Немножко о человеческой природе. Про значение слышания.

Apr 09, 2014 21:50

Я всегда интуитивно понимала, что опыт работы с детьми даёт большой мировоззренческий бонус в работе со взрослыми, понимание того, как формируется, откуда берётся то, что мы наблюдаем. И вот, когда две модальности работы (взрослая и детская) соединились в одном опыте, меня настиг ряд катарсисов, одним из которых спешу поделиться.

Когда я ещё не работала в детском саду, а только со стороны приглядывалась к моему теперешнему коллективу, мне довелось побывать на родительском собрании. Тогда меня до глубины души поразила речь старшего воспитателя (теперь моей дорогой И.Е.). Она говорила о том, как важно научить детей слышать и слушать. Я тогда читала Мартина Бубера, была увлечена идеей диалога, и это хорошо мне ложилось. А в реальной дошкольной среде есть проблема - дети не слышат. Малышам не хватает внимания, мотивации, желания, чтобы верно отреагировать на слова взрослого. И вся мировая педагогика ломает копья о непосильную задачу - как же вытянуть его из этого кокона и заставить обратить на себя внимание?!

Я же предлагаю взглянуть на проблему слышания и слушания под другим углом зрения. Делая много для того, чтобы быть услышанными ребёнком, мы совсем не задумываемся о другом - чувствует ли себя услышанным сам ребёнок? Зачастую нет этого опыта - когда тебя слышат. Конечно, родители стараются для детей, окружают их какими-то вещами, водят на статусные кружки, да много ещё всего делают для детей - но насколько это соотносится с истинными глубинными потребностями ребёнка, с его настоящими желаниями? А они, чаще всего, физические и очень простые. Идти не спеша и любоваться каждой былинкой и букашкой или вдоволь носиться на площадке - а не идти целенаправленно в толпе взрослых по какому-то важному делу. Обнять маму и почувствовать её тепло, а не играть в дорогую куклу или носить модное платье.
Какими вырастают дети, которых не слышат родители? Они становятся взрослыми, которых не слышат, которые не верят, что кто-то может их услышать, у которых нет опыта быть услышанными - очень одинокими и несчастными взрослыми.

И что для этого делаем мы?

Детско-родительское, в копилку профессионала

Previous post Next post
Up