Дискуссия по поводу личности и политики Владимира Путина на Западе, практически, завершена, и можно сделать некоторые выводы по этому поводу.
Владимир Путин, по существу, является не политиком, а, скорее, администратором. Его приоритетной задачей является восстановление порядка в государстве, улучшение правовой и социальной обстановки. В политических кругах Запада сложилось мнение, что В.Путин - посредственный политик, но талантливый администратор.
Имеются также мнения, что административные успехи В.Путина были связаны вовсе не с его системной и концептуальной политикой, что отсутствовало в его деятельности, а с более благоприятными условиями, вызванными высокими ценами на энергоресурсы и внешней общей экономической конъюнктурой.
В России происходит жесткая борьба корпораций, политических и экономических группировок, при этом, политические партии практически утратили свою значимость и превращаются в маргинальные замкнутые сообщества, не могущие оказывать влияния на реальную политику. В ближайшей перспективе эти тенденции во внутриполитической жизни России усилятся.
В России складывается идеология правого государственного национализма, который приходит на смену левому национализму. Происходят объединения команды В.Путина с другими влиятельными политическими группировками, которые пытаются создать новую бюрократию, которой бы руководили элитарные политики и представители олигархических кругов. По мнению аналитиков на Западе, пока это единственный способ эффективного управления страной, в условиях отсутствия других более демократических механизмов власти. Вместе с тем, формирование лояльных правительству олигархических кругов - длительный и болезненный процесс.
На западе имеются противоположные оценки относительно сложившейся экономической ситуации в России. Аналитики, связанные с компаниями, особенно, во Франции и Германии, считают, что имеет место по существу нулевой рост, и весь экономический ритм зависит от мировых цен на нефть. Эксперты в англо-саксонских странах склонны оценивать ситуацию в экономике более оптимистично. По их мнению, в России наблюдается процесс формирования новых ценовых пропорций, государство имеет возможность выбрать приоритеты развития и определенные бюджетные средства для инвестиционного маневра.
Имеется также в виду, что правительство значительную часть доходов направляет на развитие социальных программ, что сказывается на инвестиционных возможностях. В целом, имеются успехи в стабилизации социальной ситуации, и рейтинг В.Путина удерживается на высоком уровне. Британские эксперты прогнозируют значительный рост экономики в ближайшие годы и рекомендуют компаниям и банкам осуществлять инвестиции в России, в том числе, работать на рынке ценных бумаг. Рост экономики в России опережает рост экономики в Новых независимых государствах, что делает положение России более предпочтительным.
Внешняя политика России сосредотачивается на регионах, но Россия пытается решить проблемы не с Новыми независимыми государствами, а западными державами. Россия все более применяет экономические методы давления на Новые независимые государства, что представляется более эффективным и цивилизованным. Россия считает, что имеет приоритетные права на ресурсы этих стран и активно пытается участвовать в их разработке и транспортировке.
Между США и европейскими государствами имеются принципиальные различия по проблемам отношений с Россией. Европейские государства стремятся вовлечь Россию в орбиту общеевропейской интеграции. Европейцы весьма заинтересованы в российских ресурсах, в коммуникационных возможностях, в возможностях России в части умиротворения очагов конфликтов и напряженности. При этом, европейцы проводят восточную политику двояким образом - посредством Германии и Великобритании, которые имеют различный внешнеполитический стиль и традицию. Это означает две модели отношений.
Политика Великобритании в отношении России предполагает минимум вмешательства в ее внутренние дела, практически, исключает оперирование гуманистическими ценностями. Политика Германии, за которой стоит Франция, предполагает затрагивание внутриполитических аспектов в части прав человека и т.д. Вместе с тем, Франция и Германия, которые проводят солидарную политику в отношении России, стремятся выстраивать в отношении России независимый курс, отличный от позиции США, одновременно не торопятся «впустить» Россию в Европу, удерживая ее на некоторой дистанции. Эта «дистанция» вряд ли станет преодолимой для В.Путина.
