Эмана́ция (
лат. emanatio - истечение, распространение), понятие
античной философии,
онтологический вектор перехода от [
семантически и
аксиологически] высшей сферы
Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного
Бытия [за пределы собственно своего бытия].
Идея эманации генетически восходит:
- к гносеологическим моделям досократической натурфилософии, основанным на презумпции истечения из объекта «модельных копий», вызывающих в чувственном восприятии [человека] соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.);
- к пониманию Блага в философии Платона, как иррадиирующего («излучающего») и бытие как таковое (апорройя, др.-греч. ἀπόρροια - истечение, выделение), и его имманентный смысл, что делает возможным его познание;
- к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящей в движение все уровни Универсума;
- к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», убывающе-пронизывающего своими «потоками» - огненной пневмой (πνεῦμα) - всё бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы.
В основе собственно термина («истечение», «распространение») лежит употребительный в традиции
платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым.
Наиболее полное развитие концепция эманации получила в
неоплатонизме. Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага) [вовне собственного бытия] (ср. с креативной семантикой «сперматического
логоса» в стоицизме).
Плотин указывает:
«Представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения. И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия».
В процессе эманации как ступенчатого нисхождения
Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия (
нус, νόος, мировые
души и т.д.), а на самом низшем уровне -
материя как «небытие» (
меон, μείων).
Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у
Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «всё, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе».
В отличие от
теистического представления о «
сотворении мира» как акте воли личного
Божества, эманация в неоплатонизме понимается именно как непроизвольный безличный процесс, необходимый по природе самого
Сущего. Содержание эманации мыслится данным безусловно в исходной точке полностью; на различных её этапах (ступенях) может происходить только последовательное оскудение (
количественное уменьшение неизбывного
качества), после которого - возврат к началу.
В рамках теизма эманация была переосмыслена как излияние отцовской любви
Творца на творение (вектор «вниз») и [неизбывная] сыновья любовь твари к Творцу (вектор «вверх»). В
мистическом контексте это понимание задало идею стремления души к воссоединению с
Богом как своим источником (напр. «искра Божья» в душе человеческой и её «устремление к соединению с Божественным светом» у Амальрика Бенского в
христианстве; «капля, стремящаяся в океан» у
аль-Газали в
исламе и т.п.).
Парадигма эманации (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему
теодицеи: наличие
зла здесь обусловлено иерархией совершенства мироздания, вытекающей из идеи эманации семантически. Поскольку каждый последующий уровень эманации отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, зло есть не что иное как закономерный, естественный недостаток (в экстремуме - отсутствие) Блага.
Концепция эманации глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры. Она вошла в качестве фундаментальной идеи в христианский
канон («
Ареопагитики» и трактовка
Святого Духа в
Символе веры), оказала принципиальное содержательное воздействие на развитие
теологии как в апофатической версии (эманация как непостижимый след
трансценденции), так и в катафатической (эманация как основа принципа «аналогии бытия», т.е. постижения Бога через постижение его творения).
Концепция эманации оказала определяющее влияние на прогресс европейской философской традиции, задав специфическое оформление как
средневековой схоластике (
Иоанн Скот Эриугена),
мистике (
Мейстер Экхарт), так и актуализирующей божественность человека
гуманистической философии
Ренессанса (
Николай Кузанский,
Джордано Бруно).
[
править] Литература
- Лосев А. Ф.. История античной эстетики, том VI. М.: Искусство, 1980
- Прокл. Первоосновы теологии. М.: Прогресс, 1993
- Лосев А. Ф.. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994
- Асмус В. Ф., Античная философия, М., Высшая школа, 1998.
- Плотин. Эннеады, в 7 т., СПб., изд. Олега Абышко, 2004-2005