В гнезде Стрижа

Nov 29, 2016 13:00

Самый «неформатный» пассажирский поезд российских железок, созданный в Испании, имеющий необычную внешность и такую же уникальную ходовую часть, которая умеет сама переключаться с одной ширины колеи на другую. Пока, что, в России, его можно было встретить только на направлении Москва-Нижний Новогород (и ещё однажды, задолго до, но не будем забегать вперёд). Но очень скоро он займёт свою нишу на ещё одном направлении, где его «колейная всеядность» и ряд других интересных свойств наконец-то станут актуальными. Это Talgo, известный в России как Стриж. На прошлой неделе я побывал в железнодорожном депо, в котором как раз обслуживаются эти поезда.





Тальго на наших дорогах появился относительно недавно, у нас используется 9 версия этого поезда. Но в мире этот тип подвижного состава весьма распространён. Не задолго до нас он появился в Казахстане. В США составы этого типа используются с 1950х годов, начиная со 2 версии. Во Франции, Германии и Швейцарии с 1960х годов. В самой Испании, откуда родом поезд, и в Португалии первая версия поступила в эксплуатацию ещё в 1942.

01. Стрижей обслуживают в ремонтно-экипировочном депо Москва-Киевская. Как не сложно догадаться, оно находится рядом с одноимённой станцией (а точнее, вокзалом). Нумерация путей в депо (судя по всему) общая на всей станции, не ограничивается пассажирскими платформами. Так что, если вам объявили, что ваш поезд прибывает на 60-какой-нибудь путь, значит вы точно проспали вашу станцию )).



02. В депо Ласточек и Сапсанов (я вам рассказывал и про то и про другое) немецкие поезда обслуживает штат немецких механиков. Ну а испанские поезда Тальго обслуживают, что и логично, испанцы. Русские сотрудники конечно тоже и там и тут есть.



03. Депо такое же чистое, как и сапсанско-ласточкино, модернизировали его относительно недавно. Но самое интересное, протяжённость цеха: 500 метров, что вдвое длинней цеха депо на Подмосковной и на треть, чем Металлострой в Питере. Маленькая машина слева перед составом - специальный тягач, которым передвигают состав по деповским путям.



04. Стенд для обточки колёс. Да, термин «колёсные пары» Стрижу не очень подходит, так как нет у них общей оси, колёса установлены независимо друг от друга, на тележке, общей для двух вагонов. Технология, запатентованная Тальго ещё в 1941 году, которая позволяет проходить кривые на большей скорости, чем у поездов с традиционными колёсными парами: поезд за счёт этого меньше раскачивается в поворотах, частично гасится боковое ускорение, и, так же повышается комфорт пассажиров.



05. Так как поезда в депо находятся на ремонтной эстакаде, удобно рассмотреть их необычную ходовую часть в деталях.



06. Я к сожалению не имел возможности посмотреть процесс автоматического перехода с одной ширины колеи на другую, в общем, судя по чужим фото и роликам, снятым со стороны, это всё и не особо видно. На моём фото хорошо видны упоры, которыми поезд опирается на направляющую балку: они слева и справа от оси с надписью Talgo, а под осью виден язычок замка на пружинах, который вытягивается другой балкой, и разблокирует механизм перемещения колеса влево и вправо вдоль оси. Колесо в свою очередь смещается в нужную сторону по направляющей до нужной ширины. Всё это происходит во время движения состава через переходной пункт на небольшой скорости.



Лучше всего процесс перехода показывает запись с камеры, установленной под составом, подкреплённая компьютерной графикой. (Качество записи так себе, но всё что нужно видно. Надо переснять при возможности )) )

image Click to view



07. Остроконечные «рожки» перед и за колесом - это аварийные магниторельсовые тормоза, примерно такие же установлены на всех трамваях. На Тальго (Стрижах) их установили из-за требований безопасности немецких железных дорог. На наших Сапсанах и Ласточках таких тормозов, например, нет, зато у их немецких предков устанавливаются в обязательном порядке. Тормозной коэффициент с таким тормозом достигает 140-200%, а тормозной путь сокращается на 30-40%. Правда, вот каково придётся пассажирам в вагонах при таком интенсивном торможении?



