http://www.novayagazeta.ru/columns/68674.html Почему я решил идти на выборы от «Диссернета»
Я принял для себя решение - участвовать в праймериз Демократической коалиции на выборы в Законодательное собрание Калужской области, а коллеги по «Диссернету» поддержали мое выдвижение. Прежде чем призвать меня поддерживать, считаю необходимым объяснить свое решение.
Для большинства моих академических коллег политика - занятие пошлое и непристойное. Я так и вижу многих из них, скривившихся в снисходительной улыбке, как только они узнают, что я принял решение пойти в депутаты. Никто не оспаривает, что служение науке в чистом виде - лучший жребий, которого может желать человек, и я вполне серьезно утверждаю, что в этом состоит родовое предназначение человечества в мире - понимать, как устроен мир.
Однако деятельность «Диссернета» научила меня тому, что иногда мы не можем не становиться политиками, если хотим обеспечить возможность российской научной и образовательной системе функционировать. Я исхожу сейчас из широкого определения слова «политика» как искусства влиять на окружающую нас общественную реальность мирными и законными способами. «Диссернет» довольно быстро разобрался с тем, что в сложившейся атмосфере жить нельзя, но изменить ее эволюционным путем, с помощью кабинетной аналитической работы - можно.
Мы начали с того, что выдрессировали чиновников Минобрнауки, которые выкидывали в помойное ведро наши с такой любовью сделанные заявления о лишении ученой степени. И они перестали выкидывать наши жалобы в ведро. Мы потребовали отставки тех, кто этим безобразием занимался, - и эти люди были отставлены. Мы проели мозг юристам Минобрнауки десятком судебных процессов по опротестовыванию незаконных решений об отказе в рассмотрении на основании якобы истекшего срока давности - и все эти решения были признаны незаконными (дело по одному из этих отвергнутых заявлений закончилось лишением степени бывшего председателя Мосгордумы В.М. Платонова). Мы поставили генерацию заявлений о лишении ученой степени на поток - и добились отзыва ученых степеней у 20 человек, среди них: Галина Жукова, бывший проректор РГСУ; Александр Кичигин, председатель Курской облдумы; Дмитрий Ворновских, депутат Законодательного собрания Ленобласти; Александр Соловьев, бывший депутат Госдумы; Елена Скрынник, бывший министр; Андрей Барышев, депутат Челябинской гордумы; Владимир Платонов, бывший спикер Мосгордумы.
Мы разработали вместе с депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым, чьим помощником по работе в Госдуме я являюсь, закон об отмене срока давности, против которого «Единая Россия» трусливо не осмелилась голосовать, - и в итоге закон не был принят лишь из-за деланого «отсутствия кворума». «Диссернет» вместе с Рабочей группой Совета по науке Минобрнауки подготовили поправки к Положению о присуждении ученых степеней, которые имеют все шансы сильно улучшить ситуацию с научной аттестацией в России. Мы добились разгона самых одиозных диссертационных советов - например, совета профессора Минаева при РГГУ и снятия с должности некоторых руководителей отвратительнейших диссеродельных фабрик - например, ректора РГСУ Лидии Федякиной.
Все это научило нас тому, что, сидя в Российской государственной библиотеке, на очередном апелляционном заседании диссовета, в стенах суда или в кулуарах Госдумы, мы изменяем страну в хорошую сторону более эффективно, чем если бы мы вышли на площадь с флагом и матюгальником. Логичным продолжением наших успехов в изменении окружающей среды является политическая деятельность в более узком смысле слова, то есть - парламентская работа, только так мы можем сохранить положительную динамику. Да, Калужское областное собрание - не Госдума. Но оно является субъектом федеральной законодательной инициативы, и эту федеральную повестку дня, по которой у нас уже имеется серьезный законотворческий задел, я и собираюсь продвигать, пользуясь своим депутатским статусом.
Многие лидеры общественных неполитических движений - правозащитных, волонтерских, благотворительных, презирая политику в смысле узкого определения, недооценивают не только то, насколько их дело можно делать эффективнее, обладая статусом в текущей политической системе, но и саму возможность преображения этой системы изнутри эволюционным путем. Изрядно поездив по России за прошедшие полгода с лекциями про «Диссернет» и с выступлениями на диссертационных советах, я убедился, что в нашей стране много умных, активных и талантливых людей, занятых общественной деятельностью, которые были бы в сто раз лучшими депутатами, чем те, кого мы видим сегодня в представительных органах разного уровня. Эти общественники уже прекрасно понимают, как функционирует государственная машина в их конкретной области, умеют писать официальные бумаги, знают, что и где надо улучшить, чтобы система работала на пользу людям. Но желание сохранить свои ризы чистыми становится для многих из них преградой на пути в выборные органы. Однако именно благодаря такому отношению активных граждан к политике мы и вынуждены терпеть мерзкие физиономии вместо человеческих лиц в Госдуме и региональных парламентах.
Не считая правильным призывать окружающих к тому, чего не делаю сам, я и решил, что следует двигаться в направлении публичной политики - в том числе и чтобы изменить представление о публичной политике как уделе проходимцев и жуликов. Я вполне доволен той судьбой и той карьерой, которая была у меня до сих пор, я работал в отличных научных коллективах в замечательных институтах и университетах, у меня есть отличный проект «Диссернет», так что, не избравшись куда-то, я для себя ничего не теряю. Но попробовать это сделать - считаю правильным шагом в настоящий момент.
Естественный вопрос мне - человеку, который до сих пор не был аффилирован с Калужским регионом: зачем калужанам варяг? Почему бы мне не избраться в парламент Якутии, откуда я родом, или в Мосгордуму от Академического района Москвы, где я поселился, вернувшись из-за границы? И какое отношение имеет мой опыт, который весь выстроен вокруг федеральной тематики, к проблемам жителей Калуги или Обнинска?
Ответ простой: я хочу защищать интересы отечественной науки, образования, инновационной промышленности там, где можно избираться в нынешнем избирательном цикле. Опций для участия в публичной политике становится все меньше и меньше, и никто не знает, будут ли в России вообще выборы через год-другой. А для Калужской области с ее наукоградом Обнинском, с предприятиями Росатома, с мощными инвестициями, сделанными за последние годы благодаря политике областного руководства в высокотехнологичные отрасли производства, совершенно необходимо, чтобы кто-то занимался отстаиванием интересов этих сфер на федеральном уровне. Мы все прекрасно понимаем, что, в силу происшедшего в России демонтажа федеративных отношений, центр принятия решений сместился в Москву, - поэтому проблемы научного сотрудника Физико-энергетического института в Обнинске или проблемы студента Калужского государственного университета решаются тоже на уровне федерального законодательства и федерального Министерства образования и науки. А к этим дверцам, как показывает опыт «Диссернета», у нас уже подобран ключик.
Если вы постоянно прописаны в Калужской области, то поддержать меня можно, зарегистрировавшись на сайте праймериз и в день голосования - проголосовав за меня.
P.S. Редакция «Новой газеты» будет следить за политической карьерой кандидата Андрея Заякина. Мы рассматриваем этот случай как своего рода меченый атом. Как он подает документы? Как проходит предвыборная кампания? Как проходит день голосования. И что это значит в принципе - входить в политическую жизнь России 2015 года?