"Поляки в Голландии несимпатично выглядят. Поляк воняет и шуршит"

Apr 13, 2012 16:40



[НАЖМИ! Данные о статье и источнике...]
Polak śmierdzi i szeleści
Нашёл и перевёл на русский: HAZAR
Страна: Польша
Издание: Polityka
Автор: Ева Виниская (Ewa Winnicka)
Дата опубликования статьи: 06 апреля 2012 года
Источник перевода.

С середины февраля на сайте популистской Партии Свободной Голландии  (ПСГ) высказали 50 тысяч жалоб на поведение поляков. Уже каждый третий поляк, живущий в Нидерландах, имеет на себя донос.



Сайт meldpuntmiddenenoosteuropeanen.nl приглашает. Для разогрева можно прочитать о засилье дешевой рабочей силы из Польши. Потом приглашается ответить на вопрос: «Является ли твоя жизнь труднее из-за поляка?» Потом следуют следующие вопросы: А. Занимает ли поляк упорно место для парковки? Б. Является ли он источником шума? В. Видите ли вы его пьяным? Г.  Может ли он губить окружающую среду помочившись или повредив общественные объекты? Обязательно есть ответ «Да» или «Нет» по каждому вопросу. Можно, но не обязательно, еще описать дополнительную неприятность.  После заполнения анкету нужно выслать и ждать общенациональный рапорт, который партия за свободу обещает показать весной. Можно быть анонимным информатором. Достаточно дать е-мейл, чтобы получить подтверждение о поданном рапорте.


Более подробные описания польской вредности найдутся на интернет форумах под статьями об активности Геерта Вилдерса, главы Партии Свободы (ПС) или о дорожно-транспортных происшествиях с участием иностранных водителей. Вот Роналд из Ниймеген пишет, что тяжело работающим голландцам, которые не могут припарковаться рядом со своим домом, потому что там месяцами стоит смердящий польский автобус, из которого с утра высыпаются недочеловеки, которые «даже через 10 тысяч лет не будут достаточно цивилизованными, чтобы отыскаться в тени моего народа». 
Нельга из Амстердама не может надивиться, как можно быть таким неотесанным, чтобы отправиться на велосипеде по автостраде, хотя в этой стране не жалуются на нехватку дорожек. Если поляк садят в автомобиль, добавляет г. Н., то он не в силах соблюдать правила. Когда получает штраф, показывает средний палец и кажется, что говорит на шелестящем языке: сперва напиши правильно мою фамилию, потом найди меня в Поьше, фраер. Господина Н. утешает интернетчик Дик: быстрее найдешь его у нас, рядом с винным магазином, в центре города. Там следует поставить инспектора ДПС, чтобы кассировал штрафы. И еще: сходи на Рандвег (улица в Роттердаме). У них там магазин с висящим флагом. Они стоят возле, лакают водку и хохочут.

Скептический подход 30% граждан (такие результаты анкеты, касающейся недовольства продолжающимся присутствием поляков в Голландии)  подбивают политиков. Год тому назад депутат Гааги, Марникс Нордер сказал, что 30-ти тысячное польское меньшинство в городе это цунами; другие, что 150 тысяч приезжих с Вислы это банда невежд. Когда в столице было решено построить для поляков (и других восточноевропейцев) рабочую гостиницу, тут же сформировался комитет протестующих против пришлых соседей,  решивших, что цены на жилье пойдут резко в низ. Министр по делам эмигрантов Герд Леерс заявил, что по сравнению с 2010 годом, количество заявок на социальную помощь удвоилось.

Поляки в свою очередь жалуются, что пробивают колеса их автомобилей, не пускают на дискотеки, детей высмеивают в школе. Марк, 50-тилетний голландец, живущий в Варшаве, имеет серьезные сомнения, следует ли поехать к родне на автомобиле с польскими номерами: «Жалко машину».

Лидер ПСГ Геерт Вилдерс считает, что его сайт способствует очищению атмосферы в стране. На выборах в 2010г. Вилдерс получил 15%, что дало его партии 24 места в 150 местом парламенте и решающее значение. И хоть  ПСГ не вошла в коалицию либералов и христианских демократов, эта третья политическая сила подписала с ними соглашение о сотрудничестве. Поэтому ни какой из вышеупомянутых инцидентов еще не рассматривался премьером Марком Рутте.


В Голландию поляки прибыли тут же после 1989г. Было три причины: клубника для сбора, тюльпаны для посадки и старые автомобили для отправки в Польшу.

- Подержанные автомобили были самые дешевые в Европе и в самом лучшем состоянии - говорит Йенс, который в студенчестве помогал отцу на бирже в Утрехте. - Раз в неделю Утрехт начинал говорить по-польски. Приезжали в понедельник вечером: усачи, в семь, «Фиатом». Парковались, спали вповалку, в вперемешку. Во вторник каждый покупал старье и ехали к себе. Йенс сочувствовал полякам, потому что продавцы автомобилей на рынке были люди смуглого цвета кожи, в основном из старых колоний: Марокко и Антильских островов, часто из Турции. Осели в Голландии и вели жесткий бизнес с новоприбывшими. Хотя Голландия была тогда показательной  лабораторией толерантности и сосуществования людей разных культур, в  сознании общества рост дискомфорт. Относительно цветных. В любом случае, в середине 90-х были массовые налеты на плантации, на которых летом нелегально, за гроши поляки собирали клубнику, и показные депортации не были источником серьезнейших разладов.

