Не секрет, что реализация проекта СТ в "Академ" зашла в тупик.
И не только из-за вечного вопроса нехватки денег.
Существуют объективные и субъективные причины того, что проект никак не получает развития.
В первую очередь я бы назвал техническую проблему строительства и акцент на планах города по развитию метро.
Французские инженеры запланировали 2 линии СТ:
Короткая - по Чкалова (с проколом под объездной дорогой) к существующей линии у Дворца спорта. Это отдаленная перспектива, так как застройка данного сектора района сейчас почти не ведется, авто-эстакада на Московской создает проблемы для этого маршрута, да и сам маршрут никаких транспортных- проблемм не решает и не связан с иной инфраструктурой города - может быть реализован в виде обычной трамвайной линии, в связке с Южной Трамвайной дугой по Волгоградской от Белореченской до Фучика.
"Длинный" же маршрут может реально решить проблему быстрой доставки массы жителей района сразу в центральную часть города.
Однако, есть варианты прокладки СТ, решающие больше проблем города, охватывающие бОльший пассажирпоток, зоны притяжения траффика, но при этом очевидно более дешевые и простые ав реализации. (Не говоря уже о том, что сама проблема строительства метро в выбранном направлении центр-Запад может оказаться под вопросом!)
Рассмотрим предлагаемую изначально трассировку подробней:
Маршрут СТ (зеленая линия) предполагается в виде обособленного пути длинной 7.5км, связывающий жилой район Краснолесья, Академический с перспективной станцией метро Татищевская в районе Центрального Стадиона.
В том числе около 500 метров сквозь лесопарковую зону, более 2км (от Бардина до Репина) через зону сложившейся техногенной застройки без высокой плотности жилья и пассажиропотоков вдоль Серединного Транспортного кольца с высоко загруженным автотраффиком направлении.
Техническое решение по развязке с Объездной Дорогой трудноисполнимо, прохождение через узел Металлургов-Репина-Гурзуфская не имеет технического решения.
Возможный пересадочный узел на другие виды ОТ только один - на пересечении с ул. Крауля.
Предлагается:
Во всех вариантах связать запланированнй узеел конечной СТ "метро Татищевская" трамвайным движением в продолжение линии по проспекту Ленина ввиду грядущей реконструкции этого узла.
1. Вариант
В предлагаемых вариантах общим является решение - продлить линию СТ вдоль Краснолесья до перспективной ул. Барклая, связав трамваем не только построенные кварталы района, но и запланированные, в том числе и зону перспективной застройки за пределами района Академический вдоль ул. Суходольская, предусмотрев пересечение с Объездной Дорогой в еще не сложившемся и не проектируемом узле с перспективной улицей Барклая. В этом же узле находится и крупнейший жилой дом города "Аврора" более 1000 квартир, и комплекс Онкоцентра и транспортная связь с поселком Широкая Речка.
В данном варианте предлагается провести линию СТ по коридору ул. Репина, с возможным переустройством геометрии проезжей части. Район улиц Викулова-Тульский пер. (ул. Волгоградская) является пересадочным узлом на трамвайную линию ВИЗ-Ю-Запад и зоной запланированной многоэтажной застройки с крупным торговым центром.
Во всех зонах сложившейся застройки возможно соблюдение норматива безопасности (20м до рельса от жилого дома), а отсутствие кап. застройки на большом протяжении предлагаемой линии дает свободу маневра для ее расположения и строительства. Преодоление проблемного узла на Репина-Металлургов возможно путем своевременной переброски линии на северную часть Металлургов в обход построенной равязки, при чем с соблюдением необходимых углов поворота путем строительства эстакады под углом к ул. Металлургов, проходящей в выемке. Пересечение с ул. Крауля возможно в 2х уровнях, если учесть СТ при проектировании будущей развязки Токарей-Крауля, либо под опорами планируемого путепровода вдоль Токарей.
Этот вариант имеет протяженность 8.6 км, что на 1.1 км больше "принятого к сведению" первоначального, однако он имеет ряд преимуществ - очевидно дешевле ввиду простоты строительства предложенных эстакад, и технически проще, имеет дополнительный пересадочный узел для связности с существующим городским ОТ, Захватывает 2 дополнительных района перспективной жилой застройки, крупный медицинский и торговый центры. Удлиннение времени в пути при такой трассировке не составит более 5 минут.
2. Вариант
Данный вариант может быть как самостоятельным, так и дополнительным (в части Северо-Западного участка трассировки) к описанному ранее в случае получения городом право на проведение Экспо-2020 и проходит непосредственно рядом с запланированной площадкой EXPO. Частично, он является развитием уже существующей трамвайной линии по ул. Татищева и совпадает с ней (в том числе с однопутным ее участком) на протяжении 1.7км, поэтому при общей длине на 600м больше Варианта 1 (то есть на 1.7 км длиннее "эталонного"), по общей длине линии требует строительства в том же объеме 7.5 км.
Кроме того, данная трассировка проходит вблизи агломерации крупных торговых центров, еще одного района перспективной застройки (Крауля-Викулова-Металлургов), запланированного Западного Автовокзала и зоны перехватывающецй парковки для въездного трафика, однако удлиннение времени в пути для жителей Академического может сотавить до 10 мин.
Вторым положительным моментом данного Варианта можно отметить - еще бОльшая простота (и стоимость) возведения эстакад и свобода проектирования трассировки ввиду отсутствия сложившейся кап. застройки практически на всем ее протяжении.
В случае отсутствия финансирования 2й линии метро данная трассировка может в полной мере взять на себя пассажиропотоки не только Академический-Центр, но и Запад-Центр (пассажиропоток, запланированный для метро), а в случае постройки метро, может быть ограничена строительством СТ ДО станции метро Западная, создав новый мультимодальный узел СТ-Метро-Перехватывающий паркинг-Западный автовокзал.