Продолжаю цикл о русских художниках XIX века, малоизвестных современной публике. Сегодня речь пойдет о Николае Дмитриевиче Дмитриеве-Оренбургском. Родился он 13 апреля 1837 г. воспитывался в доме своего отца и в Уфимской губернской гимназии, потом семья переехала в в Санкт - Петербург. Сначала он готовился поступать в юнкеры, но по совету известного живописца В. К. Шебуева, стал посещать классы Императорской Академии художеств, а потом и поступил туда. В Академии числился ней учеником Ф. И. Бруни, за успехи в рисовании и живописи получил четыре малые и одну большую серебряную медали. В 1860 году удостоен малой золотой медали. Приставку «Оренбургский» прибавил к своей фамилии, чтобы отличаться от других Дмитриевых. В 1868 году за картину «Утопленник в деревне» (находится в Государственном Русском музее) был удостоен звания академика.
В 1871 году Дмитриев отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их, главным образом в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых Беньямина Вотье и Людвига Кнауса, а потом поселился надолго в Париже. Здесь он был одним из главных участников в учреждении местного «Общества русских художников», выставлял свои картины в годичных салонах, лишь изредка присылая их в Санкт-Петербург, и исполнял рисунки для русских и французских иллюстрированных изданий. В это время он в основном тяготел к жанровым и историческим сюжетам. Известна его картина «Великая княгиня София Витовитовна на свадьбе великого князя Василия Темного», (1861).
«Стрелецкий бунт», (1862)
В Париже произошел переход его к батальной живописи, причиной которого было получение Высочайшего заказа на несколько картин на сюжеты из Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. За картину «Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II» Академия присудила ему профессорское звание. В 1885 году он возвратился на постоянное жительство в Санкт-Петербург.
Вот еще несколько картин из этого цикла. «Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года», (1883)
«Захват Гривицкого редута под Плевной», (1885)
«Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года», (1883)
«Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года», (1889)
Однако художник продолжает писать и жанровые картины. «Воскресение в деревне», (1884)
«Деревенский разносчик»,
«Пожар в деревне», (1885)
Умер художник в 1898 году в Санкт-Петербурге.