Должен признаться к своему стыду, что прожив в Москве всю свю жизнь, я ни разу не был в знаменитой усадьбе Кусково. И вот под влиянием поста моего друга
raven_yellow решил незамедлительно туда съездить, Что вчера и сделал. Мне не хотелось дублировать
прекрасный пост Алексея и поэтому я решил сосредоточиться на главном дворце и рассказать о нем более подробно. Но сначала несколько слов для вступления. Хозяином дворца и всего имения был граф Петр Борисович Шереметев, сын известного сподвижника ПетраI, фельдмаршала Б.П.Шереметева. Петр Борисович родился еще в царствование Петра, а умер уже при Павле, т.е. лицезрел 8 монархов, которые все благосклонно к нему относились. В 1743 года он женился на самой богатой невесте России, единственной дочери и наследнице огромного состояния канцлера, князя Алексея Михайловича Черкасского, Варваре Алексеевне. И это в совокупности с собственным имуществом сделало его богатейшим человеком той поры. Кстати с приданным Варвары Алексеевны Шереметев получил ещё одну известную усадьбу - Останкино. В 1768 г. в один год умерли жена Варвары Алексеевны и старшая дочь Анна. Потрясенный П.Б.Шереметев просит отставки у Екатерины II и уезжает из С-Петербурга в Москву. И вскоре (в 1769 г. начинает строительство дворца).
На первый взгляд дворец кажется небольшим одноэтажным строением. Но это не так. Надо учитывать высокий полуподвал.
Есть и второй этаж. Его окна видны со стороны парка.
Кажется, что дворец каменный, но на самом деле он построен из дерева (лиственницы) и только отделан под камень. И вот уже 250 лет стоит. При этом за эти годы дворец ни разу не топился, хотя имеются печи и камины.
Сюрпризы продолжаются в прихожей. Здесь использованы штукатурка с раскрасской под мрамор. Вазы сделаны из гипса и раскрашены по яшму.
Самое интересное, что пилястры (полуколонны, как бы выступаюшие из стены) вместе с основанием и коринфским ордерос выполнены из папье-маше (во дворце много чего сделано из этого материала). Считается, что граф пошел на такие ухищрения не ради экономии, а ради оригинальности.
Колонны из папье-маше воспринимаются нормально, когда узнаёшь, что большую часть года дворец пустовал. На самом деле это было не жилое помещение, а, говоря современным языком, Дом приемов. В сезон - теплое время года здесь устраивались увеселения, в которых участвовало несколько тысяч человек. Однако двинемся дальше. Следующая комната - приемная. На еёё пороге граф встречал особо дорогих гостей. Комната украшена шпалерами - гобеленами ручной выработки из Фламандии. Они лет на 100 старше дворца, но до сих пор в прекрасном состоянии.
Кстати, дворец находится в состоянии редкой сохранности. За все время в советские годы была произведена мойка стен и небольшая реставрация.
Здесь же у камина бюсты Петра Борисовича и Варвары Алексеевны. Свой бюст граф не любил и при его жизни он пылился на втором этаже.
Дальше - гостинная, стены которой отделаны шелковой тканью.
Здесь портрет П.Б.Шереметева и рядом портрет императрицы Елизаветы.
На другой стене портрет Екатерины, подаренный ею графу, а также портрет Павла и его жены.
Ещё бюсты супругов Шереметевых.
Надо отметить, что все вещи подлинные. И люстры, которые не зажигали уже более 100 лет (электрического освещения нет и делать съемку затруднительно, а со вспышкой нельзя, так что извиняюсь за качество).
Ещё работает эта странная музыкальная машина под названием Органчик.
Сохранность объясняется тем, что наследник рода Д.С.Шереметев приятельствовал с Луначарским и в 1918 г. подписал дарственную, а в 1919 г. здесь уже организовали музей. Следующая комната - условно спальная графа. Условно, потому что он ночевал здесь только несколько раз. А так жил в Москве в особняке на Никольской.
По бокам алькова двери. Левая ведет на второй этаж, а правая никуда, просто для симметрии.В основном эту комнату использовали для посиделок почтенных дам и светских разговоров (тогда за 30 лет дама считалась почтенной и танцевать ей было не прилично).
На стене часы французского мастера, чей корпус изготовлен из морской черепахи.
Дальше кабинет Здесь оставили неотделанными стены, чтобы показать деревянную сущность дома.
Потом диванная и домашняя кунсткамера.
Дальше - женская спальня.
На стенах портреты дочерей Анна - справа (та, что умерла) и Варвара.
И единственный выживший сын и наследник - Николай.
Ещё одна гостинная.
Идальше дверь ведет в бальный зал. Кстати о дверях. Их много. Некоторые фальшивые, а некоторые ведут в темные проходы между комнатами для слуг, чтобы те были всегда под рукой, но и под ногами не болтались.
А вот и бальный зал. Сейчас он заставлен стульями (было какое-то мероприятие), но все-равно можно оценит его великолепие.
Мы обошли полукругом дворец(вторая половина - закрыта сейчас) и из зала можно выйти в парк.
Вот так развлекался граф Шереметев.