38 лет в щупальцах Кролла

Dec 23, 2016 21:32

В этот день в 1978 году вышла пятая серия шестнадцатого сезона ДК «Сила Кролла».


Сезон представляет собой арку Ключа времени, и каждая его история посвящена поиску командой Тардис - Четвёртым Доктором, Романой-1 и К-9 - одного из сегментов этого сверхмогущественного артефакта. Очередной находится на Магне, спутнике планеты Дельта, где работает завод землян по производству метана, который на Земле перерабатывают в белок. А вокруг - бескрайние болота, где живут племена зеленокожих аборигенов, поклоняющихся гигантскому головоногому - Кроллу.
Фабула серии вполне в русле «Аватара» и подобных произведений: жестокие и жадные колонисты выкачивают природные богатства планеты, угнетая презираемых ими туземцев, обладающих своеобразной культурой. Персонажи тоже довольно стандартны для подобного сюжета - бесчеловечный командир колонистов, циничный авантюрист, продающий туземцам некондиционное оружие, «благородные дикари». Однако присутствует своеобразная докторская специфика, когда действие развивается не совсем по накатанным схемам. Например, вождь туземцев в моральном отношении оказывается немногим лучше директора завода.
Доктор, конечно, ситуацию исправляет. В общем и целом. Правда, большая часть и туземцев, и колонистов гибнет, завод разрушен, а «бог» Кролл уничтожен. Но ведь никто не совершенен… Тем более, что сегмент Ключа найден - в весьма неожиданном месте.
Это не самая удачная работа Роберта Холмса - он и сам так считал. Дело в том, что руководство ВВС заказало ему историю с монстром «эпических пропорций». Но при тогдашней материальной базе студии сценарист прекрасно понимал: что бы он ни написал, воплощение будет довольно жалким. Потому, надо полагать, пошёл по линии наименьшего сопротивления, просто взяв старого доброго Ктулху из легендариума Лавкрафта. Монстр должен был присутствовать в кадре в общей сложности всего несколько минут, а борьбу героев с его ужасными щупальцами можно снять и отдельно. Однако всё равно аниматроника оказалась не на высоте. Вообще, работа дизайнера Дона Джайлса была признана неудовлетворительной настолько, что тогдашний глава редакции сериалов Грэм Макдональд приказал больше не допускать его к производству. Кроме того, руководство считало, что Холмс злоупотребляет в своих сценариях юмором и требовало сделать серию более серьезной и «страшной». В этом русле, кстати, были и первоначальные варианты названия серии - «Луна смерти» и «Болотный ужас».
В результате сейчас по некоторым опросам серия считается одной из худших историй эпохи Четвёртого Доктора. Однако на самом деле всё не так плохо - она достаточно интересна, а игра Тома Бейкера и Мэри Тэмм вполне достойно её вытягивает. Есть прекрасные эпизоды: вырастающая в гуще тростника Тардис, Доктор, вырезающий из камышины флейту и играющий на ней «Шутку» из сюиты № 2 си минор Баха. Правда, знатоки музыки заметили, что Бейкер при игре неправильно кладёт пальцы… Впечатляет и своеобразный способ, которым Доктор избавляет себя и спутников от страшной казни - медленного разрывания вьющимися растениями.
При съёмках случилось несколько казусов. Например, зелёная немецкая краска для актёров, играющих туземцев, была поставлена вовремя, а вот растворитель для неё - нет. Так что бедняги ещё долгое время имели зеленоватый оттенок кожи. К сожалению, в серии почти отсутствует К-9 - по причине, которая была озвучена Доктором: металлическая собака не могла передвигаться по болоту. Зато его «голос» - актёр Джон Лисон - сыграл одного из колонистов.
И последнее. Съёмки проходили в болотистой речной долине у местечка Снейп в графстве Суффолк. Позже Джоан Роулинг по названию именно этой деревни дала фамилию одному из главных героев своей эпопеи.

серии, Четвертый Доктор, дата, олд-скул

Previous post Next post
Up