Незаметно подкрался понедельник. Кому-то пришло время малость поработать, а мне, наконец-то, можно немного отдохнуть и продолжить «разговоры о наболевшем». Помнится, собирался я изложить свое видение организации процесса концертного выступления. Вот и излагаю…
Итак, дорогие мои исполнители, какие засады подстерегают нас, когда уже и состав оптимальный, и аранжировки вычищены, и инструменты должным образом озвучены?
Хочется сразу отметить, что в ситуации, рассмотренные ниже, мне доводилось попадать в разном качестве. Был я и в роли звукоинженера площадки, был и звукорежиссером группы, и даже техническим директором фестиваля быть довелось. И до сих пор эти роли чередую. Взгляд, так сказать с разных сторон.
Вопрос первый - свой звукач или местный? Ха! Оба нужны! Ибо местный, строго говоря, в данном случае и не звукорежиссер вовсе, а звукоинженер! В чем разница? Профессионально - во многом, для нас же важно только то, что рулить группу он вобщем-то и не обязан, честно-честно! Основной его обязанностью является настройка аппаратуры и помощь в подключении группы. Естественно, это в идеале. На практике, особенно в клубах, круг его обязанностей определяется его начальством, а для начальства в какой-то момент гораздо важнее окажется проблема неработающего телевизора в VIP-баре, нежели проблема Вашего звучания.
Есть и другие аспекты вопроса. Реалии нашей с вами деятельности таковы, что звучание - это неотъемлемая часть музыки, соответственно, звукач, такой же участник группы, как и музыканты. Доведу ситуацию до абсурда. Приходит группа на концерт и говорит,у нас вокалист заболел, дайте нам вокалиста. Нелепо, правда? А почему? Во-первых, знание репертуара, так? Так. А как вам такой примерно диалог(утрирую, конечно, но не сильно):
-Ребят, а чем вам звук не понравился? И аппарат хороший, и людей я знаю, профи они...
- Ну как же, у нас ведь в третьем куплете четвертой песни такая красивая партия гитары на заднем плане, а он ее не вывел... Плохой звукач, большего ожидали...
Господи!!! Ну откуда ж ему знать было, он же вас впервые в жизни слышит!!! Он же как всякий русский человек ваш гениальный текст в этот момент вытягивал!!! Тут уж не до нюансов... :)))) Кстати, ребята молодцы, не прошло и полгода с момента разговора, взяли своего звукорежиссера! :)) Но пример остался и вошел в золотой фонд моих баек :))
Возвращаясь к занудному тону, свой звукорежиссер необходим, т.к. знание репертуара, особенностей Вашего исполнения и Ваших инструментов существенно улучшает результат.
(Я, кстати, совершенно исключаю мысль, что отсутствие звукорежиссера в группе - это результат банальной жабы (ему ж тоже платить надо!), а склоняюсь к тому, что это просто недооценка роли сего человека в общем процессе... :))
( И еще кстати, если у вас свой человек за пультом, то дурной тон спрашивать у зала после каждой песни, а все ли вы слышите? Во-первых, залитая пивом по самые уши наиболее активная часть публики вам такого насоветует, что саундчек придется заново проводить. Во-вторых, какого черта? Вы либо доверяете человеку, либо нет! А в-третьих, если есть сомнения, можно после концерта спросить у наиболее доверенных друзей. Правда, одна очень известная группа(не Мельница!) таким образом за полгода человек пять звукачей поменяла...)
Ну ладно, бывает так, что своего специалиста нет, что тогда? Как сказал мне недавно один музыкант - лучше всего не мешать местному! Правда-правда, так и сказал! Причем, пришел он к этой мысли не сразу, а в результате большого опыта...:))) Хотя, я согласен, мы, звукачи, тоже очень разные бываем, и не всегда подарочки. :))) Как же оптимально выстроить свое общение? Почитайте Карнеги! Шучу. Во-первых, поймите, что на данный момент, это человек, который делает с вами одно дело, и другого нет. Поэтому можно для начала поздороваться, а не сразу спрашивать, какого хрена в этом клубе нет ни хрена из того, что вам нужно. Во-вторых, можно спросить, в каком порядке вам подключаться и звучать на настройке, не лишней будет бумажка, на которой перечислены инструменты и способ их озвучивания (микрофон/датчик и т.п.), включая вокалы. В-третьих, помните, у человека всего две руки, и подключить одномоментно пять музыкантов он не может физически. Когда вас просят немного поиграть, не ломайтесь :)), поиграйте, и не выражайте возмущение тем, что вас не сразу слышно. Прежде чем вывести инструмент в монитор, звукач должен произвести с сигналом некие действия, поэтому просто спокойно играйте, пока вас не остановят. Не добивайтесь мониторного звука, прежде чем не будут проверены все инструменты на прохождение сигнала. И не мешайте отстройке других инструментов вашей же группы. Когда все инструменты есть на пульте, можно выстраивать звук на сцене. Но, опять-таки, крик души "ни хрена не слышно!" - не самый лучший способ начала процесса. Лучше спокойно выяснить, сколько на сцене мониторов, и на сколько линий они заведены, т.е. сколько индивидуальных картин вы можете получить. Если инструменты включаются в комбики, то лучше постараться слышать себя из них, чтобы не забить в мониторах вокал и те инструменты, которые комбов не имеют. Вообще, если линий хотя бы две, то одну лучше всего отдать целиком вокалисту. Кстати, у остальных будет шанс проверить чистоту аранжировок! :))) Если же какого-то инструмента все-таки катострофически не слышно, а человек за пультом говорит, что громче никак, то подумайте, может что-то можно сделать тише? Убрать всегда легче, чем прибавить...
