Oct 08, 2012 17:37
Все же интересно наблюдать, насколько ясными, глубокими, близкими и самодостаточными представляются слова Писания после чтения иных богословских научных работ. Даже сложный местами до неудобовразумительности ап. Павел кажется препрОстым; то же можно сказать о творениях большинства святых отцов, которые доводилось читать. Будто из дремучих дебрей, в которых немудрено заплутать, выходишь в чистое поле.
Разумеется, богословие, как любая другая наука, обладает своим понятийным и аналитическим аппаратом, методологией, историей и тому подобным, достойным пристального внимания и кропотливого изучения.
С другой стороны, чем более богословие становится наукой со всеми своими систематизациями, интерпретациями и академическим языком, тем далее оно от непосредственного опыта богообщения, от мистики откровения, превращаясь само по себе в игру в бисер интеллектуальные упражнения для посвященных. (Битвы «посвященных» между собой и с «непосвященными» -- это отдельная тема, впрочем, не особо интересная.)
При этом, пожалуй, никакая другая область знаний так не затрагивает всех и каждого, потому как к богопознанию и спасению призваны все без исключения, хотя каждый в своей мере, которая определяется вовсе не уровнем богословской образованности. Вернее, только лишь этим уровнем определяться не может.
В конечном итоге напрашивается вывод: читаешь ли все эти мудреные книги -- ничего особого не приобретаешь, не читаешь -- ничего особо не теряешь. "Думайте сами, решайте сами" читать или не читать.
Наступает День святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
простые мысли,
читать -- неперечитать