37 лет кошмара в Эдеме

Nov 24, 2016 20:21

37 лет назад начался показ «Кошмара Эдема» - 4-й серии 17-го сезона сериала «Доктора Кто». Сценарист Боб Бейкер и режиссер Алан Бромли отправили Доктора с Романой и К-9 на место столкновения двух космических кораблей - где они, конечно же, сразу оказались в гуще странных событий.




В этой эпохе межзвездные корабли перемещаются в пространстве быстрее света: они дематериализуются на старте и вновь материализуются в пункте назначения. Если же по какой-то причине два корабля материализуются в одной и той же очке пространства, они как бы «срастутся» друг с другом, и в том месте, где один из них будет переходить в другой, возникнет нестабильное пространство, ведущее себя непредсказуемым образом. Именно это и происходит с кораблями в серии «Кошмар Эдема». В наше время это довольно распространенный сюжетный ход в фантастике, но тогда, в конце 70-х, «сросшиеся» звездолеты были очень свежей идеей. Как и во многом другом, авторы «Доктора» были здесь одними из первых, а может быть, даже самыми первыми.
Другая любопытная фантастическая идея - «упаковка» в маленький кристалл большого «куска» сжатого пространства со всеми находящимися в нем предметами и живыми существами - тоже знакома современным любителям фантастики и тоже выглядела очень оригинальной 30-40 лет назад. Ну а когда авторы серии соединили эти две идеи вместе и «приправили» их инопланетным наркотиком, из-за которого и случилась авария, у них получился по-настоящему экзотический сюжет.
Правда, «наркотическая» сюжетная линия нравилась не всем участникам съемок: исполнительница роли Романы Лалла Уорд была против упоминания наркотиков в детском сериале, опасаясь, что юные зрители неправильно поймут авторский посыл и захотят попробовать земную «дурь». Добиться изменения в сценарии актрисе, правда, не удалось, но она настояла на том, чтобы препарату сменили название: изначально он назывался «ксилофилин» или, сокращенно, «зип», а Лалла предложила название «враксоин», посчитав, что оно звучит менее привлекательно для неокрепших умов. И хотя объяснить, чем слово «враксоин» лучше первоначальных вариантов, актриса не смогла, ее просьбу все-таки выполнили.
Скорее всего, опасения Уорд был напрасными. Никакой пропаганды наркомании в серии, разумеется, нет - наоборот, там хорошо показано, что большинство проблем происходит именно из-за враксоина и что люди, принимавшие его, быстро теряют человеческий облик.
А вот за что авторов серии действительно можно упрекнуть, так это за выставление в положительном свете одной второстепенной героини, ведущей себя, мягко говоря, сомнительным образом. Ассистентка зоолога Триста по имени Делла бросает еще одного члена из команды в кристалле со сжатым «куском пространства» одной из планет, когда на него нападает один из обитающих на этой планете монстров. После чего она заявляет, что любила Скотта, а утешающая ее Романа старается убедить ее, что она ни в чем не виновата, потому что «на ее месте каждый мог бы испугаться». Мало того, когда выясняется, что Скотт остался жив и он снова встречается с Деллой, они обнимаются, и все выглядит так, словно теперь эта пара будет вместе - словно это нормально, любить того, кто тебя предал. Конечно, авторы вряд ли специально решили оправдать в этой серии трусость и предательство. Скорее всего, это получилось у них случайно, потому что они просто не подумали, что любящий человек, когда предмет его любви находится в опасности, бросится спасать любимого, а не свою шкуру - и что это не зависит от того, насколько он смелый в обычной жизни. Однако в результате сюжетная линия с Деллой и Скоттом выглядит очень и очень некрасиво и здорово портит впечатление от в целом интересной истории.
Но в остальном серия «Кошмар Эдема» не хуже других. В ней есть все, что требуется хувианам: монстры, бегающие по космическим кораблям, Четвертый Доктор, предлагающий свои неизменные мармеладки испуганным пассажирам, и К-9, в этой серии особенно много стреляющий лазерными лучами.

серии, Четвертый Доктор, дата, олд-скул

Previous post Next post
Up