С тех пор, когда человечество вылезло из звериных шкур, одежде придавалось не только утилитарное, но и социальное значение. Одежда определяла и извещала о социальном статусе владельца, его положении в обществе. Смертная казнь грозила всякому, за исключением императора Византии, кто посмел бы облачиться в пурпурные одежды. Наказание полагалось , правда, не столь строгое, простолюдину, надевшему наряд аристократа. Эти дресс-коды внутренне модифицировались, но неизменно подчеркивали отличие высших слоев общества от низших. И только в переломные моменты истории, во времена великих социальных потрясений все смешивалось, и начинали формироваться новые дресс-коды. Так было во время Великой французской революции, так было и у нас после революции 1917 года. Около 40 лет просуществовал переходный тип одежды, чтобы потом исчезнуть под давлением стандартизированных европейских моделей. Я решил немного изучить этот вопрос на примере вождей пролетарской революции. Ведь с них брали пример массы.
Всем известен образ В.И.Ленина. Тройка, галстук и пролетарская (французского образца) кепка. Типаж олицетворяет связь интеллигенции с народом. Гениальная находка. Я бы назвал это «Интеллигент в пролетарской революции».
Но этот стиль не получил распространения, очевидно соратники побаивались. Я обнаружил только одного человека из большевистской номенклатуры, который последовательно придерживался этого стиля - Алексея Ивановича Рыкова.
Кепку он забывал снимать иной раз и в помещениях, о чем свидетельствует эта фотография с 14 партконференции.
Второй гениальный типаж естественно принадлежит И.В.Сталину. Я бы назвал его «Красный командир на хозяйственном фронте».
Вот здесь было много последователей. Например Сергей Миронович Киров.
Лазарь Моисеевич Каганович (крайний слева).
И конечно самый последовательный приверженец - Георгий Максимилианович Маленков. Он ходил в полувоенной форме, даже когда Сталин в ней уже не показывался (в белом френче в центре).
Лев Давыдович Троцкий сначала тоже увлекся образом «Красного командира» (это и понятно, все-таки был одно время Верховным главнокомандующим).
Но потом понял, что пенсне плохо сочетается с полувоенным френчем и решил игнорировать дресс-код: стал ходить одетым как до революции.
Это дало возможность целой когорте вождей помельче не мучатся над вопросом: а что одеть? А то в поисках LOOKа доходило дело до странных сочетаний. На этой фотографии крайний справа - Григорий Евсеевич Зиновьев. Выглядит довольно нелепо. Да и Сталин тоже. Только Ленин и Рыков в правильном образе.
Да и Лев Борисович Каменев долго искал правильный образ. Сначала тоже ходил во френче, но потом перешел к привычной буржуйской одежде (чего одна шляпа стоит). Справа - Зиновьев, он все еще в поиске.
Но и Зиновьев скоро вернулся к старорежимным привычкам. Так родился стиль «Примкнувший интеллигент».
«Примкнувшими интеллигентами» явно были Валериан Куйбышев.
Леонид Красин
Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
Анатолий Васильевич Луначарский ( на фото с Горьким).
С революционной интеллигенцией понятно - решили ходить в привычном (напрасно, как потом выяснилось). А что делать тем, кто поднялся к высотам власти от токарного станка, как, например, Михаил Иванович Калинин? К тому же испортившему зрение чтением запрещенной литературы. Михаил Иванович решил мимикрировать под революционную интеллигенцию. Ему было позволительно, ведь сущность-то пролетарская.
Николай Иванович Бухарин экспериментировал с чекистской курткой и кепкой (это ему не помогло).
Николай Александрович Булганин и Никита Сергеевич Хрущев тоже много экспериментировали и меняли свой облик, исходя из ситуации. Это помогло им выжить.
Легче всего было военным - форма есть, думать не надо. На фото - Буденный, Блюхер, Тухачевский, Ворошилов, Егоров.
Лаврентий Павлович Берия тоже много экспериментировал с имиджем, потом плюнул и стал ходить в соответствии с буржуазной модой - ему особенно некого было бояться.
Создателем нового прогрессивного образа советского чиновника стал Вячеслав Михайлович Молотов. Поначалу он тоже примерял френч «Красного командира».
Но потом, как и Троцкий, понял, что с пенсне не сочетается, и решил выглядеть интеллигентно и культурно, но без эспаньолки. Так родился типаж «Вышли мы все из народа», который стал ориентиром для последующих поколений бюрократов.
Может, я что-то или кого-то забыл? Жду замечаний.