08. Можно заметить, что магниторельсовый тормоз установлен на тележках через одну. На каждой второй только обычные дисковые тормоза.



09. А вот колёса Стрижа. Мне, побывавшему до этого во многих депо не очень привычно видеть колёса на этих «полуосях», вместо обычных колёсных пар.



10. Ну, пока что хватит технической части. Хотя, я знаю, мне как и вам тоже гораздо интересней посмотреть на то, что обычный пассажир не видит. Обещаю, мы к ней ещё вернёмся в этом посте. А теперь сходим в вагоны. В отличие от Нижегородского Стрижа, в котором есть только сидячие вагоны двух классов и один купейный «лакшери», здесь варианты комфорта более разнообразны. Конечно, пассажирам из Москвы в Берлин (ах, я ж так и не сказал о чём всё это) здесь до 20 часов путешествовать, против 4х часов между Москвой и Нижним.
Вот ступениечка гостеприимно откинулась, избавляя от необходимости перепрыгивать бездну между платформой и поездом.



11. Вообще, дизайн всех поездов Тальго весьма своебразный. Что-то среднее между Международной космической станцией (ну в общем, тут все слова совпадают, кроме слова «космической») и пластиковым чемоданом. Ок, очень качественным чемоданом, если хотите. Но, не очень большим. Вагончики даже снаружи выглядят как игрушечные, по сравнению с привычными русскому пассажиру кирпичами от Амендорфа и ТВЗ, и даже с птицами от Сименса. Но особый шарм, конечно, в этом тоже есть.
Кстати, вот за этими панелями со всякими ручками и кнопками скрывается вовсе не научное оборудование и модули связи с «Хьюстоном»: это подъемники для маломобильных пассажиров. Можно опустить наружу поезда, хоть до уровня земли (как я понял), закрепить коляску и, добро пожаловать на борт.



12. Для людей в колясках здесь кстати вообще всё очень хорошо продумано, не смотря на сверхкомпактность поезда. Сейчас вы это увидите.



13. Вопервых, самое первое купе в вагоне предназначено именно для таких пассажиров. По этой же причине здесь достаточно просторный тамбур и более широкий коридор. А все двери в этом купе можно открыть с кнопок. Все необходимые «интерактивные» элементы находятся на такой высоте, что бы можно было дотянуться в сидячем положении.



14. Само купе расчитано на двух пассажиров, и оно не в пример просторней чем все даже лучшие купе поезда. Внутри пассажир на коляске может свободно развернуться и проехать в санузел. Да, такие купе все снабжены санузлом, чтобы маломобильный пассажир мог чувствовать себя в нём комфортно и в принципе не возникало необходимости его покидать в дороге. Всё необходимое принесёт проводник по первому же требованию, в купе предусмотрена двухсторонняя связь.



15. Это же самое купе с разложенной нижней полкой. Вообще, мне это купе понравилось, пожалуй, больше всех остальных. Прям каюта, а не купе.



16. Санузел в купе для инвалидов так же самый большой. На коляске можно заехать, есть поручни и откидной стул для принятия душа.



17. В этом же вагоне находится ещё два купе первого класса (Люкс). Они все двухместные. В момент написания поста стоимость такого купе на вторую половину января, согласно сайту РЖД составляет 50 352 руб. за место при двухместном размещении, и 80 170 руб. за одноместное размещение. Цена на все международные поезда привязана к курсу Евро, а так же зависит от сезона и времени, оставлегося до поездки. Так что, может изменяться.



18. В таких купе есть туалет и душ.



19. Тесноватые правда, и с узкой дверцей, но много ли вы знаете поездов в России где в купе впринципе есть санузел? А принять душ, когда пилишь целый день, да ещё и не покидая купе, ну очень уж хочется (не знаю как вам, мне да, я его два раза в день принимаю). Если б не кусачая цена, хотя для кого как, говорят, билеты в такие купе разбирают быстрей всех, и необходимость путешествовать поездом, я бы только в таком и ездил.