А теперь внимание! Перейдем к самому важному вопросу мироздания, вопросу технического райдера! :)) И наконец-то выясним, почему же нигде ни хрена нет того, что вам нужно.
Тут ведь как бывает? Захотела молодая и талантливая группа концерт. Путем долгой атаки на арт-директора клуба "Самый лучший подвал микрорайона" выбила себе коммерчески привлекательный понедельник. При помощи СМС-рекламы собрали толпу фанатов в 10, а то и 15 человек! Приходят они в клуб, а подлец звукач вместо 10 микрофонов только 5 дает! И где еще 5? Не иначе в ларек снес, гад, чтобы только вы звездами не стали. Вот так и рубят талантов... Или вот еще. У вас гастроли. Замечательные первые гастроли. С обалденными условиями, как-то: проезд на шикарных боковых плацкартных местах, ночевка на кухне в коммуналке у самого хорошего человека в тусовке, и с гонораром за концерт в виде цельного ящика пива и жареной курицы (сам не раз так ездил)! При этом вы - чуть ли не хедлайнер фестиваля "Лучшее в роке за сто лет", не, точно, раз пятыми из десяти заявлены, то всяко хедлайнеры. На понтовом трамвае вас привозят в элитный клуб "Рабочая окраина"(размером 6Х10 метров,то есть чуть меньше Уэмбли), а там облом. Почему-то аппарат не такой, как вы вчера на ДВД у Металлики видели. Чьи козни? Разумеется, звукача. Он небось, как только узнал, что вы едете, самое лучшее дома припрятал. Бейте его гада, пусть вернет взад! При этом, как-то само собой разумеется, что, пригласивший вас товарисч непричем. Он же хороший человек, раз вашу группу пригласил...
Смешно? Кому смешно, а тому, кто так попадал, грустно...Вот, ей-богу, некоторые мои читатели не дадут соврать, грустно. А что делать? А делать можно разное... Первое - понять, что вопрос райдера - это вопрос организации концерта. То есть все эти вопросы надо согласовывать до того, как вы оказались на площадке. Если концерт происходит в клубе, а вы - молодая группа, то, как ни печально, вряд ли кто-то будет заботится о том, что бы выполнить все ваши технические требования. Придется играть на том, что в клубе есть. У многих клубов список оборудования висит на их сайтах, если же нет, то не поленитесь, зайдите за пару дней до выступления и осмотритесь на месте, пообщайтесь со звукачем, только не в тот момент, когда он безуспешно пытается вырулить ваших же коллег. Если вас приглашают выступить, то покажите организатору письменный райдер, и добейтесь хотя бы устных гарантий того, что он будет выполнен. Станете большими - будете заключать письменные договоры. Если организатор в этом ни хрена не понимает (а это тоже бывает частенько, ага-ага) то просите у него так называемый "встречный райдер", т.е. список оборудования площадки, особенно если площадка в другом городе...
Ну а если случилось самое печальное, вы на площадке и оборудование вас не устраивает, то поймите, что срывать злость на техниках и звукорежиссерах глупо. Устройте истерику вашему директору (я вон Альтару периодически устраиваю, не даст соврать), пусть идет разбираться с организаторами. Если же ничего не помогает, то, опять-таки, решите для себя, а стоит ли играть? Но, искренне Вам желаю, чтобы до этого не доходило...
Вот так коротенько прошли мы по основным проблемам. Если будут вопросы - рад буду. Столько, на самом деле, еще баек нерассказанных :)) В рамки одной статьи все не влезет, если что вспомню, буду отдельными рассказками дополнять :)))