Наблюдая за прошедшие сутки с лишнем реакцию людей на смерть Немцова, я неизбежно задаюсь вопросом своего отношения к нему и к его смерти. И прихожу к выводу: "помер максим, ну и хер с ним". Это, возможно, цинично, но зато честно и без ханжества.
Причина и корень этого цинизма берется из моей памяти времен отрочества-юношества.
Дело в том, что для меня и для моей семьи 90-е годы были каким-то перманентным ужасом, прерывавшимся лишь на короткое время, в какие-то промежутки счастья, когда мы были вместе, ездили на какие-то дачи к друзьям-знакомым моих родителей, когда отец брал меня в поездки по стране на машине и т.д.
В самом начале 90х, мой отец, врач по профессии, хирург, вынужден был оставить дело, которому он искренне планировал посветить свою жизнь и броситься в пучину рыночных отношений, как казалось тогда, основой новой, нарождающейся прекрасной и свободной страны... У него были определенные взлеты и падения, но в силу определенных моментов и особенностей ведения предпринимательской деятельности в те годы, падений было все же больше. Я не хочу сказать, что мы бедствовали, и в холодильнике у нас было пусто. Но богато, на мой взгляд, мы никогда не жили. В определенные моменты, казалось, мою семью можно было бы отнести почти что к среднему классу. Наверное именно благодаря этому у меня не сложился синдром "психологии нищеты". Я до сих пор достаточно легко трачу деньги, если они у меня есть. Серьезных сбережений у меня нет. Единственный серьезный (более-менее) актив: однокомнатная квартира, доставшаяся от моей бабушки. Но, тем не менее, мы несколько раз были вынуждены продавать нашу квартиру и уходить жить на съемную жил. площадь.
Поймете ли вы что такое проснуться ночью из-за того, что в соседней комнате плачет мать, потому что отец сказал ей, что не вытягивает долгов на его фирме? Поймете ли вы каково это, когда под окнами стоят машины реальных бандитов, приехавших на "переговоры"? Поймете ли вы слова отца который произнес как-то "для того, чтобы решить финансовые проблемы, мне, скорее всего придется пропасть, уйти из семьи на какое-то время" ? Представляете ли вы, как ложась спать, я почти каждый день прислушивался к еле слышимой работе лифта, к шагам на лестнице, к шуршанию ключа в замочной скважине, и если их не было долго, я молился, только бы появились эти звуки, и я бы понял, что отец вернулся домой (сотовые телефоны были естественно недоступны). Вы представляете? Я почти каждый день засыпая, не знал вернется ли отец домой или нет.
И опять череда этих съемных квартир. Эта мебель и стриральная машинка, на морозе у подьезда... И опять слышать в ответ "я не могу тебе сейчас это купить, потому что нам нужно расчитаться за квартиру в этом месяце". Это только часть воспоминаний о том времени.
Первая Чеченская война, показанная по ТВ практически без цензуры, так же произвела на меня огромное впечатление. Я рос с советским ощущением того, что наша армия, непобедимая и сильная, но в реальности же я видел непролазную грязь, брошенную армию, кровь, человеческое мясо с костями, и напуганные глаза молодых пацанов:
Click to view
Ужас добавляло ещё и ощущение, что это происходит повсеместно вокруг тебя. Тысячи предприятий либо закрывались, либо чуть дышали. У нескольких моих одноклассников буквально был пустой холодильник, ибо их родители работали кто на Авиакоре, кто в ЦСКБ "Прогресс". Вовка - мой школьный друг, мать которого была простым терапевтом, отец военный, приходил ко мне в гости и завидовал, что у нас есть йогурт периодически. Соседи, работавшие на Кинапе и 4 ГПЗ регулярно занимали у родителей деньги. Мой университетский приятель Наум на первых курсах выглядел как жертва бухенвальда, так как мать-одиночка со своей нищей зарплатой где-то в Тульской области, не могла реально помогать сыну. Витя, мой друг из Тольятти шел домой, и на его глазах расстреляли отца его друга. Это было обыденностью. Так я узнавал, что, возможно, наша жизнь не такая уж и кошмарная в сравнении. Казалось, это никогда не остановится.
К чему это я? Да, возможно, мой отец был просто лузер, который не мог эффективно качать бабло. Ведь у кого-то получалось! Я его как-то спросил почему так происходит, и он ответил: "потому что сама система обогащения и прибытка предполагает хождение по головам, желательно с хорошими ботинками с шипами на подошве". А он был все-таки врач по призванию и несмотря на все его новые предпринимательские схемы и планы, система каждый раз приподнимала его, а затем опрокидывала, и к нему опять приезжали мужчины с антеннами на крышах машин для "переговоров". Не мог он зацепиться. В итоге в 90-е это его сильно подорвало и он сгорел...
Так вот эта система "новой нарождающейся России" в 90-е, она мне просто отвратительна чуть ли не на подсознательном уровне. Система, когда человек человеку - волк. Принципиально, путинский гламур 2000х не поменял, эту систему, мы по-прежнему живем в нищете, при огромной пропасти между "быдлом" -- по сути народонаселением и "чемпионами" -- эффективными ребятками, которые умеют крутиться там где надо. Бандиты ушли в менты, воры легализовались в прокуратурах и т.д. По-прежнему социальная и инфраструктурная составляющие просто чудовищны! Однако, глупо отрицать, что мы не стали "более лучше одеваться" (с). При управлении страной элитами ЕБН и БАБ я и думать не мог, что смогу позволить себе однажды побывать в Новой Зеландии, перекусить в Чилийских Андах, ходить и пить Мальбек по улицам Буэнос-Айреса. Нравится ли мне то, куда идет страна сейчас? Нет, нет и нет. Считаю ли я, что в 90-е было лучше? Упаси Господь -- нет, нет и нет.
Поэтому я не могу хорошо и со светлой памятью относится к почившему Борису Немцову. Причин тому огромное количество. И все они корнями уходят в ту эпоху, когда этот молодой и кучерявый паренек имел отношение к управлению страны.