Отпуск - время бежать с российского корабля. На бал в Турцию, Египет и прочие лакомые ривьеры. Потому что если бежать, то только не на Кубань, где фуублин. Так говорит Интернет. А как иначе, если в анапах нужны стойкость оловянного солдатика, боевая готовность для отпора лукавым аборигенам и привычка к удобствам посреди двора с комарами да амброзией. Антальи требуют куда меньшего: загранпаспорта, современного взгляда на мир и искренней непрерывной улыбки. И попробуй задать Интернету вопрос: истины приморского отдыха «здесь» и «там» обсуждаемы? Темнота твоя будет пятном на солнце здравого смысла. Вот и я не рискну быть субъективным и темным, дабы меня не намылили пеной из добрых слов. А так как мы (ребенок, жена и я) только что вернулись из проклятой Анапы и поговорить мне на тему «здесь» и «там» хочется, вкратце перечислю известные истины. Потому что середина июля. Сезон. Время бежать правильно.
Берег. В Анапе самый длинный в Европе естественный песчаный пляж. С мягким кварцевым песком, кое-где разбавленным вкраплениями крошек ракушек. Ну и пусть. Есть версии, что на Мальдивах песок получше будет, например, светлее. В связи с чем кое-кто из блондинок не упустит заявить, что светлость - всему голова. И на это возразить, увы, нечем. Разве что забавным аргументом: в Каннах, в частности, песок не такой бледный, как в Анапе. Но тут уже придется не возражать аргументам шатенок.
Анапский берег
Море. Интернет уверяет, что у нас оно черное (потому что грязное) и склизкое (оттого что в медузах). Местами это факт. Например, утром 5 июля к берегу поселка Дюрсо прибило водоросли и щепки, а к вечеру их самым наглым образом не убрали. Так что пара метров береговой «зеленки» запертым в тупике Дюрсо курортникам были обеспечены. И пусть в образцово чистом Монако в июле бывает ровно то же. Ведь там совсем другая «зеленка», исконно привлекательная, она даже Кусто не мешала. Примерно то же и с медузами. Ну куда это годится, когда хронические соплячки подплывают к вам в каком-то Утрише, а не у берегов Туниса или Италии, где, как говорят биологи, сезонами их несравненно больше? Никуда не годится.
Погода. В июле-августе в Анапе дневная и ночная температуры, замирают около температуры комфорта и практически совпадают. К тому же на анапские градусы не забывает дуть освежающий морской бриз. И откуда при этом взяться возможности прогреться до стволовых клеток костного мозга, как это полагается делать в Турции? Да и сплит-системы в северном Черноморье редко где нужны. А это может быть особенно обидным, потому что кондиционирование в маркетинговой цивилизации должно быть везде, даже в леденцах и холодных авто.
Пик жары. По волгоградским меркам холодно.
Береговой сервис. Мол, его в Анапе пугающе много. То ли дело в Греции, в которой все есть, например, есть почти полное отсутствие пляжных развлечений (кроме развлечений с лежаками и настольными играми). Впрочем, думаю, что этот анапский минус стерпеть можно. Чего не скажешь о стоимости берегового сервиса. И парашют, и водный мотоцикл, и дайвинг, и даже тату на Лазурном берегу подороже будут. А это, господа, явный анапский косяк. Ох, извините, товарищи. В Таиланде все то же заметно дешевле. Опять Анапа нервничает со своим косяком в сторонке.
Косяки и прочий мак. Интернет уверен, что сезон в Анапе - это и сезон для наркоманов, а потому по пляжу пройти невозможно, чтобы не наступить на ВИЧ-инфицированную иглу. И Интернет опять прав. Я прошел несколько километров пляжей и видел этот шприц. Правда, он был шприцем для инсулина, но где гарантия, что бросивший его диабетик - не наркоман? Нет такой гарантии. Зато она есть в Ницце, потому что там проповедуют безшприцевую метадоновую программу. И пусть шприцев на пляже там замечено немало, это, скорее всего, шприцы для прививок, потерянные рассеянными медсестрами.