Политика США пока предполагает всяческое игнорирование интересов и устремлений России, как по глобальным проблемам, включая проблему ПРО, так и по региональным проблемам. США поставили задачу снизить международный статус России и не поощрять ее во внешней политике. Республиканская администрация пытается не допустить проведения Россией активной политики по отношению к Новым независимым государствам, на Ближнем Востоке.
Однако перед США стоят две главные задачи - не допустить реального создания оси Москва - Пекин - Дели и сближения России с Европой, тогда как Демократическая администрация США пытается проводить более сдержанную политику в отношении России. Интеграция России в Европу может усилить тенденции вытеснения доллара и усиления роли евровалюты. Россия рассматривается как не ключевой, но важный фактор усиления роли евровалюты. Это представляется главной экономической проблемой США, и они попытаются создать противоречия между Россией и Евросоюзом.
В целом, сложилась весьма конфронтационная ситуация между США - Евросоюзом - Китаем - Россией. Самое неприятное то, что в этой ситуации сочетаются амбициозные геополитические и прагматичные экономические интересы. В этой ситуации повышается вероятность возникновения военно-политических конфликтов в маргинальных зонах.
Несомненно, политика В.Путина в отношении регионов более предметна, нежели то, что предлагали его оппоненты в команде Д.Медведева, и содержит много отличительных и принципиальных сторон:
- проблемы урегулирования конфликтов на Южном Кавказе и в Центральной Азии;
- роль и место европейской политики и европейских сил в Восточной Европе и в Евразии;
- политика Великобритании на Кавказе и в Каспийском бассейне;
- роль экономических факторов в формировании европейских сил и экономические интересы европейцев в Евразии.
Россия не собирается покидать Южный Кавказ и снижать уровень своего военно-политического присутствия. В Грузии в настоящее время наблюдаются в основном формальные политические процессы, связанные с попытками адаптации в условиях конфронтации с Россией и отсутствием более сильной поддержки Запада. Грузия стремится не прерывать обязывающие политические контакты с Россией и готова начать новый диалог, в том числе, и подписать новый договор о сотрудничестве.
Политика России на Южном Кавказе стала более осмысленной, многонаправленной и многофакторной. Самой сильной стороной новой политики России в этом и в других регионах СНГ стала приоритетность экономической и геоэкономической политики, в сфере которой у России оказались несомненные преимущества. Важным представляется то, что Запад выяснил, что Кавказ и Центральная Азия геополитически специфичные регионы, так как западное сообщество не имеет «свободного доступа» в эти регионы. Они являются внутренними регионами Евразии, и господство России, Турции и Китая здесь очевидно.
США и Европа, несмотря на видимую активность, не имеют четко разработанного плана проникновения и контроля над данными регионами. Создается впечатление, что ни США, ни Европа не собираются проводить в этих регионах последовательную, многошаговую политику. Время от времени будет проводиться политика «многосложных» и «хитроумных» проектов, направленных на достижение этих целей. Вместе с тем, некоторые государства этих регионов, вопреки Западу и России, смогли проводить свою относительно самостоятельную внешнюю политику. Кроме того, роль Южного Кавказа в политике США в значительной мере утратила свое значение.
По проблемам урегулирования конфликтов на Южном Кавказе и в Центральной Азии эксперты придерживаются достаточно консервативных взглядов, что чрезмерное вмешательство Западного сообщества в данные регионы нецелесообразно и весьма опасно. По их мнению, до сих пор путем мирного урегулирования и исходя из принципов права, не удалось решить ни одну региональную проблему, разрешить ни один конфликт.
Более того, начиная с мирных подходов процесса урегулирования, Запад вынужден непременно применить силу, что в ряде мест вообще не представляется возможным, и конфликты получают дальнейшее развитие. По мнению экспертов, конфликтные ситуации не сворачиваются, а находятся на первых стадиях. Имеется значительный конфликтный потенциал, и вмешательство в эти регионы может привести к военно-политической катастрофе для Запада. В настоящее время применение военной силы в очагах конфликтов на Кавказе и в Центральной Азии вообще невозможно. Применение сил быстрого реагирования в столь глубинных регионах вообще проблематично.
