К 120-летию со дня рождения полковника Русской армии барона Врангеля Михаила Николаевича Левитова

Dec 30, 2013 04:24



Полковник Русской армии барона Врангеля Михаил Николаевич Левитов

1893 года появился на свет в Российской империи первопоходник, галлиполиец, мемуарист, военный публицист, командир 2-ого и 3-его Корниловского Ударного полка, начальник Объединения Корниловского ударного полка, полковник Русской армии барона Врангеля Михаи́л Никола́евич Левитов (настоящие имя Михаэль Меир Левитов), в еврейской семье (надо полагать состоятельной, так как получил солидное по тем временам образование).

Начальное образование получил в духовной семинарии, затем поступил в Виленское военное училище.

1 декабря 1914 года Михаил Николаевич был выпущен из Виленского военного училища в военном чине подпоручика в состав 178-ой Венденский пехотный полк, который к тому моменту времени уже находился на театре военных действий Первой Великой Войны.

Затем подпоручик Левитов участвует во всех боевых действиях этого полка до начало 1917 года, будучи сначала командиром роты, а затем батальона. Был трижды ранен.

С весны 1917 года подпоручик Михаил Николаевич переводиться добровольцем в состав 1-ого Ударного отряда (будущий Корниловский ударный полк) при 8-ой армии Юго-Западного фронта (под командованием Генерального штаба РИА генерал-лейтенанта Лавра Григорьевича Корнилова). В составе этого отряда он принимал участие в летнем наступлении и в уличных боях юнкеров и добровольцев-белогвардейцев зимой в городе Киеве против гарнизона Сводных отрядов рабочих и солдат Красной гвардии (в этот период подпоручик Левитов получает внеочередное производство в военное звание поручика).

В конце 1917 года после восстания юнкеров и добровольцев в городе Киеве поручик Левитов пробирается на Дон в город Ростов-на-Дону, как и многие его товарищи по 1-ой Славянской Корниловской Ударной бригаде (кто группа кто по одиночке) с целью при соединения к будущей Добровольческой армии (под командованием шефа их бригады Генерального штаба генерала от инфантерии Лавра Григорьевича Корнилова).

В феврале 1918 года прибыл на Дон и вступил доброволец-рядовым в 1-ую офицерскую роту 1-ого Корниловского ударного (офицерского) полка (под командованием Генерального штаба РИА полковника Митрофана Осиповича Неженцева) в составе Добровольческой армии.

Уже в конце этого месяца поручик Левитов в составе Добровольческой армии участвует во всех боях Первой Кубанском (Ледяном) походе.

28 марта 1918 года поручик Михаил Николаевич был ранен в бою под городом Екатеринодаром.

В июне 1918 года поручик Михаил Николаевич вернулся на вакантную должность командира роты в состав Корниловского ударного полка и принял участие во 2-ом Кубанском походе Добровольческой армии.

Снова ранен в бою под селом Медвежье в сентябре 1918 года в районе города Ставрополя.

Затем последовала выздоровления после чегона долю поручика Левитова выпала задача быть одних из тех офицеров, которых откомандировали из состава Добровольческой армии по приказу Главнокомандующего Добровольческой армии, Генерального штаба РИА Антон Ивановича Деникина в конце 1918 года на полуостров Крым для охраны Императорских особ. Здесь он в военном чине фельдфебиля состоит в конвое вдовствующий Императрицы Марии Федоровны и Великого князя Николая Николаевича (Младшего) Романова вплоть до его отъезда заграницу.

В июне 1919 года, в связи с формированием 2-ого Корниловского ударного полка, поручик Левитов был назначен командиром 1-ого батальона в новом полку (под командованием капитана Пашкевича).

3 августа 1919 года в бою за город Обоянь поручик Левитов был внеочередной раз ранен и вернулся в свой полк уже после занятия города Фатежа.

11 октября 1919 года во главе своего батальона поручик Михаил Николаевич участвовал в освобождении города Орла.