- На полях видели студентов, которые чуточку говорили по-английски. Жили вдесятером в кемпинговых домиках на четверых, крали велосипеды и устраивали попойки, но примерно в октябре уезжали к себе - говорит Йенс.  Где то в 1993г. В самом дешевом супермаркете Алди в городе Катвийк директор весной вывесил табличку по-польски  «Кража грозит депортацией». Убрал ее только в ноябре.

Пауль Шеффер, профессор философии из Амстердамского университета, который анализировал общество Голландии с точки зрения акцепции других культур, считает, что собственно тогда его страна совершила непростительную ошибку, за которую приходиться расплачиваться сегодня, когда уже 30% граждан Голландии не родилось на ее территории. Потому что толерантность основывалась на жизни рядом с собой, а не друг с другом, по принципу: пока это не мешает моей  жизни, я не вмешиваюсь в твою. «Понятно - пишет Шаффер - что в Амстердаме, где живет 17 национальностей, в этом смысле пределы толерантности должны были исчерпаться. Это был только вопрос времени, потому что нельзя было уже дальше не замечать другого».

Можно добавить, что лимит исчерпался, а в дополнение пришел экономический кризис. Политикам нужна была новая причина, чтобы объяснить снижение уровня жизни граждан.

Быстрые руки

Когда после входа в ЕС в 2007г. Голландия отворила границы, оказалось, что желающих работать в сельском хозяйстве и строительстве свыше 100 тысяч поляков, а в сезон даже 200 тысяч. Ожидалось, что их будет в пять раз меньше.  Но большинство желающих нашли работу. Крупные голландские агентства начали рекрутировать молодых людей к работе на фермах и плантациях.  Быстро заметили, что в отличии от неквалифицированных, распущенных из-за социальных льгот, граждан с голландским паспортом, поляки сумеют работать по 40-60 часов еженедельно на производственных конвейерах,  установленных на максимальную скорость. Польский работник не жалуется, потому что не знает языка; не болеет, потому что сознает, что не под законом.

Некоторые сравнивают современные голландские агентства по трудоустройству с современными торговцами рабами. Основали филиалы по всей Голландии и - так как когда-то парусниками -  волокут автобусами новые грузы безропотной рабочей силы. - Мы универсальны. Польский рабочий сумеет сделать несколько дел сразу. Голландский сварщик квалифицирован только в одном направлении и это его держит. Мы гибки по времени, охотно берем сверхурочную работу, быстро учимся, беремся за работу, от которой отказываются голландцы, марокканцы или турки - говорит Артур Раган, пресс-секретарь агентства  Work Express, которое является посредником при трудоустройстве, в основном в строительстве.

По словам доктора Патриции Матуш Протасевич из Вроцлавского университета, которая исследует эмиграцию в Голландии, заурядный работник из Польши это житель Верхней Селезии и Ополе, с основным или средним образованием. Агентство арендует для него дешевое жилье, которое он делит с коллегами. Возвращается домой после 13 месяцев. Зарабатывает мало, подавляющее большинство меньше 1000 евро, а значит, о собственном жилье может только мечтать. - Трудности с расквартированием это типичные голландские проблемы - добавляет Матуш Протасевич.

Каждая большая волна эмигрантов втискивала новых в кемпинговые прицепы. Эмигранты из бывших колоний, которые приехали в 50-х и 60-х годах, провели там десятилетие, прежде чем им удалось получить социальное жилье. Эдита Памула, глава фирмы Holland Contracting, которая вербует работников для работы в садоводстве и строительстве, объясняет ритм, в котором работают ее подопечные: - Или въезд на 10 недель, а потом короткий отпуск в Польше, или на целый год с перерывами на праздники. У нас арендованные дома и жилье, зачастую рядом с голландцами. Самым распространенным является расположение близи Амстердама, Роттердама и Гааги.

Наперекор голландским популистам безработица среди польских приезжих составляет 3,5% и значительно ниже, чем среди других наций. Тем не менее, в парламенте возник проект, чтобы высылать из страны всех тех, которые остаются безработными дольше трех месяцев. Это идет вразрез с директивой ЕС о свободном передвижении, в которой говориться, что гражданин может жить в другой стране ЕС в течении 6 месяцев. Это также странно, потому что поляки дают налогов в голландский бюджет целых 3 млрд. евро ежегодно, что больше чем правительство Голландии выдало на сельское хозяйство в 2011г. (данные из „Economic Picture”)


Честные шампиньоны

Завербованные через агентства поляки быстро становятся жертвами ловкачей, которые нашли нестыковки в ЕСовском законе о работе. Оказалось, что если фирма зарегистрированная  в Польше купит у плантатора овощи, шампиньоны или цветы, которые еще растут, то собрать их могут поляки по местным ставкам. То есть около 3-4 евро в час. Подобные ставки предлагали владельцы единоличных голландских фирм, которые имеют право давать работу на менее выгодных условиях. В разговорный язык даже вошла конструкция  «polenconstructie», или обход закона в связи с наемом на работу поляка.

