Целый год живем с дьявольским упорством

Dec 05, 2016 03:33

Год назад мы посмотрели последнюю серию 9-го (35-го) сезона сериала «Доктор Кто», в которой, наконец, получили ответ на вопрос «Что такое химера?» и увидели по-настоящему разгневанного Доктора. Серию под названием «С дьявольским упорством».




В конце предыдущей серии Доктор вырвался из диска исповеди и оказался на Галлифрее, готовый отомстить тем, кто заточил его в диск и из-за кого погибла Клара Освальд. Зрители ожидают увидеть, как он гоняет по своей родной планете ее правительство и вообще всех, кто подвернется ему под горячую руку, однако начинается серия совершенно иначе. Доктор заходит в придорожное кафе в Неваде и встречает там официантку, как две капли воды похожую на Клару. Которую вроде как не узнает. И которая вроде как не узнает его. Можно подумать, что это одна из копий Клары, возникших, когда она прыгнула в докторский поток времени, и что сам Доктор сразу же понял это и сделал вид, что не знает, кто она - но на самом деле все оказывается гораздо сложнее.
Доктор начинает рассказывать официантке о том, как он вернулся к себе домой - и мы, наконец, видим его на Галлифрее. Он не спешит наказывать своих обидчиков. Вместо этого он приходит в единственное оставшееся о его жилья здание, старый сарай, где он едва не использовал самое мощное оружие во Вселенной и не уничтожил свою планету и где до сих пор живет то ли его няня, то ли еще какая-то родственница. Он отдыхает там и встречается с другими простыми галлифрейцами - и именно это больше всего пугает президента планеты Рассилона и его ближайшее окружение. Рассилон пытается натравить на Доктора солдат - и это оказывается очень недальновидным решением, потому что все они участвовали в Войне Времени и уважают Доктора, а многие и вовсе воевали вместе с ним. Разумеется, ни один из них не желает выступать против Доктора, и когда президент отдает им приказ расстрелять его, все стреляют мимо. Следующий кадр, на котором показана стена сарая с прожженными в ней дырами, расположившимися в форме человеческого силуэта - замечательная отзеркалка кадра из китайского фильма «Герой», где на стене получается такой же силуэт из стрел. Именно отзеркалка, а не заимствование: потому что в «Герое» персонаж, которого расстреливали, погибает, а в «Докторе» остается в живых.
Дальше Доктор как будто бы начинает вершить правосудие - выгоняет с планеты Рассилона и грозится выгнать его советников. Однако внезапно он соглашается рассказать генералу, который теперь остался на Галлифрее за главного, о химере и заявляет, что для этого ему нужно забрать из прошлого Клару - за мгновение до того, как она была убита. А после того, как девушка оказывается рядом с ним, он внезапно сбегает, заявив, что не собирается возвращать ее назад и что именно для этого он и забрал ее из прошлого - чтобы не дать ей умереть. И нам становится ясно, что именно это и должно было произойти. Несмотря на миллиарды лет заключения в диске исповеди, Доктор остался все тем же Доктором, которого мы знали раньше. Он остался тем, для кого важнее спасти, а не отомстить, кто прежде всего думает о своих друзьях, а не о врагах. Это его главный принцип, и Доктор не изменил ему и теперь.
Правда, когда генерал пытается помешать Доктору с Кларой сбежать, Доктор не останавливается ни перед чем и, в конце концов, стреляет в него - что дало повод зрителям-пацифистам обвинить его во всех смертных грехах, заявить, что «это больше не наш хороший Доктор», и отказаться смотреть следующие сезоны сериала. Однако на самом деле ничего ужасного Доктор не совершил и ни в чем себе не изменил. Не случайно же он сперва спрашивает генерала, какую жизнь то живет, и стреляет, лишь получив ответ: «Десятая». Так что он точно знает, что не убьет генерала, а лишь доставит ему несколько неприятных минут. Можно не сомневаться, что если бы генерал ответил: «Тринадцатая», Доктор не пошел бы на убийство, а сумел бы уговорить его дать им с Кларой пройти.