Поручик Левитов был одним из инициаторов формирования национальных (в частности еврейских) частей в составе Вооружённых Сил Юга России. Командир 3-ого Корниловского Ударного полка (принял полк летом 1919 года от есаула Милеева) поручик Михаил Николаевич. Сформированный и возглавленный им полк состоял в основном из отрядов еврейской самообороны, а так же еврейской милиции города Харькова и местечек. Офицерские кадры формировались на базе учебной команды 1-ого Корниловского Ударного полка. Первый состав полка был всего около 500 штыков. Впоследствии, когда к харьковским еврейским добровольцам присоединились рабочие паравозостроительного завода (ныне завод имени Малышева), студенты Харьковского университета, потомки чугуевских кантонистов, численность полка возросла до 3 000 штыков. Таким образом, можно смело говорить, что на 2/3 полк фактически был еврейским.

Командир 3-ого Корниловского ударного полка, поручик Левитов прошёл весь путь со своим полком в Орловско-Кроменской наступательной операции ВСЮР (в общем наступлении ВСЮР, так называемой Московской Директиве).

В период Орловско-Кромской операции 3-ий Корниловский Ударный полк потерял 646 штыков личного состава.

Здесь стоит остановиться и вспомнить один из эпизодов Гражданской войны в России достойный подвига добровольцев-корниловцев из состава 3-ого Корниловского Ударного полка.

В декабре 1919 года ситуация на Юго-Западном фронте резко поменялась в пользу красных армий Южного фронта РККА. На города Харьков, Изюм, Чугуев, по направлению на Донбасс наступал тридцатитысячный контингент интернациональных частей РККА, состоящие из латышей, китайцев и венгров. Три интернациональные бригады, не обременённые местным происхождением, вели на себя на занятых территориях как обыкновенные оккупанты. Подавление Тамбовского крестьянского восстания несколькими неделями позже описываемых событий, когда эти самые «интернационалисты» травили газом и выжигали целые сёла, до сих пор с ужасом вспоминают на Слобожанщине.

Город Харьков и уезды оказались под защитой всего трёх полков Добровольческой Армии: 2-ого Марковского, 3-ого Дроздовского и 3-ого Корниловского.

В то время как дроздовцы и марковцы заняли оборонительные позиции под городами Змиёвым и Харьковом, корниловцам достался один из важнейших участков обороны города Харькова: старый Харьковский Тракт идущий мимо слобод Покровка, Кочеток и город Чугуев. В распоряжение 3-ого Корниловского Ударного полка приказом генерал-лейтенанта ВСЮР Александра Павловича Кутепова) была передана Корниловская батарея.

Китайцы и венгры, внезапным ударом захватили слободу Покровка, выбив оттуда корниловцев, отрезав части этого полк от сообщения со ставкой Добровольческой армии в городе Харьковом. Поручик Левитов оказался единственным руководителем обороны Донбасского направления. Видимо по иронии судьбы, 2-ой Марковский полк державший позиции восточнее 3-ого Корниловского, так же находился под командованием еврея - капитана Сергея Эфрона.

Под слободами Кочеток и Масловка разыгралась настоящая трагедия. 3 000 ударников пришлось лоб в лоб столкнуться с 15-тысячной Латышкой стрелковой дивизией. Еврейские добровольцы-корниловцы Вооружённых Сил Юга России держали оборону практически десять дней. Из всего 3-ого Корниловскго Ударного полка, из того боя вышло живыми и ранеными всего 86 штыков. Движение Латышской стрелковой дивизии Красной Армии было остановлено практически на месяц, а интернациональные бригады китайцев и венгров были разбиты наголову.

В настоящее время, в память о подвиге корниловцев 3-ого Ударного полка в посёлке Кочеток (Чугуевский район Харьковской области) местными жителями установлен памятник.

Этот полк, в знак признания доблести и отваги было разрешено сформировать заново…

9 февраля 1920 г. возглавляемый им полк взял штурмом город Ростов-на-Дону, захватив большое количество пленных красноармейцев и трофеев.

13 марта 1920 года во время последнего боя на подступах к городу Новороссийску поручик Левитов получил приказ о производстве его сразу в штабс-капитаны, капитаны и подполковники.