Запад должен оказать военно-техническую и финансовую помощь таким государствам, как Узбекистан и Таджикистан, выработать подходы в части борьбы с терроризмом и радикальными движениями в отдаленных и особенно глубинных регионах, но не должен системно участвовать в военных операциях.
В.Путин попытается приступить к развитию российский политических и экономических планов в Центральной Азии, делая ставку на ОДКБ и проект Евразийского Союза. В.Путин не может не понимать, что на арене этого региона во многом решается судьба России и ее безопасность, и попытается развернуть новые линии поведения. В команде В.Путина есть люди, которые всегда опасались более глубокого включения в политику в Центральной Азии, испытывая «синдром» Афганистана и одновременно стараясь не входить в конфронтацию с Китаем. Видимо, В.Путин станет более уверенно интегрировать Центральную Азию в политическое «поле» России.
Но, так или иначе, России предстоит предложить государствам Центральной Азии экономические проекты, что будет сложным делом, так как возможности и амбиции Китая намного шире и масштабнее. В связи с этим, западные эксперты, практически, не скрывают надежд на столкновение интересов России и Китая в более откровенном контексте. Они все более намекают на возможность сотрудничества с Россией в осуществлении стратегии «сдерживания» Китая.
Достаточно много оценок в публикациях американских и европейских экспертов в части перспектив Южного Кавказа, и политики России в этом регионе.
По мнению американских и европейских экспертов:
- политики, общества Азербайджана и Армении совершенно не готовы воспринять сам процесс нагорно-карабахского урегулирования, который происходит не на широкой общественно-политической арене, а совершенно дистанцированно и на «голом» месте;
- Сержу Саргсяну и в особенности Ильхаму Алиеву нечего предложить своим народам, и они пытаются привязать темпы и формат переговорного процесса к своим личным и политическим проблемам и целям;
- Москва преподносит процесс урегулирования как значительный дипломатический и политический успех, но не приводит реальных и конкретных факторов и доказательств, ссылаясь на конфиденциальность, но многим становится совершенно ясно, что никаких ощутимых результатов данный процесс не имеет;
- видимо, одной из важных задач Москвы является резервирование варианта оправдания и выигрышной ситуации, после того, как, скорее всего, окончательно выяснится, что процесс урегулирования провален (России необходимо с честью выйти из данной заведомо проигрышной ситуации);
- США обладают реальными рычагами давления на Азербайджан и Армению, но американцы понимают, что соответствующее давление в таких условиях совершенно бессмысленно, и не собираются применять жестких методов давления, что устраивает и Россию;
- позиция России выглядит выжидательной, и поведение российских дипломатов и политиков ясно подтверждает это. Россия как бы дистанцировалась от данного процесса и ожидает провала переговоров;
- скорее всего, после диалога президентов США и России, США попытаются продлить иллюзию процесса переговоров и предложат Минской группе ОБСЕ начать разработку новых предложений, и в этом случае вновь может активизироваться Россия, у которой появятся новые возможности обозначить свое политическое присутствие;
- в Европе у многих создается впечатление, что данный этап переговоров приблизил регион к войне, и вполне вероятно возникновение военных действий с начала небольшого вооруженного конфликта или в момент ожидаемой дезорганизации власти в Азербайджане.
При любом развертывании событий на Южном Кавказе и в Центральной Азии, роль В.Путина в российской политике будет очень весомой, и Россия будет проводить весьма жесткую политику, не пытаясь пойти на уступки в регионах в обмен на какие-либо более масштабные преимущества. Нет никаких сомнений в том, что команда В.Путина вовсе не питает каких-либо иллюзий по поводу сотрудничества с США в данных регионах.
ИСТОЧНИК