20. Душ ни разу не принимал в поездах, хотя, когда ездил в обновлённом «Льве Толстом», там был общий душ, но как-то я так до него и не добрался. Говорят, вода там течёт как и в кранах не постоянно, нужно кнопочку периодически жать, кто пробовал?



21. Вот купе стандарта СВ. Тоже двухместное, но без санузла. Зато есть дверка в соседнее, точно такое же купе. Это, вероятно, удобно, если петуешествовать семьёй, или компанией, но при этом иметь возможность уединения. Аналогичное решение я видел в финских поездах. Правда, там это считается купе самого дешевого класса, у них просто нет 4х местных купе в ночных поездах.



22. Вот так, раз, и двухместное купе превращается в четырёхместное. Стоимость места при одноместном размещении на момент публикации, на конец января составляло 16 677 руб,



23. Во всех купе есть раковина. Европейская фишка, которая наконец-то и у нас начинает приживаться. Некоторые говорят, «да зачем», а мне в европейских поездах приходилось ездить, да и в «Льве Толстом» тоже они есть: очень удобная опция, можно не караулить пока освободится общий туалет, что бы тупо умыться и зубы почистить. Ну да, я вот и в поездах за гигиеной слежу! )) Короче, без раковины уже как-то и не рулит поездка на поезде.



24. Если все двухместные купе кажутся тесноватыми, то вот четырёхместное таковым уже почему-то не кажется. Хотя оно вроде и поменьше «амендорфовского стандарта». Под столиком скрывается, как вы наверно догадались, раковина. Это самое дешевое купе, стоимость места на момент публикации, на конец января составляла 12 019 руб.



25. Поезду скоро в рейс, а я тут со своей камерой и рюкзаком мешаюсь, понимаешь! ))



26. И теперь детальки, общие для всех купе Стрижа. Вот например, что удивит русского пассажира, который ни разу не ездил в европейских поездах. Спят здесь головой к двери в купе, как вы могли заметить. В принципе не важно куда головой спать, можно и по своему улечься, если свет не нужен. А свет мог бы быть и потеплей. Такой белый холодный свет ночника как-то не уютен и навевает мысли о каких-ниубдь больницах или офисах.



27. Столики, которые можно установить прямо в подлокотники (они лежат в специальных ячейках). Особенно удобно, учитывая небольшие подоконные столики, которые скорее всего большую часть пути будут чем-нибудь заставлены.



28. Все купе запираются на карточный ключ. Наконец-то эта опция активно распространяется! Такие замки встречаются и в обычных Тверских вагонах внутренних поездов.



29. В двухместных купе есть и сейфы.



30. Во всех купе есть кондиционер, громкоговоритель, стопкран и аварийный молоток.



31. Скоростные поезда пока ещё не догнали по скорости самолёты, но вот «сэйфти-картами» и всякими рекламными буклетами уже обзавелись.



32. Про розетки в купе уже можно и не упоминать. Надеюсь, и интернет везде наконец-то начнёт стабильно (и бесплатно) работать.



33. Старый добрый титан, из которого проводник наливал вам чай в Стриже заменён на кулеры с горячей и холодной водой. Можно и «самообслужиться» при необходимости.



34. В двухместных купе есть экраны с доступом к поездной фильмотеке. Для тех кто не взял с собой планшет или ноут. Для них же, во всех купе, есть так же и устоявшаяся в современных вагонах фишка в виде гнезда для наушников и несколькими внутренними музыкальными каналами. Иногда там встречается и весьма приятный, не попсовый контент в виде всякой релаксирующей музыки.



35. Вагон буфет. Есть ещё вагон ресторан со столиками, но там проводилось техническое обслуживание и поснимать не получилось. Вобщем, эти вагоны такие же как и в Нижегородском Стриже.



