О будущем РАН

Oct 07, 2013 02:32


Решил, что надо высказать свои соображения по этому поводу. В конце концов, я хоть и не являюсь инсайдером, но всё же ближе к проблеме, чем большинство тех, кто пишет о ней в блогах.
Для начала я хочу сказать, что не верю в возможность наиболее пессимистического сценария с выселением институтов "за Можай" и последующей распродажей недвижимости. Конечно, в нашей стране исключать нельзя и такое, но всё же я этот сценарий рассматривать не буду. Вместо этого я возьму за основу своих рассуждений уже имевшее место, но прошедшее не замеченным событие.
В ходе реформ министерства обороны сначала был ликвидирован, а постом спустя некоторое время воссоздан Институт военной истории министерства обороны. Можно сказать, что произошло именно то, что планируют сделать с РАН Ливанов и КО: ликвидация и последующее восстановление, но уже без непрофильных активов. Поэтому будущее реформированных академических институтов можно разглядеть в рассказах сотрудников ИВИ. Мне они поведали следующее:
После воссоздания институт военной истории не получил обратно так называемые "непрофильные" активы. Соответственно, своих источников дохода у руководства института не стало. Всё финансирование теперь шло через какой-то орган по управлению имуществом в минобороны (тоже очень похоже на то, что будет сделано с академией). Орган этот давал деньги на зарплаты сотрудникам, на коммунальные платежи, на уплату налогов и прочие такого рода расходы. На научную деятельность он денег НЕ выделял. По мнению сотрудников этого органа, финансировать эту деятельность должны были некие "заказчики". Мне, если честно, не понятно, кто должен финансировать изучение военной истории, если государство от этого устраняется.
Таким образом, ИВИ не имел денег на научную работу: издательскую деятельность, организацию конференций и т.д. До недавнего времени это решалось за счет совместных мероприятий с институтами системы Академии наук. Теперь они будут в таком же жалком положении, как и ИВИ.
Из других источников мне известно, что целый ряд академических институтов получает госфинансирование по принципу ИВИ: только зарплата, налоги, коммуналка. Финансирование научной деятельности идет по другим каналам, от тех самых "непрофильных" активов. Что будет, если реформа РАН пройдет именно по сценарию, опробованному ранее в ИВИ?
Конечно, академические институты не исчезнут. Более того, даже научная деятельность в них не прекратится. Она неизбежно сократится, но объемы этого сокращения я предсказывать не стану. Можно лишь наметить тенденции в направлениях этого сокращения. Во-первых, снизится интенсивность научных контактов внутри Российской Федерации (за рубеж, я так понимаю, наши ученые если едут, то в основном по приглашениям и за счет принимающей стороны). Меньше будет конференций, они в основном будут проводится в рамках ВУЗов, а там свои порядки, которые часто диктуют довольно специфический характер мероприятий (в ВУЗах дипломники, аспирантов существенно больше, чем в академических институтах, им нужны выступления и публикации). Сократится объем издательских проектов, перестанут выходить многие "вестники..." и "труды..." Исследовательская работа тоже сократится. Больше всего пострадают самостоятельные исследования. При этом возрастет роль зарубежных грантов. Подозреваю, что во многих областях науки единственным доступным способом ведения научной деятельности станет работа на зарубежные гранты. Ускорится идущий процесс разделения науки на ту часть, которая продолжает работать, став частью "глобальной науки" (в основном, конечно, в качестве её дешевых чернорабочих, обслуживающих западные научные центры), и другую, в лучшем случае пишущую учебники и строящую теоретические модели, а, скорее всего, вообще прекратившую научную деятельность, распадающуюся на мелкие группы, теряющие связь друг с другом. Как на всё это прореагирует научная молодежь? Понятно, что ей придется выбирать между превращением в местных "чернорабочих" и уходом в "большую", настоящую западную науку. Те, кто смогут выбирать, выберут, конечно, второе. А что в этом нового, спросите вы? Разве всё это не происходит уже давно? Происходит, но теперь будет идти быстрее.
Парадоксальным образом против реформы выступили те, кто в принципе были сторонниками дальнейшего превращения нашей науки в приложение к западной, например, известный писатель, а также палеонтолог господин Еськов (он же Афраниус). Видимо, их разногласия с реформой носят стилистический характер: всё же неприятно, когда политика пусть даже в правильном с твоей точки зрения направлении проводится столь нагло, издевательски, грязно, коррупционно. Конечно, более логично с идейной точки зрения выглядит запоздалая попытка вступиться за РАН господина Кургиняна. Впрочем, ни те, ни другие уже ничего в описанных выше процессах поменять не смогут. Так что когда лет через пятнадцать кто-нибудь спросит нашего Бессменного Национального Лидера: "А что случилось с русской наукой?", не удивляйтесь, услышав в ответ "она утонула".

Национальная наука

Previous post Next post
Up