Оригинал взят у fotograf_dim в Жуткая трагедия на Байконуре. Гриф "Секретно" Над стартовым комплексом неожиданно вспыхнул гигантский султан пламени, земля задрожала от страшного гула. Огнем и ударными волнами скручивало, словно фольгу, листы обшивки, гнуло, как проволоку, каркасы металлических конструкций. Те, кто оказался поблизости от эпицентра аварии, заживо сгорели в пламени этой преисподней, внезапно разверзшейся в самом центре Байконура.
Страшная трагедия унесла много человеческих жизней.
Текст телефонограммы в Москву с места происшествия. Главный конструктор ОКБ сообщил: "В 18.45 по местному времени, за 30 минут до пуска изделия 8к-64, на заключительной операции к пуску произошел пожар, вызвавший разрушение баков с компонентом топлива.
В результате случившегося имеются жертвы в количестве до ста или более человек, в том числе со смертельным исходом несколько десятков человек. Прошу срочной мед. помощи пострадавшим от ожогов огнем и азотной кислотой".
Сорок пять лет назад 26 октября 1960 года советские центральные газеты опубликовали краткую информацию в траурной рамке о гибели в авиационной катастрофе главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения главного маршала артиллерии М.И. Неделина.
Детали трагедии 40-летней давности были скрыты в Особой папке ЦК КПСС, которая недавно рассекречена и хранится в Архиве президента Российской Федерации.
24 октября 1960 года должен был закончиться многомесячный изнурительный марафон по доводке «рэшки» (так ласково называли ракету «Р-16»). Никаких сомнений в успешном старте не было.
Имевшиеся в 50-е годы на вооружении у СССР ракеты «Р-5», «Р-7», «Р-7А» уже не отвечали «военным требованиям» того времени в этой области.
Рассредоточенные в Турции, Италии и Великобритании американские ракеты и стратегические бомбардировщики держали под прицелом всю европейскую часть СССР, где был сосредоточен основной научный и военно-промышленный потенциал страны. Для эффективного противодействия требовалась межконтинентальная баллистическая ракета, которая, базируясь на территории СССР, могла бы в случае необходимости нанести невосполнимый урон стратегическим объектам на территории США.
Пока ракета Р-16 не поступит на вооружение РВСН, можно ждать любого шантажа со стороны США. Поэтому все торопились. Это было роковой ошибкой.
25 октября президиум ЦК КПСС собрался на совещание и принял секретное постановление «О сообщении в печати о гибели М.И. Неделина». Порешили об истинной причине смерти не сообщать, а сослаться на авиакатастрофу. Гибель других участников испытаний вообще скрыли от общественности.
На том же заседании президиума ЦК КПСС была назначена правительственная комиссия для расследования причин катастрофы. В акте комиссии констатировалось, что во время подготовки « Р-1 б» к пуску на стартовой площадке возник мощный пожар, приведший к гибели 74 человек. Причина пожара заключается в нарушении порядка подготовки изделия к пуску, в результате чего произошел преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени, который своим факелом прожег днище бака окислителя первой ступени, а затем разрушился бак горючего второй ступени, что и привело к мощному возгоранию и полному разрушению ракеты на старте.
56 погибших военнослужащих похоронены на территории Байконура в братской могиле, и недавно, говорят, их фамилии высекли на надгробной стеле. А вот погибших конструкторов и представителей промышленности по решению президиума ЦК КПСС похоронили по месту жительства, конечно, без оглашения причины смерти.
В Особой папке хранится отдельный список сгоревших в пламени «Р-16» «гражданских лиц». Почему-то на нем до сих пор - гриф «Секретно».
Список представителей промышленности, погибших 24 октября 1960 г. при исполнении служебных обязанностей
1. Аля-Брудзинский Евгений Ильич - старший инженер отдела, п/я 203, г. Днепропетровск. 2. Орлинский Виктор Вадимович - заместитель начальника отдела, п/я 203, г. Днепропетровск. 3. Ерченко Леонид Павлович - инженер, п/я 203, г. Днепропетровск. 4. Карайченцев Владимир Георгиевич - инженер, п/я 203, г. Днепропетровск. 5. Берлин Лев Абрамович - заместитель главного конструктора, п/я 203, г. Днепропетровск. 6. Концевой Василий Антонович - заместитель главного конструктора, п/я 203, г. Днепропетровск. 7. Жигачев Михаил Иванович - инженер, п/я 67, г. Харьков. 8. Коноплев Борис Михайлович - главный конструктор, п/я 67, г. Харьков. 9. Рубанов Иосиф Абрамович - начальник отдела, п/я 67, г. Харьков. 10. Вейберман Петр Яковлевич - «Арсенал», г. Киев. 11. Павленко Евгений Иванович - «Арсенал», г. Киев. 12. Бахрушин Василий Степанович - инженер-конструктор, п/я 2460, Москва. 13. Сергеев Борис Николаевич - инженер, п/я 6, Москва. 14. Фирсов Георгий Фролович - заместитель главного конструктора, п/я 6, г. Москва. 15. Леоненко Гавриил Александрович - инженер, п/я 6, Москва. 16. Кошкин Василий Агеевич - ведущий инженер, п/я 14, Москва. 17. Бабушкин Анатолий Степанович - заместитель начальника цеха, п/я 10, г. Загорск Московской области.