Рolenconstructie также относиться к болгарам и румынам. Чаще всего работающих в выращивании грибов. Кроме голландских ставок, эти работники были лишены обязательного платного отдыха и полной страховки. В середине прошлого года этим механизмом заинтересовались, и дело поступило в окружной суд в Роермонде. В сентябре 2011г. Судья решил, что даже иностранные сезонные работники являются полноправными. Решение поддержал в декабре Верховный Суд. На волне возмущенных СМИ несколько производителей шампиньонов придумали новый знак качества «slaafvrije champignons»  (дословно, шампиньоны свободные от рабства), или грибы, выращенные с сохранением минимальной заработной платы.

Недавно представитель крупнейшей сети супермаркетов Альберт Хейн объявил, что на их полках будут выложены честные шампиньоны.  Суматоха вокруг грибов с подмигиванием глазом было принято газетчиками с ощущением легкого лицемерия. «Я рад честным грибам, но ожидаю честную клубнику, помидоры и айФоны» - написал известный публицист Мартин фон Калмфут. Голландские поляки тем временем выразили замешательство, что их нация ассоциируется с Хижиной дяди Тома.

Проблема мусора

Акция, стимулированная ПСГ, обеспокоила голландских бизнесменов, связанных с Польшей. С начала 90-х они инвестировали в нашу страну 23 млрд. евро, являются важнейшим польским торговым партнером, а сейчас слушают по радио RMF FM, как журналист призывает к бойкоту голландских товаров в ответ за расистский сайт. Польско-Голландская Торговая Палата обратилась с открытым письмом к министру инноваций, сельского хозяйства и экономики, в котором призывала его, чтобы он защищал голландские интересы в Польше. Палата боится, что политика Гааги приведет к разрушению дружеского бизнеса. Обращение опубликовал крупный ежедневник „de Volksrant”. На данный момент нет реакции. - Хороший имидж нашей страны находится под угрозой - говорил Елро ван ден Бург, директор Палаты.

Философ Пауль Шафер объясняет, что нынешняя ситуация это только другой, естественный этап стабилизации для сосуществования с обществами, приехавшими в страну. То есть конфликт, насилие и враждебность. Шафер выводит свою теорию на основе всех существующих волн эмиграции. То же самое было в Америке, когда туда прибыли итальянцы, поляки и ирландцы. Трения продолжались десятилетия. Затем наступил этап сотрудничества. Если принять теорию философа, то нынешний этап конфликта  выглядит более изощреннее. Объектом негодования популистов являются уже не мусульмане (в 2010г. суд постановил, что Вилдерс имел право сравнивать Коран с «Майн Кампф» Гитлера), только христиане. У них белая кожа, а значит протесты не тянут за собой обычных обвинений в расизме.

Когда философ Шафер предвещает приближение третьего этапа в отношениях между приезжими и местными, добавляет сразу, что условием является совместная ответственность за место, где они живут. Хочешь, чтобы приезжий заботился об Амстердаме? Сделай его депутатом. Хочешь, чтобы его ребенок не боялся школы? Пусть его тетя имеет шанс стать учительницей.

Может ли эта оптимистическая точка зрения касаться работников с Польши? В большинстве это временные работники, замкнутые в собственном кругу. Их родня живет в Польше. Тяжело трудится. Не знает языка. Вероятно, даже не знает о СМИшной травле партии Геерта Вилдера. Но Шаффер и в такой ситуации видит решение. Они же любят поиграть после работы в футбол. Поддержание порядка на сельском поле может быть началом сотрудничества.

Эдита Памула из Голландии тоже оптимистка. Уже давно фирма обучает работников, объясняя им культурные различия. Наиважнейшими являются такая  мелочь,  как сортировка и вынос мусора.  Соседи голландцы придерживаются принципа, что если мусоровоз приезжает во вторник, то мешки выносятся именно в этот день. Не в воскресенье или среду. Дальше: парковка автомобиля. Если работник имеет собственную машину, а на работу ездит служебным автомобилем, то нет нужды, чтобы его автомобиль блокировало место на парковке целую неделю. Обучение приносит эффект: - Обеспокоенный сосед одного из наших служебных жилищ после нескольких недель выразил удивление, что ничего страшного не произошло, когда рядом жили поляки.

Глава Holland Contracting рассчитывает на известное голландское благоразумие, которое рано или поздно восторжествует. На страницах „de Volksrant” пишет интернетчик Йохан, отвечая на цитату Рональда из Ниймеген, который уверен, что даже за 10 тысяч лет поляки в вонючих автобусах не будут достойны голландской тени. Может их автобусы воняют, но нужно их возить, чтобы Голландия выдержала. Один из того автобуса работает лучше чем десяток таких как ты. И не пиши такие глупости, и даже если это так,  то и так не сумеешь его понять.

Голландия, смешно, "единая Европа", Польша, перевод, понаехали, иммигранты, нетерпимость

Previous post Next post
Up