С мая месяца 1920 года подполковник ВСЮР Михаил Николаевич заменял полковника Пашкевича на должности командира
2-ого Корниловского Ударного полка. Так как 15 июня 1920 года в районе Большого Токмака был смертельно ранен полковник Пашкевич (позже погребен на военном кладбище в городе Симферополе) и подполковник ВСЮР Левитов был назначен командиром 2-ого Корниловского ударного полка.

По другим сведениям в Каховской оборонительной операции в конце августа 1920 года повторилась героическая трагедия 3-ого Корниловского Ударного (восстановленного) полка повторилась…

На должности командира 2-ого Корниловского Ударного полка, подполковник ВСЮР Михаил Николаевич принял участие во всех боях Корниловской дивизии в Северной Таври, а 7 октября 1920 года приказом Главнокомандующего Русской армии, генерал-лейтенанта ВСЮР, барона Петра Николаевисча Врангеля был награжден Орденом Святого Николая Чудотворца (за отличия во время оборонительных боев его полка в Каховской оборонительной операции).

28 октября 1920 года в бою на Перекопском валу во внеочередной раз был тяжело ранен подполковник ВСЮР Левитов.

В Гражданской войне Левитов получил 13 ранений…

Затем в составе 2-ого Корниловского Ударного полка Корниловской дивизии Русской армии барона Врангеля подполковник ВСЮР Михаил Николаевич эвакуировался на кораблях Черноморской эскадры из полуострова Крым на Галлиполи (Турция).

Здесь с целью продолжения Белой борьбы с большевиками и сохранения кадров Русской армии барона Врангеля части и соединения Добровольческого корпуса (под командованием генерал от инфантерии Русской армии барона Врангеля Кутепова) были подвергнуты переформированию. Так части Корниловской дивизии были переформированы в Кориловский ударный полк, а бывший 2-ой Корниловский Ударный полк приобразован во 2-ой батальон Корниловского полка (на должность командиром этого батальона назначили Левитова).

Затем подполковник ВСЮР Михаил Николаевич получил внеочередной чин полковника Русской армии барона Врангеля.

Затем в составе Русской армии барона Врангеля он прибывает в состава Корниловскго полка в Болгарию, где работал на шахтах в городе Перник.

В 1929 году полковник Левыитов переехал во Францию и был назначен начальником Корниловской группы на место скончавшегося полковника Щеглова.

Тяжелая работа на заводе вынудила его уступить эту должность полковнику Бояренцеву.

В очередной раз взялся за оружие в 1940 году, после вступления Вермахта во Францию, воюя в одном из партизанских отрядов против нацистов….

В начале 1960-х гг. возглавил Объединение чинов Корниловского ударного полка; оставался на этом посту до конца жизни.

Занимался сбором материалов по истории корниловских частей и их участния в Гражданской войне в России, являлся составителем и одним из авторов книги «Корниловский ударный полк». Составив десятки биографий своих боевых товарищей, полковник Левитов совершенно ничего не успел сделать по написанию собственной биографии, дав нам возможность изучить и донести до людей правдивую историю 3-ого Корниловского полка - еврейского полка Добровольческой Армии.

В 1974 году он издает в городе Париже такое произведение: «Корниловский ударный полк».

15 декабря 1982 года скончался в городе Париже (Франция) первопоходник, галлиполиец, мемуарист, военный публицист, командир 2-ого и 3-его Корниловского Ударного полка, начальник Объединения Корниловского ударного полка, полковник Русской армии барона Врангеля Михаи́л Никола́евич Левитов (похоронен на Галлиполийском участке русского кладбища в Сент-Женевьев де Буа).

1-ый Ударный отряд, Гражданская война в России, Галлиполи, Первая Великая Война, Добровольческая армия, 2-ой Корниловский Ударный полк, Киевское восстание, Каховская оборонительная операция, Кори=ниловский Ударный (Офицерский) полк, ВСЮР, Второй Кубанский поход, Русская армия барона Врангеля, 3-ий Корниловский Ударный полк, Орловско-Кроменская операция, 1-ая Славянская Корниловская Ударная бри, Первый Кубанский (Ледяной) поход, Объединения Корниловского ударного полка

Previous post Next post
Up