Башни Белого города.

Aug 05, 2015 15:42

Мы привычно говорим: Покровские ворота, Никитские ворота. А что это за ворота? Как пелось в одной песне: «А здесь давно уж нету никаких ворот». Эти топонимы практически единственное свидетельство некогда существовавшего мощного оборонительного комплекса Москвы. В том месте, где сейчас проходит Бульварное кольцо, при Иване Грозном был сделан земляной вал с деревянным частоколом наверху. В 1571 году при очередном набеге крымских татар все постройке между кирпичными стенами (Кремля и Китай-города) и этим валом были сожжены. Поэтому на месте частокола в царствование Федора Иоанновича и под руководством Бориса Годунова была построена новая 9,5 - км кирпичная стена.  Стена Белого города имела 17 глухих башен, в основном прямоугольных в плане, покрытых четырёхгранными шатрами с несколькими ярусами боя, и 10 проездных башен, имевших трёхшатровые завершения (всего 27 башен). Вдоль стен был прорыт ров, заполненный водой. Высота башен колебалась от 13 до 20 метров. Руководил строительством известный зодчий Фёдор  Конь, известный также строительством аналогичной  крепости в Смоленске.



Архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского Патриарха Макария в его путешествии по России в годы царствования Алексея Михайловича, оставил такое описание «третьей стены» Москвы, известной «под именем Белой стены»: «Она выстроена из больших белых камней… Она больше городской стены Алеппо и изумительной постройки, ибо от земли до половины высоты она сделана откосом, а с половины до верху пикета выступ, и потому на нее не действуют пушки. Ее бойницы, в коих находится множество пушек, наклонены книзу, по остроумной выдумке строителей: таких бойниц мы не видывали ни в стенах Антиохии, ни Константинополя, ни Алеппо, ни иных укрепленных городов, коих бойницы идут ровно, служа для стрельбы над землею вдаль; а из этих можно стрелять во всякого, кто приблизится к нижней части стены… В белой стене более пятнадцати ворот, кои называются по именам различных икон, на них стоящих. Все эти надвратные иконы имеют кругом широкий навес из меди и жести для защиты от дождя и снега. Перед каждой иконой висит фонарь, который опускают и поднимают на веревке по блоку; свечи в нем зажигают стрельцы, стоящие при каждых воротах с ружьями и другим оружием. Во всех воротах имеется по нескольку больших и малых пушек на колесах. Каждые ворота не прямые, как ворота Ан-Наср и Киннасрин в Алеппо, а устроены с изгибами и поворотами, затворяются в этом длинном проходе четырьмя дверями и непременно имеют решетчатую железную дверь, которую спускают сверху башни и поднимают посредством ворота. Если бы даже все двери удалось отворить, эту нельзя открыть никаким способом: ее нельзя сломать, а поднять можно только сверху». Стены Белого города отчетливо видны на Сигизмундовом чертеже 1610 года (самой точной карте Москвы того времени).


Однако все усилия и расходы оказались  бесполезными. И даже наоборот. Во времена Смутного времени русскому ополчению пришлось брать штурмом эти стены и выбивать засевших поляков. Кроме этих боев никаких других штурмов крепость не переживала. Стена простояла до 60-х годов следующего века, когда по распоряжению Екатерины II  не была полностью разобрана, а на её месте разбиты бульвары.
литография


Начнем наше путешествие с площади Яузских ворот ,  где когда-то были Яузские ворота. Эта башня считается самой высокой среди надвратных - согласно описям, это 9 саженей, то есть 20 метров. В 1612 году неподалеку отсюда был опрокинут в Яузу полутысячный польский отряд «избраннейших мужей, вооруженных всадников». На следующий день горожане выловили из реки груду оружия и доспехов, а что-то, может, и ныне лежит под мутными водами. Ворота были устроены с изгибом, о котором писал Архидиакон Павел Алеппский. Признаки этого видны и сейчас. Улица Солянка соединяется с Яузской улицей под некоторым совсем нелогичным  углом.  От ворот дорога шла к мостк через Яузу и далее по современной Верней Радищевской на юго-восток.Однозначно можно сказать, что башня стояла на пересечении Солянки и Яузского бульвара.


Следующей надвратной башней была Покровская. Пролет крепостной стены от Покровских до Яузских ворот - самый длинный, по разным сведениям на нем стояло от 3 до 5 глухих башен. Сейчас никаких внешних следов башни не найти.


Но если пройти сто метров в сторону Покровского бульвара, то можно увидеть огороженный железной сеткой заброшенный котлован, еще несколько лет назад бывший Хохловской площадью. Ближе к западному краю котлована видна прикрытая навесом каменная кладка - это и есть единственный видимый ныне фрагмент Стены, изученный археологами в 2000-е годы. Выглядит он не очень внушительно, но известно, что конструкция стены была неоднородна: на высоких и ровных, или же низких и ухабистых участках рельефа она могла менять и толщину, и глубину заложения фундамента. На Хохловской планировалось строить паркинг и каким-то образом включить фрагмент стены в его пространство, на работы давно встали.


Здесь, у Покровских ворот, в присутствии царя и его приближенных 10 октября 1698 года был зачитан указ о вине стрельцов, после чего начались казни у всех ворот Белого города. (Продолжение следует)
.

история москвы

Previous post Next post
Up