Aug 04, 2021 18:16
Генрих Корнелий Агриппа Неттесгеймский
Молва обвиняла Агриппу Неттесгеймского в занятиях чернокнижием и магией, еще при жизни его ходили слухи, затем отразившиеся в легенде о докторе Фаусте, о том, что он знается с демонами, что дьявол сопровождает его повсюду, приняв образ черного пса. Вместе с тем сам Агриппа всегда подчеркнуто отмежевывался от ученых-самозванцев, колдунов и шарлатанов, претендовавших на обладание тайнодейственными силами. В надежде овладеть источниками подлинного знания Агриппа занимался астрологией, алхимией, «натуральной магией», стремился приобщиться к оккультным наукам древних - так называемому «платоновскому богословию», герметизму, орфизму, каббале.
Речь Генриха Корнелия Агриппы о достоинстве и превосходстве женского пола
Тебе я посвящаю и дарю этот труд с той целью, чтобы ты стала живым примером и вернейшей свидетельницей и, словно солнце, помогла ярче воссиять чести и славе вашего пола.
Господь всеблагой величайший, всему Прародитель, мужчинам и женщинам Отец и Благо, неисточимо изобильный, сотворил человека - мужчину и женщину - по подобию своему. Различие же между полами лишь в тех частях тела, где различие оное потребно для размножения. Но и мужчину, и женщину Он одарил одинаковой душой: между душами нет полового различия.
А во всем прочем, кроме божественной сущности души, славное женское племя превосходит грубый род мужской почти бесконечно. И сей факт придется признать несомненным, когда я неопровержимо докажу... аргументами лучших авторов, истинными рассказами о былях исторических, а также свидетельствами Священного Писания и санкциями гражданского и церковного права, что женщина настолько превосходит мужчину, насколько смысл данного ей имени превосходит смысл имени мужчины: ведь Адам значит земля, Ева же переводится - жизнь. Понятие жизни объемлет понятие земли, посему женщину следует предпочесть мужчине. Таков далеко не пустяшный аргумент: имя несет в себе суждение о самих вещах. Всем ведомо: Вышний Творец вещей и имен познал суть вещей прежде, чем дал им имя. И ошибиться Он не мог, ибо так предначертал имена, дабы выявить в них природу, индивидуальные качества и назначение вещи. Такова истинность древних имен, и это закреплено римскими законами: так как имена соответствуют реальности и прямо указывают на вещи. А коль мне снисходительно не дозволят, во хвалу женскому племени, изучить соответствующую этимологию имени Евы, то я напомню об одном соответствии с тайными символами каббалистов: само имя женщины имеет больше сходства с неизречимым именем божественного всесилия, тетраграмматоном, чем имя мужчины - ни по начертанию, ни по виду, ни по числу букв его имя не похоже на имя божественное. Слово Адам в еврейском письме состоит не из четырех, а из трех букв, впрочем, еврейского языка не знали многие святые и толкователи Священного Писания, и большой вины в этом нет.
В завершение акта творения Он создал двух подобных Себе людей: сначала мужчину, а потом женщину, и в ней достигли совершенства небо и земля, она - неба и земли украшение. Ведь женщина - венец творения, Словно создатель не нашел ничего прекрасней, и в ней, в женщине, заключил и довел до совершенства всю свою мудрость и творческую силу - и более совершенного творения ни найти, ни придумать невозможно.
Так вот: коль женщина - венец творения, высочайшее завершение всех трудов Творца, кто же рискнет отрицать, что она превосходит все сущее, и без нее мир, до последней былинки совершенный и во всех проявлениях идеальный, остался бы несовершенен, ибо его совершенство увенчано творением намного совершеннее всех прочих?
Странно и абсурдно предположить, что Господь довел до совершенства столь великий труд творением несовершенным. Ведь коль скоро Бог создал мир как некий идеальный и совершенный круг, то круг этот и закончить Он должен был частью сущего, теснейшей связью соединившей самое первое с самым последним. Так при сотворении мира женщина, созданная последней, по значительности и по достоинствам задумана Господом первой, недаром написано у пророка: «Прежде создания небес избрал ее Господь, и превыше всех избрал ее». Все философы, если истолковывать их язык, полагают, что цель всегда первенствует в намерении и завершает исполнение. А женщина из трудов Божьих была введена Богом в мир последней, словно царица в царский дворец, для нее уготованный, украшенный и всяческими дарами изобилующий.
И потому всякое творение по заслугам любит ее, почитает, ухаживает за ней, по заслугам же и послушно ей, ибо она царица и венец творения, и цель, и совершенство, и слава, все пределы превзошедшая. Потому-то мудрец и сказал: «Она высоко несет присущее ей благородство, ибо сожитие ее с Богом неизреченно, и Владыка всех возлюбил ее».
Превосходство женщины над мужчиной - и в благородстве происхождения: ведь она создана (на сей счет есть обильнейшие сведения в Священном Писании) вместе с ангелами в Раю, то есть в месте самом почетном и самом прекрасном; а мужчина сотворен вне Рая, в поле с неразумными животными. И лишь позже, дабы создать женщину, он был переселен в Рай.