На днях я общался с заведующим подстанцией скорой помощи, обслуживающей анапский поселок Витязево. Он уверял, что за последние 4 года количество вызовов по наркоманским поводам снизилось в разы. Лукавил, наверное, пытался шприц утаить в мешке. Те же французы не лукавят, честно признаются, что никаких снижений. Респект им и уважуха.
На волгоградщине такому добру дозреть бы не дали
Криминал. Говорят, что в Анапу его тянет неудержимо, он съезжается со всех просторов СНГ и орудует по полной нехорошей программе. Здесь и «карты старые лягут как веер», и воровство из номеров, и грабеж борсеток у размаянных автомобилистов. Раз говорят, значит, делают тайное явным. По поводу разгула вышеперечисленного сервиса на Лазурном берегу или в Индии говорят не меньше, но там ведь совсем другое дело. Там во главе социальные идеи: во Франции криминалят протестующие против режима Саркози представители бывших колоний, в Индии - неприкасаемые и прочие лучшие касты. Так что и не криминал это, если подумать.
Криминал устал
Еда. Конечно, в Анапе есть отели с системой «все включено», а, кроме того, данную систему можно «включить» прямо в гостинице за определенную доплату. Конечно, в доморощенном городе-курорте представлены и русская, и казачья, греческая, и армянская кухни, и совсем не турецкие овощи и фрукты, а в бюджетном смысле - газовые плиты в мини-гостиницах (для любителей самой домашней еды) и комплексные 3-5 долларовые обеды в многочисленных кафе. Конечно, а как же… китайская кухня? В китайском ресторане, что в Витязево, из китайской еды только щи да каша. Явный непорядок. Непорядок и с анапскими ценами. Ведь можно отыскать рестораны, в которых цены выше, чем в лучшем ресторане мира - в Отель де Пари. И даже, о чудо, выше, чем в чудесных своими прайсами кафешках в пределах Садового кольца. То-то же.
Жилье. Столько отелей и «гостевых домов» на единицу площади, сколько на российском Черноморье-2008, мир еще не видывал. От внешне искусных до похожих на бункеры, от многозвездных до наспех сколоченных из случайных досок. И к чему это? К жестокому ипотечному кризису, как в США? Ни к чему хорошему такое количество растущих и выросших гостиниц не приведет. А ставшие общим местом звуки болгарок и молотков? Это ведь совсем не те болгарки, что в Болгарии, в районе новостроек Варны. И голоса не те, и слов не разобрать. А до турецких молотков анапским еще стучать и стучать, опыта набираться. И силы.
Растительность. В Анапе средиземноморский климат встречается с горным, а потому природа здесь на разные вкусы. Да и ледники в свое время в этих местах не сильно похулиганили, и в результате можно повстречать растительные реликты третичного периода - дикую фисташку и можжевельник. Впрочем, анапские арчевники - не чета нетронутым ледником реликтовым лесам Канар. Нет в Анапе и норвежской тундры, и тропической сельвы, и эндемиков Мадагаскара (свои, правда, есть). Так что и в этом - полное фиаско.
Здесь начинаются арчевники
Два в одном. Остановившись в Анапе можно купаться, скользить под парусами и прочая сразу в двух морях - до Азовского чуть более получаса езды. И это эксклюзивом не назвать. На голубой планете есть и иные курортные комбинации из двух близких морей. Притом другие моря - действительно моря, не то что этот, не побоюсь честных слов, донской лиман под названием Азов.
Азов
Семья и здоровый образ жизни. Эти противные нормальным курортам ценности в Анапе беззастенчиво процветают. Загорелые, со следами физкультуры на телах семейные пары, неугомонные, юркие подростки, повсепляжно снующие дети. Заполненным уютным жирком и блистерами с виагрой офисным одиночкам такая замшелость чужда априори.
Детский отдых. Как говорит Интернет, достойный пляжный детский отдых может получиться не ближе, чем в Турции и Испании. И пусть в этих знойных странах непривычная инфекционная среда и кусачий климат, зато коллегам можно будет рассказать, что для ребенка вам ничего не жалко. И на всякие анапы вы не размениваетесь.