Кроме того, генерал в тот момент прекрасно понимает, что Доктор настроен крайне решительно, и ему давно известно, что он всегда добивается своего. Так что генерал вполне мог сделать шаг в сторону и не расстаться со своей десятой жизнью - однако он этого не делает и чуть ли не прямым текстом разрешает Доктору стрелять, отвечая пожеланием удачи на такое же пожелание с его стороны. А поскольку вскоре после этого становится известно, что генерал был мужчиной только в этой своей регенерации, а все остальное время был женщиной, можно предположить, что ему даже хотелось регенерировать еще раз, так как он надеялся вернуть себе женский облик. Специально убивать себя только ради этого он (точнее, она) не стал бы, но когда представился случай в виде разъяренного Доктора…
В результате все получили, что хотели: генерал снова стал женщиной, а Доктор забрал Клару в нижние этажи Матрицы, а потом, второй раз в своей жизни, угнал ТАРДИС и сбежал с Галлифрея. Ему все удалось, его подруга жива, можно снова путешествовать вместе с ней в пространстве и времени…
Но увы, полного хэппи-энда не случается. Как бы далеко во времени ни забралась ТАРДИС, сердце Клары по-прежнему не бьется, она по-прежнему остается застывшей в одном-единственном мгновении. Становится ясно, что ее смерть была фиксированной точкой, что для сохранения Вселенной почему-то важно, чтобы она погибла в том тайном лондонском переулке. А встреченная Доктором и Кларой в самом конце времен бессмертная Эсхильда объясняет, что химера - это не она и не Доктор сам по себе, а Доктор с Кларой, когда они вместе. Так что путешествовать дальше вдвоем им нельзя.
Разумеется, даже после этого Доктор не желает отправлять Клару назад в момент ее смерти. Он решает стереть ей память о себе, чтобы ее не нашли другие тайм-лорды и спрятать ее в каком-нибудь тихом месте на Земле. Но против этого выступает сама Клара, подслушавшая его разговор с Эсхильдой и попытавшаяся поменять полярность в стирающем память приборе. Удалось ли ей это, ни она сама, ни Доктор точно не знают - и тогда они, наконец, находят решение, устраивающее их обоих. Что-то вроде жребия. Включить прибор вместе и посмотреть, что получится - кто из них все забудет.
В результате оказывается, что Кларе все-таки удалось перенастроить прибор. Доктор забывает ее, а она, вместе с Эсхильдой, отвозит его, потерявшего сознание, и его ТАРДИС в Неваду XXI века. Там он и встречает ее в последний раз - в угнанной им второй ТАРДИС, принявшей облик кафе, в котором он был когда-то с Ривер, Эми и Рори. Там он, попрощавшись с ней и так и не узнав ее, находит свою ТАРДИС - и лишь тогда, увидев на ее двери портрет Клары в окружении цветов, написанный Ригси, понимает, кто был официанткой в кафе и кому он рассказывал свою историю.
Но Клара с Эсхильдой к тому времени уже улетают из Невады. Чтобы сохранить Вселенную, мисс Освальд необходимо вернуться в тот момент, когда она погибла - но она внезапно понимает, что ей можно туда не торопиться. Ведь она теперь не стареет и вообще никак не меняется, а значит, может сколько угодно путешествовать на ТАРДИС, застрявшей в облике кафе. Чем они с Эсхильдой и решают заняться.
А поскольку во времени Клара никак не ограничена, у нее есть все шансы найти способ избежать смерти от ворона Эсхильды. Например, воспользоваться способом Одиннадцатого Доктора - найти Теселекту и уговорить управляющих ею людей принять ее облик. Или найти кого-нибудь, кто мог бы создать ее клона, как это было в олд-скуле с Четвертым Доктором. Или придумать что-нибудь еще… Хочется надеяться, что создатели сериала когда-нибудь еще покажут или хотя бы намекнут нам, что было с Кларой и Эсхильдой дальше.
Сам же Доктор заходит в свою ТАРДИС, закрывает щелчком пальцев ее дверь и тоже улетает с Земли. Его бесконечное путешествие во времени и пространстве тоже продолжается.

серии, Двенадцатый Доктор, нью-скул, дата

Previous post Next post
Up