Следующий аргумент. Женщина и материей превосходит мужчину, ибо создана не из неодушевленной и низкой земли, как мужчина, а из очищенной, животворной и одушевленной материи, то есть из разумной души, причастной божественному духу. Мужчина сотворен Богом из земли, которая по природе своей и силой небесного влияния рождает разные живые существа. А в создании женщины не принимали участия ни небеса, ни природа - Бог сам, без каких бы то ни было других сил, сотворил законченное, совершенное существо. Мужчина же, Адам, потерял лишь одно ребро, - из коего и создана женщина: Ева из спящего Адама, он ведь даже не проснулся, когда Господь вынул у него ребро и отдал женщине. Следовательно, мужчина - труд природы, а женщина - произведение Бога. И потому в женщине больше божественного блеска, чем в мужчине, она просто полна блеском, - вот откуда ее удивительное изящество и красота Ведь сама красота - это сияние божественного лика и света, отраженное в вещах и прекрасных телах, и сияние явно предпочло женщину, а не мужчину, дабы жить ей осиянной. Оттого тело у женщины лучится светом на взгляд и прикосновение: плоть нежнейшая, кожа шелковистая, голова удивительная, локоны изящные, волосы мягкие, блестящие и длинные, облик утонченный, выразительный и приветливый, лицо же всего прекраснее: шея молочной белизны, лоб высокий, широкий и светлый, глаза светятся приятной веселостью и благосклонностью, брови над ними - тонкие дуги, пропорционально разведенные прекрасным межбровьем, а чуть ниже приятный аккуратный нос всегда подобающей формы, еще ниже алый рот, сладостная гармония губок, между губками в нежной улыбке блестят зубы, маленькие и ровные, белизны слоновой кости, а число их меньше, нежели у мужчины: женщина вкушает умеренно, если и прикусит что - очень осторожно. Скулы и щеки, нежно и мягко алеют, полные стыдливости, а изящно очерченный подбородок приятен очаровательным расположением ямочки. Голова маленькая, длинная шея, поддержана округлыми плечами, изысканное белое горло - умеренной полноты, голос и речь сладкие, руки тонкие и длинные, кисти рук точеные, изысканные, пальцы продолговатые. Шаг и походка у женщины сдержанные, движения изящные, манеры достойные, тело гармонично - и вся она прекрасна, и нет среди творений ни зрелища столь чудесного, ни чуда, столь привлекающего зрение, - разве только слепые не видят, что Господь всю красоту, предназначенную миру, воплотил в женщине, дабы всякое творение восхищалось ею, под множеством имен любило ее и почитало.
Да и в Священном Писании не благословляется ли и не превозносится ли женская неправедность часто превыше благодетельного мужчины? Разве не восхваляется Рахиль, хитро обманувшая своего отца, когда он искал идолов? И не восхваляется ли Ревекка за то, что хитростью заставила отца дать благословение Иакову, а после осторожностью смирила гнев брата Иаковлева?
Блудница Раав обманула посланных за разведчиками Иисуса Навина, и воздалось ей, как за справедливый поступок. Иаиль вышла навстречу Сисаре и сказала: «Зайди ко мне, господин мой», - напоила его из меха молоком и укрыла его, возлегшего, а пока Сисара спал, вошла тихонько и вонзила ему кол в голову - убила человека, доверившего ей свою жизнь; и за такое редкостное предательство в Писании сообщается: «Да будет благословенна между женами Иаиль, между женами в шатрах да будет благословенна».
Прочтите рассказ о Юдифи - вот как ластилась она к Олоферну: «Выслушай слова рабы твоей, если ты последуешь им, Бог сделает тебя совершенным, я приду и все объявлю тебе, и доведу тебя до самого Иерусалима, и ты получишь весь народ Израильский, как овец, не имеющих пастуха, - и пес не пошевелит против тебя языком своим. Ибо это сказано мне по откровению Божьему». А когда Олоферн уснул, усыпленный ее ласками, она одним ударом отсекла ему голову. Разве можно замыслить более подлый и жестокий обман, более коварное предательство? А Писание благословляет, восхваляет и превозносит Юдифь, и женская неправедность ценится выше, чем благодетельный мужчина.
Помимо прочего превосходство, добропорядочность и невинность женского пола убедительно доказуемы хотя бы тем, что все беды происходят от мужчин, а не от женщин. Ведь первоотец Адам первым преступил закон Господень, замкнул врата небесные и вверг нас всех в грех и во смерть. Ибо все мы согрешили в Адаме и умираем в Адаме, не в Еве. Первенец Адамов - первый завистник, первый убийца, первый братоубийца, первый отчаявшийся в милосердии Божием, - открыл врата Преисподней. Первым двоеженцем был Ламех, первым напился - Ной, первым оголил стыд отца своего сын Ноя Хам, первым тираном и идолопоклонником был Нимрод, первым неверным супругом - мужчина, первым нечестиво совокупившимся - мужчина, мужчины также первыми вступили в союзы с демонами и придумали черную магию. Сыновья Иакова - они ведь мужчины - первыми продали брата, египетский фараон первым умертвил детей, мужчины первыми погрязли в наслаждениях, противных природе, чем прославились Содом и Гоморра, славные некогда города, погибшие из-за грехов мужчин. О мужчинах повсюду узнаем не зная предела удовольствиям, они двоеженцы, многоженцы, имели множество наложниц, изменяли женам, развратничали.
И кажется, женщины лишь природной своей одаренностью первенствуют среди мастеров любых искусств? Грамматики похваляются, они-де учат правильно говорить. А разве кормилицы и матери не учат нас говорить лучше, чем грамматики? Разве не Корнелия, мать Гракхов, одарила сыновей выдающимся красноречием, и разве не мать-истриянка выучила Скила, сына скифского царя Ариапифа, греческому языку? Разве дети, рожденные в колониях среди чуждых народов, не говорят всегда на языке матери? Потому-то Платон и Квинтилиан так заботливо пеклись о том, чтобы ребенку выбрали подходящую кормилицу, дабы язык и речь дитяти формировались правильно и с толком.
Генрих Корнелий Агриппа Неттесгеймский
муж блестящего благородства, рыцарь золотой шпоры, доктор обоих прав и медицины, советник, секретарь и придворный историограф Священного императорского Величества