120-летия со дня рождения поручика 407-ого пехотного Саранского полка Виталия Семеновича Макаренко

May 15, 2015 01:15



Поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович Макаренко

2 мая (20 апреля) 1895 года появился на свет в Белополье, Харьковской губернии, Российской империи (сейчас Сумская область, Украины) поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович Макаренко, из семьи цехового училища - брат С. А. Макаренко (вероисповедания - православный).

Первоначальное образование Виталий получил в Кременчугского реального училища, в котором закончил 7 классов.

Участник Первой Великой Войны (1914 - 1917 гг.) и Гражданской войны на юге России (1917 - 1920 гг.).

В конце лета 1915 года бывший реалист Макаренко был призван на военную действительную службу. 2 августа 1915 года солдат Виталий Семенович прибыл в 10-ую роту 28-ого пехотного запасного батальона, откуда 31 августа тоже года был направлен без экзамена на 4-ех месячные курсы в Чугуевское военное училище с производством в военный чин - юнкера рядового звания.

В декабре 1915 года юнкер Макаренко закончил эти курсы Чугуевского военного училища и был произведен в военный чин унтер-офицера, а затем направить в резерв действующий армии.

1 января 1916 года унтер-офицер Виталий Семенович был произведён в военный чин прапорщика по армейской пехоте и отправлен в распоряжение начальника штаба Киевского военного округа. После непродолжительной службы прапорщика Макаренко в запасном пехотном батальоне, прапорщик Макаренко убыл на театр военных действий на Юго-Западном фронте.

5 июня 1916 года прапорщик Виталий Семенович прибыл в 407-ой пехотный Саранский полк 102-ой пехотной дивизии 39-ого армейского корпуса и получил назначение на вакантную должность командира роты 407-ого пехотного Саранского полка.

Прапорщик Макаренко был произведен в военный чин подпоручика.

При наступлении Юго-западного фронта 28 июня 1916 года подпоручика 4-7-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович был ранен, по выздоровлении вернулся в 407-ой пехотный Саранский полк. За время этой военной компании был ранен ещё трижды. Последний раз - в бою под городом Луцком, на реке Стоход, 3 октября 1916 года. Солдаты вынесли его с поля боя (за этот бой подпоручик Макаренко был произведён из военный чин поручика и награждён Орденом Святого Владимира 4-ой степени с мечами и бантом).

На сей раз, судя по его воспоминаниям, ранение было более серьезным, чем прежде. 10 дней он провел в этапных госпиталях в городов Ровно и Киеве, потом около полутора месяцев - в госпитале в городе Полтаве, где его прооперировали: извлекли пулю. 26 ноября 1916 года его перевели в офицерский госпиталь в город Кременчуг. По выздоровлении поручик Макаренко был оставлен для дальнейшего прохождения службы в тылу. Последняя должность, которую он занимал накануне событий ноября 1917 года - помощник военного коменданта железнодорожной станции города Киева. При захвате большевиками города Киева группа солдат, по собственному признанию офицера, буквально выбросила его на улицу. Так для поручик Виталий Семенович закончилась служба в РИА.

Из города Киева поручик 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко уехал в город Крюков Харьковской губернии, где в местном Крюковском железнодорожном высшем училище преподавал его старший брат - Антон Семенович Макаренко.

С начала ноября 1917 года поручик 407-ой пехотного Саранского полка Виталий Семенович стал учеником своего брата, а позже - преподавателем. По собственному почину поручик 47-ого пехотного Саранского полка Макаренко ввел в физкультуру и во внешкольные занятия военные элементы: строевую подготовку и маршировку под духовой оркестр.

Братья Макаренко более или менее спокойно пережили германскую оккупацию и правление Ясно Вельможного Пана, Гетмана Всея Украины, генерал-адъютанта С.Е.И.В., ГШ генерал-лейтенанта Павла Петровича Скоропадского. Положение стало ухудшаться с установлением власти большевиков, которые принесли с собою красный террор. Террор усиливался по мере роста успехов Добровольческой армии: особенно весной и летом 1919 года «Наступили мрачные, тяжелые дни, - спустя много лет вспоминал сам Виталий Семенович. - Людей арестовывали и уничтожали не за какое-нибудь преступление, но только за то, что могли быть "потенциальными" врагами. У нас (как и везде) арестовывали ночью, без суда на грузовиках отвозили на Кременчугское кладбище и там расстреливали. Среди арестованных были рабочие и крестьяне. Никто никому никакого отчета не давал. Уже несколько человек из моих друзей офицеров погибли. Грозная опасность повисла над моей головой". Все преступление Виталия Макаренко перед большевиками заключалось в том, что он был офицером.

