Шесть лет развивается комплекс Бога, или Славьте кого?

Sep 17, 2017 20:58

В этот день вышла 11-я серия 6-го сезона ньюскула «Комплекс Бога»


Не самая любимая многими хувианами серия сценариста Тоби Уатхауза и режиссёра Ника Харрана, тем не менее, связана с интересными моментами в развитии линии Одиннадцатого и его спутников.
Кроме того, она исполнена аллюзиями на известные произведения в жанрах мистики и хоррора. Собственно, и сюжет её, и антураж инфернального отеля навеяны непосредственно «Сиянием» Стивена Кинга. Но у короля ужасов есть ещё немало жутких историй про отели. Видимо, они производят на писателя тяжёлое впечатление…
Есть там и множество других отсылок - от тревожных длинных пустых коридоров из фильмов Линча, до страшного клоуна, впервые воплощённого в литературе тем же Кингом. Отсылает история и к другим сериям ДК. Скажем, отель одновременно является и очередным лабиринтом Минотавра - образ, для западной культуры архетипический и в ДК появлявшийся множество раз. А человекобык из «Комплекса Бога» оказывается ещё и родственником существ из олдскульной серии «Рога Нимона» эпохи Четвёртого.
Для развития сюжета сериала история важна тем, что в конце её Рори и Эми покидают Тардис и поселяются в доме, подаренном им Доктором, и на дальнейшие приключения в пространстве и времени будут улетать с этой базы. И вообще с этих пор у Доктора не будет спутников, постоянно обитающих в Тардис.
Главная идея серии, казалось бы, лежит на поверхности - это положение атеистической философии о том, что религия рождается из присущего любому разумному существу онтологического страха, проявляющегося в разных формах. А в контексте ДК история разоблачает предполагаемую божественность Доктора, намёки на которую имеют место ещё с олдскула. Хотя, похоже, всё не так просто.
Тардис попадает в, на первый взгляд, типичный дорогой земной отель 80-х годов. Но творятся там вещи странные и страшные: оттуда невозможно выйти, коридоры и лестницы ведут в никуда, комнаты исчезают и появляются… Более того, выясняется, что для каждого попавшего сюда есть индивидуальный номер, где пребывает самый жуткий страх этого героя. Даже для Доктора есть своя комната. В серии мы не видим, что за ужас скрывается в ней, но позже, из спецвыпуска «Время Доктора», станет понятно, что это трещина во времени.
Нечто подобное уже было в олдскуле - в серии «Разум зла», из которой Джоан Роулинг явно позаимствовала идею боггарта. Однако теперь это фантдопущение поворачивается иной гранью.
Экипаж Тардис встречается с другими пленниками отеля - врачом Ритой, сисадмином Хови и Гиббисом с планеты Тиволи. Последний принадлежит к расе, одержимой коллективным мазохизмом: её поведенческий стереотип предполагает подчинение любому, кто проявляет по отношению к ней агрессию. Редкая для ДК сатира на пацифизм, кстати.
Вскоре выясняется, что до каждого, кто попадает в отель, рано или поздно добирается некий ужасный монстр. Причем перед этим жертва впадает в эйфорию от мысли, что вот-вот будет пожрана чудовищем. Признак одержимости - слова: «Славьте его», которые каждый погибший повторял перед смертью.
Тардис куда-то исчезла и запертые в страшном пространстве люди изо всех сил борются за свою жизнь, но один за другим поддаются безумию и гибнут. Когда умирает Рита, до Доктора доходит, в чём суть. Монстр питается не страхами - это лишь инструмент, при воздействии которого в человеке проявляется его вера. А вот веру Минотавр пожирает, убивая этим её носителей. Причём, неважно, во что человек верил. Первый погибший, Джой, был игроком, слепо верящим в удачу. Хови был убеждён в заговоре мировой закулисы. А Рита была мусульманкой и сначала считала, что попала в ад. Странно, что создатели серии пошли на такую вопиющую неполиткорректность - для иллюстрации атеистической концепции взяли мусульманина, а не христианина…
Вообще-то, как позже установит Доктор, "отель" - это тюрьма для Минотавра. Мол, эти существа странствуют по космосу и выдают себя среди неразвитых рас за богов, когда же раса вырастает до атеизма, они заключают их в такие вот тюрьмы. А захваченные разумные существа, верящие во всякую всячину, становятся для заключённого пищей. Что, вообще-то, многое говорит об этике атеизма…
Ни во что не верящего Рори и морального урода Гиббиса, «отель», судя по всему, захватил случайно. А вот вера Эми - это Доктор. И он знает это, потому ему становится неуютно, когда Рита замечает, что у него «комплекс Бога». Может быть, именно поэтому он зовёт Риту в спутницы - ведь в Тардис ещё не бывало никого, кто бы верил во что-то, кроме её хозяина… Но Аллах Риты сливается с Минотавром и она гибнет.
Для спасения Эми Доктор делает единственное, что остаётся - жестоко отнимает у неё веру во всеблагого Доктора. Этот трюк он проделывает не в первый раз - ещё Седьмой применил его в отношении Эйс в серии «Проклятие Фенрика». Сработало тогда, и сработало теперь - лишённый пищи монстр облегчённо умирает, а отель превращается в виртуальную болванку реальности, как в фильме «Куб».
Гиббис просит высадить его в любой галактике, оставляя у зрителей ощущение несправедливости того, что из второстепенных героев выжил самый неприятный. Это будет исправлено в эпоху Двенадцатого, когда в «озёрной» дилогии другой тиволиец, Альбар Прентис, погибнет первым. Рита встаёт в один ряд с несколькими героинями ньюскула, которых Доктор позвал с собой, но которые погибли.
Однако остаётся тайной, зачем «отель» захватил Доктора. В чём вера таймлорда? На этот вопрос Эми Доктор отвечает как-то невразумительно. А ведь вопрос весьма интересный...
И вообще при желании серию можно истолковать с совершенно противоположной позиции. Авторы совершили типичную ошибку постмодернистского мышления - для них равнозначны все веры. Но если принять идею того, что есть вера истинная, всё становится на свои места. Ведь для христианина страх Божий и любовь к Богу действительно сочетаются вполне гармонично и друг другу не противоречат. Но это страх и любовь по отношению к Богу Живому, а не к Минотавру. Кем бы он ни был.

нью-скул, Одиннадцатый Доктор, дата

Previous post Next post
Up