Пока я был в отпуске, пациенты мне звонили и писали куда чаще, чем обычно. Они паниковали.
Сегодня я вышел на работу. С утра мой кабинет накрыл девятый вал паникеров. Самые отчаянные были уверены, что чиновники нанесли по ним очередной удар. Из тех сокрушительных ударов, о которых никогда не расскажут по телевизору.
Все были возмущены новым порядком отпуска лекарств в аптеках.
В чем же дело?
Многих напугал приказ Минздрава №403Н. Он касается, прежде всего, именно моих пациентов.
Если раньше препараты "для головы", которые не относятся к особому списку, можно было покупать по листку бумаги с подписью врача, то теперь только по врачебному рецепту. Формы 107-1/у. Рецепт аптекари обязаны отбирать при каждой покупке лекарства.
Неудобно? На первый взгляд - очень.
У меня и так запредельное количество пациентов. То же и у других моих коллег-психотерапевтов. Которых на всю Россию 1440 человек. А теперь к нам на прием нужно ходить не просто чаще, а категорически чаще.
Но… На самом деле это удар не столько по пациентам, сколько по бардаку.
Поясняю то, о чем пока не знают даже некоторые фармацевты.
Какие лекарства попали в новый минздравовский приказ?
Это препараты, которые не подпадают под категорию лекарств строго-количественного учета. На учетные препараты рецепт был нужен и раньше, и без него их категорически не продавали. А попавшие в новый приказ - продавали.
Вот они.
1.
Некоторые антипсихотики, код в инструкции препарата N05A.
Это, например, обожаемые коллегами и их пациентами хлорпротиксен и сонапакс.
2.
Некоторые противотревожные препараты, код N05B. Феноменальные лидеры продаж - феназепам и грандаксин.
3.
Некоторые снотворные и седативные средства, код N05С. Ох, вот тут много чего! Например, всё, что из валерианы и пустырника, а также всё, содержащее бром и мелатонин.
4.
Все антидепрессанты, код N06A. Здесь всё, от древнего амитриптилина, до современных эсциталопрама и пароксетина.
Полный перечень препаратов с данными кодами можно посмотреть здесь:
http://med36.com/drugs/atc/N05 Эти лекарства важны? Да, притом, жизненно. Статистика их продаж в развитых странах говорит о том, что они - одни из самых продаваемых лекарств среди препаратов всех групп.
А что же теперь делать, с учетом российского острейшего дефицита врачей-мозговедов?
Всё просто.
При выписке лекарства врач подчеркнет срок действия рецепта.
Вплоть до… года! Дальше пациент идет в аптеку и покупает назначенный препарат. Рецепт у покупателя забирают. Но… рецепт не уничтожают. Его обязаны хранить в аптеке весь срок его действия.
В следующий раз пациент приходит в ту же аптеку и говорит: "а дайте мне такой-то препарат, рецепт у вас". Аптекарь находит нужный рецепт и отпускает лекарство покупателю.
Врач как нес ответственность за здоровье пациента, так и несет. Аптека как продавала препарат, так и продает. А пациенту не нужно лишний раз обивать пороги моих коллег, чтобы получить заветный рецепт. Он уже есть. Но храниться от теперь будет в аптеке.
У рецептурной революции есть минусы: бOльшая нагрузка на моих коллег, невозможность выписывать такие рецепты врачами стационаров и сотрудниками клинических кафедр, привязка пациентов к определенной аптеке. Но есть у нее и плюсы.
Первое: не имеющие медобразования и знаний мозговеды-психологи, перестанут упражняться в своих лекарственных экспериментах над клиентами.
И второе, главное: прекращен бесконтрольный оборот и употребление психотропных препаратов в России.
Так что не нужно паники. Наоборот, есть повод для оптимизма.
Распространяйте эту информацию. И будьте здоровы!