36. Добрался до сидячего вагона (весь состав, метров 200 с лишним всё же, а всего мой шагомер показал что я находил в целом по депо и поезду 2,5 км). Сидячих вагона в поезде два, и они только первого класса с компоновкой 2+1. Кресла, надо сказать, очень удобные как в первом классе самолёта. В таком и спать наверно удобно. Но 20 часов, наверно, это слишком даже в таком кресле.



37. В прочем, Федеральная пассажирская компания включила в поезд эти вагоны, в основном, в расчёте на локальных пассажиров, которым надо перемещаться только в пределах соседних станций, время в пути между которыми не превышает 4 часов. В планах особенно европейский рынок. Да и у нас добираться из Москвы в Смоленск в таком вагоне, вполне может быть актуально, и это будет быстрей, чем в обычных поездах. Стоимость места не на много меньше чем в обычном купе и составляет на момент публикации 10 439 руб., на весь маршрут от Москвы до Берлина.



38. Общий туалет в вагонах.



39. Ну и теперь вернёмся снова к технической части, которую не увидит пассажир. Если пройти весь поезд насквозь, в какой-то момент, в очередном тамбуре упрёшься в закрытую дверь с надписью «посторонним вход воспрещён». Но я здесь именно затем, что бы попадать за такие двери. Когда Стрижи только появились, некоторые удивлялись, почему их тащит локомотив, вон же у поезда как будто своя кабина и фары имеются!



40. На самом деле в хвостовых вагонах Стрижа никаких кабин управления нет, как нет и собственных двигателей. Есть там, правда, генератор, который вырабатывает ток для питания всех бортовых систем состава. Это позволяет работать кондиционерам в купе и всему остальному электрооборудованию во время стоянок и смены локомотивов. Больше никакой духоты, закрытых туалетов (им тоже нужно электричество), невозможности попить чай и отсутствию тока в разетках, что бы ни случилось.



41.А вот и так называемая «кабина» в хвосте состава. Как видите, никакого контроллера тут нет, есть только панель управления тормозной системой.



42. Но самое главное, здесь находится «мозг» состава: сервер и пульт управления всеми системами.



43. Вы когда-нибудь ездили на поезде, который вместо локомотива тянет вот такая малявка? У меня появился и такой опыт. Правда это было медленно, не долго и рывками. Состав нужно было немного переместить, чтобы заточить следующую пару колёс.



И вот вам ещё один уникальный ролик из 1996 года, в котором мы видим, что Тальго, задолго до Стрижей, зачем-то приезжал в Россию, на испытательное кольцо в Щербинке. Неужели планы запуска этого поезда были уже тогда, и почему же прошло почти 20 лет до этого момента? Тальго из ролика, хоть и какой-то более старой версии, но во многом очень узнаваем, их дизайн мало изменялся. Но главное, это реакция пассажиров на платформах, тогда российский пассажир ничего круче чем ЭР-200 наверно и не видел, а Тальго даже сейчас смотрящийся необычно, тогда и вовсе воспринимался как пришелец из будущего. Кстати, в ролике поезд делает техническую остановку на Курском вокзале, откуда в наше время Стрижи и отправляются в Нижний, а с 17 декабря отсюда же поедут и в Берлин.

image Click to view



Мои другие репортажи на схожие темы








Сдать в багаж автомобиль
Первый рейс Стрижа
Двухэтажный Аэроэкспресс

***

Благодарности выражаются
Пресс-службе Федеральной пассажирской компании.

***

Подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить.

Я в других сетях
Instagram | Facebook | Twitter | 500px | Pinterest | Behance

***

  • если хотите утащить к себе в блог или на страницу в соцсети, пожалуйста указывайте авторство в формате «фото: Роман Вуколов» и индексируемую ссылку на эту запись или на блог
  • при использовании в коллажах и «фотожабах» ссылка и указание авторства так же обязательны
  • использование фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях без согласования со мной ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
  • по поводу оригиналов фотографий в высоком разрешении обращайтесь


Москва, фото, поезда, архитектура и интерьер, люди, как это делается, железная дорога, Россия, индастриал

Previous post Next post
Up