Всем знакомо выражение «особняк Морозова». Когда его слышишь, в голове мелькают разные картины, но точно понять, что имеется в виду, обычно трудно. Сколько этих особняков, и кому они принадлежали? Я решил разобраться в этом вопросе.
Известный род русских текстильных магнатов ведет свое начало от Саввы Васильевича Морозова (1770 - 1860), бывшего крепостного из деревни Зуево Богородского уезда Московской губернии. Происходил из семьи старообрядцев. Разбогатев и выкупившись из крепостной зависимости, он в 30-х годах 19 в. перебрался в Москву, где приобрел большой участок земли недалеко от Спасо-Андронниковского монастыря и построил большой дом для своего многочисленного семейства ( у него было 5 сыновей и одна дочь). Этот дом в Шелапутинс ком переулке сохранился до наших дней. Его можно считать самым старым морозовским особняком. В этом году закончилась реставрация - здание отдали Литературному музею.
К середине 19 века из многочисленных потомков Саввы Васильевича выделилось четыре ветви. На фотографии 1860 г. представители четырёх ветвей морозовского рода. Слева направо: Абрам Абрамович Морозов (внук), Тимофей Саввич Морозов (младший сын), Иван Захарович Морозов (внук) и Викула Елисеевич Морозов (внук).
Второй по времени морозовский особняк в Москве принадлежал Елисею Морозову, старшему сыну Саввы. В Подсосенском (ранее - Введенском) переулке он купил усадьбу, известную еще с конца XVIII века. В 1878-1879 годах его сын Викула Елисеевич (см.фото выше)выстроил для своей семьи новый дом. Автором проекта выступил архитектор Михаил Чичагов. Новый усадебный дом был выполнен в формах эклектики, главный аттик дома украшен картушем с буквой «М». В 1895 году усадьбу унаследовал Алексей Викулович. Он пожелал переделать убранство некоторых помещений особняка в соответствии со своими вкусами, для чего пригласил молодого тогда Федора Шехтеля. Алексей Викулович не имел склонности к занятию семейным делом и занимался в основном коллекционированием. Он был обладателем уникальной коллекции русского фарфора, собирал гравюры, а также иконы. После революции усадьба и коллекция были национализированы и на этой основе был создан Музей фарфора, директором которого стал бывший владелец.
Тимофей Морозов (см.фото), младший сын Саввы единственный родился свободным (уже после выкупа), он унаследовал предпринимательские таланты отца и значительно приумножил капиталы. После его смерти, его жена Мария Федоровна унаследовала 30 млн. рублей и продолжала руководить семейным бизнесом. Она купила усадьбу в Большом Трехсвятительском переулке, которая до этого принадлежала князю Сергею Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира, потом бригадирше Д. Н. Лопухиной ( устроила здесь частное училище), потом В. А. Кокореву. Который сначала устроил там гостиницу, а затем картинную галерею. После приобретения здания М.Ф.Морозовой оно было перестроено архитектором П. А. Дриттенпрейсом в псевдорусском стиле русском . В начале 20 в. особняк считался одним из самых дорогих объектов недвижимости в Москве. В нем выросли сыновья Тимофея Саввича - Савва и Сергей. На фото внизу вид со стороны сада, на заставке поста - со стороны Трехсвятительского переулка.
Савва Тимофеевич покинул этот дом после своей женитьбы на Зинаиде Григорьевне Зиминой в 1888 г. Сначала молодые жили в доме на Никитской, а потом Савва Тимофеевич построил всем известный дом на Спиридоновке по проекту Шехтеля.
Другой сын Тимофея Саввича Сергей оставался жить на Трехсвятительском переулке. Он был большой энтузиаст народных промыслов и с этой целью купил у Мамонтовых дом в Леонтьевском переулке. Его кардинально перестроили и там разместился Музей кустарных промыслов, которым Сергей Тимофеевич и руководил.
Еще одну ветвь Морозовых возглавлял Абрам АбрамовичеМорозов (см.фото), тоже крупный предпринимателем. Он был женат на Варваре Алексеевне Хлудовой, представительнице еще одного семейства промышленников, позднее приобретшей известность в качестве меценатки. Известен особняк на Воздвиженке, который она построила уже после смерти мужа (проект Р.И.Кляйна), где жила с сыновьями Михаилом, Иваном и Арсением.
Михаил Абрамович первым покинул отчий дом после женитьбы на М.К.Мамонтовой. Он приобрел и перестроил усадьбу на Смоленском бульваре.
Иван Абрамович был страстным коллекционером живописи (его коллекция стала одной из основ собрания новой европейской живописи в ГМИИ им.Пушкина). Дом, приобретенный на Пречистенке он приспособил под нужды галереи.
Арсений Абрамович приобрел известность после того, как построил на Воздвиженке, рядом с домом матери, вычурный особняк (архитектор В.А.Мазарин). Современники встретили в штыки, а сейчас считается шедевром.
Знатоки насчитывают до 70 объектов в Москве так или иначе связанных с династией Морозовых. Так что мой список можно дополнять и дополнять.