Наркотикам нет! Айфонам да! Лузерам в сад!:)

Sep 26, 2014 15:19

Есть прямая связь между успешной профилактикой наркомании и успешной торговлей смартфонами, паровыми швабрами, пылесосами и прочим.
Поясню на примерах. В районе, в котором я живу и работаю, наркомании куда меньше, чем в среднем по области. Например, в соседнем районе болезненность наркоманией в 2 (!) раза выше, чем у нас.
Причин у такой ситуации несколько, одна из них такая: 12 лет назад наш район был пилотной площадкой ООН по профилактике СПИДа и наркомании. Тогда мы провели пропагандистскую компанию, организовали сеть социальных центров, выработали, а также адаптировали к нашим реалиям ряд профилактических программ и методик. Я был в рабочей группе проекта, а кроме этого, был непосредственным исполнителем задуманного: организовывал волонтерское движение, ездил по школам и так далее.
Одна из рабочих ситуаций выглядела так: я, несколько психологов и волонтеров выезжали в школу и занимались беседами и тренингами с ожидавшими нас школьниками. Именно ожидавшими.
А теперь изюминка по теме.
Она в том, какой фокус я показывал старшеклассникам в конце увлекательных упражнений.
Как правило ближе к концу занятия я показывал ребятам пачку глянцевых памяток. И говорил о том, что это резюме нашего тренинга. Самое важное. То, от чего будет зависеть жизнь каждого.
На памятки эти недешевые, а потому их количество ограничено. Их у меня всего 20. А в данной аудитории 27 человек. И получат их только те, кто был и будет особенно активен на тренинге.
В конце тренинга ребята наперегонки летели ко мне, чтобы получить путевки в правильную жизнь. Побеждали, понятно, сильнейшие. А проигравшим оставалось только толкаться и просить у счастливчиков "дать почитать".
Что было бы без ограниченного предложения, думаю, понятно. Судьба всяческих буклетов, которые раздают на улицах, известна каждому.
Методику эту я не придумывал - я вырос в период ее расцвета. Ведь когда я был маленьким, не только деревья, но и очереди были большими. Притом, в магазине РАЙПо они были не естественными, а искусственными. Даже искусными. Почему - легко догадаться.
Но вот что мне было не понятно.
Ведь в западном мире данным приемом пользовались разве что цыгане и торговцы игрушками. И то, как-то выборочно и даже робко. Особенно странным это выглядело на фоне того, что западный мир - это мир маркетинга и потреблятства. Не сумеешь - не продашь. И на продвижение товара некоторые компании тратили суммы сопоставимые со стоимостью его разработки и производства. Только продвигали они его куда-то не туда.
Я думал, что на потребительском рынке такая методика не вполне законна, потому ее и не используют массово и повсеместно.
Но вот настал 2005 год…
9 лет назад компания Эйпл решила-таки воспользоваться советской маркетинговой моделью. Правда, помноженной на свою репутацию и опыт американских торговцев игрушками.
Перед продажей первого айпода-нано яблочниками была проведена умелая рекламная компания. Затем в магазины было завезено ограниченное количество айподов.
Продажи стартовали пафосно и в пятницу вечером - это важно. У прилавков выстроились суетливые очереди.
Конечно, мало кто из простых смертных успел купить вожделенный гаджет. Однако непростые перекупщики это сделать успели.
И в тот же вечер пятницы появился серый рынок айподов-нано. Ведь у перекупщиков айпод можно здесь и сейчас, зато намного дороже. А вот в точках продаж по заявленной цене это сделать было крайне сложно.
Большинство покупателей уходили из магазинов несолоно похлебавши. Но ведь они хотели, они ждали, они надеялись, они затратили кучу времени и сил. А потому их страстное желание только увеличилось. И в субботу еще больше мотивированные они отправились на штурм прилавков. Компанию им составили новые адепты, прознавшие об странном ажиотаже. А потому и очереди, и спрос на айподы были еще большими.
Ажиотаж продолжался несколько недель - до полного насыщения рынка плеерами.
Стратегия оказалось феноменально эффективной.
На фоне тех искусных продаж и появился миф о том, что продукция Эйпл крайне востребована. До такой степени, что за нее люди готовы биться в очередях.
И потому следующие товары Эйпл - айфон и айпад - продавались, конечно же, по той же схеме.
С модификациями.
В некоторых странах компании продавца нанимали актеров, которые по-цыгански имитировали вожделение и очереди. В России такие шоу демонстрировались в 2008 году.
И с усовершенствованиями.
Яблочники, как никто, научились манипулировать убедительными цифрами. К примеру, цифрами продаж. Трюк элементарный, но крайне эффективный.
Через несколько дней после начала реализации новинок компания стандартно рапортовала о миллионных продажах. И мировая пресса выполняла роль бесплатных рекламных агентов Эйпл, молниеносно распространяя эту "новость".
Несведущие граждане воспринимали информацию за чистую монету, мол, это реальные розничные продажи.
А все совсем не так. Это всего лишь отгрузки, то есть поставки в адрес партнеров. Сумеют ли партнеры продать поставленное - вопрос интересный. Например, российская розница с такой задачей не справлялась. И многие компании (с Мегафоном во главе) вспоминают о сотрудничестве с Эйпл, как о страшном сне.
Вот и сейчас каждый утюг рассказывает о 10 миллионных продажах шестых айфонов за три дня. Ага продажи. Это поставленные оптовикам устройства, не более того.
Юмор в том, что об этих 10 миллионах было известно еще до начала отгрузок:)
Но Эйпл опять сумела преподнести миру "сенсацию".
Сумела, потому что умеет.
А вот Майкрософт не умеет, не дорабатывает, не доделывает. Хотя рекламные бюджеты у него миллиардные. И продукты бывают интересными. Как например, планшеты Microsoft Surface 1 и 2. И распространять их пытались по советско-яблочной схеме. А всемирного ажиотажа не получилось. Зато получились колоссальные убытки.
Также не все получается и у моих коллег-соседей: у наркологов, психологов и социальных работников. Я о профилактике наркоманий. Хотя квалификации им не занимать.
Так почему же?
А потому что одним трюком спрос не создать.
Нужны желание, долгая работа, аура, история и легенда.
Только тогда наши победят.

Подробнее об обозначенной маркетинговой модели можно прочесть здесь.

Если не забуду, как-нибудь расскажу анекдотическую историю о случае, когда "все пропало". Когда мое важное профилактическое мероприятие закончилось тем, что дети с него убежали гурьбой, а памятки отправились в школьные урны. Также расскажу при чем здесь Путин и Наркоконтроль:)

консьюмеризм, работа, юмор

Previous post Next post
Up