С конца июня 1919 года поручик 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко перестал ночевать дома. Через несколько дней к нему пришла его жена и сказала, что местная ЧК собирается его арестовать и расстрелять ближайшей ночью. И поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович был вынужден уйти из города Крюкова. Целый месяц поручик 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко скитался по окрестным полям. Несколько раз его замечали группы красноармейцев, двигавшиеся по окрестным дорогам. Однажды красноармейцы открыли по нему огонь из винтовок, но он успел скрыться в огромном кукурузном поле. Тем временем звуки артиллерийской канонады все приближались, и в один прекрасный день поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович увидел на железнодорожной станции бронепоезд с трехцветным русским национальным флагом. Так поручик 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко узнал, что города Крюков и Кременчуг освобождены от большевиков Добровольческой армией.

По возвращении в город Крюков поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович был мобилизован. Однако вместо того чтобы отправить на фронт, его откомандировали в распоряжение начальника Крюковской контрразведки. Возможно, начальство учло четыре ранения, полученные им на австрийском фронте, а возможно, учло то обстоятельство, что он - местный житель и лучше знаком с местными условиями. С этой службой связано очень ценное свидетельство поручика 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко: в то время, как в последние недели советской власти грузовики каждую ночь отвозили арестованных на Кременчугское кладбище, где совершались расстрелы, за четыре месяца, что в городе Крюкове стояли части ВСЮР, контрразведкой белых было арестовано всего два человека.

В ноябре 1919 года поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович на несколько дней ездил в командировку в город Харьков. Во время одной из таких командировок поручик 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко без разрешения начальства оставил службу в контрразведке и поступил пулеметным офицером на бронепоезд «Генерал Марков».

Бронепоезд «Генерал Марков», вместе с бронепоездом «Коршун» входивший в состав 5-ого бронепоездного дивизиона ВСЮР, действовал против частей Красной армии и петлюровцев, маневрируя по железным дорогам Проскуров - Казатин - Бердичев.

В декабре 1919 года началось общее отступление белых, и поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович попал в Крым, где, судя по всему, был переведен непосредственно в Марковскую пехотную дивизию.

В ноябре 1920 года в результате катастрофы Русской армии барона Врангеля на полуострове Крым поручик 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко в составе Марковской пехотной дивизии на кораблях Черноморской эскадры Русской армии барона Врангеля был эвакуирован из полуострова Крым в Галлиполии (Турция).

В конце 1921 года поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович в составе Марковского полка 1-ого армейского корпуса Русской армии барона Врангеля переехал из Галлиполии (Турция) в Болгарию, где состоит в Марковском полку расквартированном в Болградчике и частично в Белой Церкви.

Будучи в Болгарии, поручик 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко списался со своим старшим братом А. С. Макаренко, заведовавшим детской колонией в Харьковской губернии, и от него узнал, что его жена и дочь живы. В Болгарии же поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович вступил в Общество Галлиполийцев и РОВС.

В 1925 году поручик 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко перебирается в составе группы чинов Марковского полка из Болгарии во Францию.

Со временем поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович организовал свое художественное фотоателье, что позволило ему обустроить вполне сносно свою жизнь на чужбине. До конца своих дней поручик 407-ого пехотного Саранского полка Макаренко не порывал связей со своими однополчанами-марковцами. В частности, его имя стоит в списке ветеранов марковских частей, приславших свои воспоминания или подтверждение того или иного эпизода из истории Марковских частей, которые вошли в двухтомник "Марковцы в боях и походах в Освободительной войне 1917 - 1920 годов".

В конце жизни поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семёнович откликнулся на просьбу германских макаренковедов Гётца Хиллига и З. Вайтца написать воспоминания о брате Антоне, которые содержат ценные сведения прежде всего о детских и юношеских годах Антона Макаренко, национальности, вероисповедании, укладе и образе жизни семьи родителей Макаренко.

22 июля 1983 года скончался в доме для престарелых города Йэр, недалеко от города Тулона, на юге Франции поручик 407-ого пехотного Саранского полка Виталий Семенович Макаренко.

ПВВ, РОВС, Черноморская эскадра Русской армии барон, Русская армия барона Врнгеля, ГВ в Р, Чугуевское военное училище, Общество Галлиполийцев, ВСЮР, Марковский полк, Галлиполии

Previous post Next post
Up