«Спасибо маме и папе за то что я в Анапе!»
Персональное «фи». В Анапе вы его не дождетесь. Из-за того, что вы русскоязычный, заказ вам принесут не в последнюю очередь, как это принято в некоторых странах Средиземноморья. Значит, зарядиться чувством неповторимости и изучить ресторанную публику вам вряд ли удастся. Придется просто есть и с непривычки улыбаться, такое дело.
Экскурсии и развлечения. Пару лет назад дотошный ВЦИОМ выяснил: главное, чем в умах россиян отличается отдыхи «здесь» и «там» - это понимание здешнего курортного времяпровождения, как пляжного, а тамошнего, как экскурсионного. И такое понимание понятно. Пусть перечень предлагаемых в Анапе экскурсий определенно обширнее кемерского, но что это за экскурсии?
Поездка в Тамань, к вулканам с лечебной грязью. И барахтайся потом в этом теплом желе, будто космонавт в невесомости, и чувствуй себя тем, что не тонет. К тому же это барахтанье на входе в… Ад (ученые уверяют, что описанный Гомером вход в Аид был именно в Тамани). Страшно? И поделом. А посмотрите на карты геологов. Грязеввых вулканов прямо на морском пляже в мире больше нет, видимо в цивилизованных местах такое считается недопустимым.
Сдаюсь, не утонуть!
Розовые лотосы, что цветут в Ахтанизовском лимане с конца июня. Тоже мне, чудо. При определенном желании цветущие лотосы даже в Южной Европе можно отыскать.
Священные цветы
Путешествие на скоростном катере по заросшему зеленью ерику легко воспроизводится на Амазонке,
По ерику с ветерком, а точнее с Ямахой
посещение винодельческих хозяйств доступно в аргентинах-италиях, этнографические парки и «африканские деревни» - в Африке, рыцарские турниры - в Германии, подвалы, родственные тем, что в Абрау-Дюрсо - в Шампани,
В застенках Абрау-Дюрсо
а конно-спортивные базы, аквапарки, дельфинарии, морские аквариумы, яхт-клубы, боулинг-центры, полный перечень парковых развлечений,
Ночные парковые развлечения
святые источники, водопады, дольмены и их подобия в новинку будут разве что в Антарктиде.
Есть, конечно, вещи и невоспроизводимые, например раскопки Тмьмутаракани, озеро с растущими в нем тремя десятками вековечных кипарисов,
Роща болотных «американцев»
брежневская Малая Земля, воспетая в одноименном эпосе и разумный утришский сивуч Даша,
Сивуч Даша
но совершенно понятно - если они не ретранслированы, значит, прямо говоря, нафиг никому не нужны. Также я начинаю задумываться, что такие уникально экстремальные вещи, как элементы «черноморского сервиса»
(ужос) и трюки кубанских гаишников (самодеятельная расстановка знаков с двойной засадой после них, например), это все-таки не анапский плюс, а минус. Потому что данный экстрим хоть и захватывающий, но назойливый, а хорошее дело назойливым не бывает.
Конечно, Заграница.
Детство раскрошилось вкусной печенькой и просыпалось сквозь пальцы. Деревья стали меньше, запахи превратились в каталожные «ноты», вкусное море в диетический суп. Солнце теперь не щекочет и не пощипывает, а просто горячо дышит. Ветер перестал быть ласковым и понимающим, теперь он сухой и бесстрастный. Город детства ушел даже не по-английски, а по-настоящему - утренней побудкой по сну. И унес он не только самые-самые следы на песке, он унес все, что было дорого и понятно. Теперь Анапа - город зрелости, в котором кое-что не эдак, как хотелось бы. Ведь хотелось бы, чтобы было как вон там, вон там, и там. Только всё в одном месте. И лучше. Потому что дело, конечно, не в Анапе, а, наверное, в новом джипе, который купил сосед, в рекомендованном канарском загаре, который привез приятель, в суете мира потребления, которая и есть двигатель прогресса. А против такого прогресса, что против ветряных мельниц - сражайся - не сражайся, он тебе только шумными крыльями помашет.