнать, что Примо, побывав в Москве и посотрудничав с BMB Spacekid, в итоге сделал его соавтором одной из композиций на последнем альбоме легендарного Dr. Dre. Песня “Animals” имеет историческое значение как момент воссоединения хип-хоп-продюсеров #1 и #2 из девяностых.
50-летие Примо встретил, по сути, королем. У него все есть, он ни в чем не нуждается. Уважение профессионалов и оценка его заслуг находятся гораздо выше потолка. Нескончаем список коллабораций, планирующихся к выходу (а среди них обещанные дуэт-альбомы с Nas, MC Eiht, Prodigy, Pete Rock и M.O.P.). Трагическим моментом стала смерть его верного партнера Guru в 2010 от онкологического заболевания. К сожалению, за несколько лет до ухода Гуру предпочел разорвать с Крисом всякие отношения, да к тому же его новый битмейкер Solar издал незадолго до его смерти якобы заявление Гуру о том, что тот не желает более иметь со своим экс-коллегой ничего общего. Гнусное фальшивое письмо, написанное от имени человека, который к тому моменту вряд ли мог самостоятельно говорить, не смогло сбить Примо с толку. Он и теперь является одним из почитателей Guru и поддерживает память о нем. Этот незлобивый, деятельный и очень справедливый человек всегда многословен в интервью, ведь у него накопилось за жизнь так много чего порассказать молодым последователям. Да он и есть тот самый Ленин от хип-хопа, только живой и настоящий. И в отличие от абсолютного большинства своих сверстников, он и сейчас среди тех, кто творит историю хип-хоп-музыки на наших глазах.
P.S. А вот отличная подборка хитов Gang Starr вместе с их первоисточниками, по которой можно проследить магию работы DJ Premier со звуком:
Click to view