11 апреля участвую в проекте
Balzac Klasses с довольно редкой лекцией "Как написать постельную сцену". За пять лет я научилась читать эту тему не краснея (чувство интимного стыда - показатель психической нормы). Кажется, Дмитрию Быкову приписывают утверждение, что хороший писатель распознается по умению написать таковой эпизод (поправьте, если это не Быков). В
Cinemotion_Lab эта тема называлась "Драматургия секса", была ориентирована на сценаристов, и очень нравился мне в этом контексте приемчик "правда жизни". Цитирую пример: "Вспомните великолепное утро из «Когда Гарри встретил Салли». Мэг Райан прижимается к Билли Кристаллу, счастливая и довольная. Потом камера отъезжает и мы видим, что на его лице застыл ужас. Правда в этой сцене (что иногда мужчины думают: «Черт, как же я сюда попал?!») была такой сильной, что она заслонила реальность («Е-мое! Я только что переспал с Мэг Райан!»)
Это киношные трюки. Литература играет прямее:
"Я приберег к концу рассказа об Аннабелле описание нашего плачевного
первого свидания. Однажды поздно вечером ей удалось обмануть злостную бдительность родителей. В рощице нервных, тонколистых мимоз, позади виллы, мы нашли себе место на развалинах низкой каменной стены. В темноте, сквозь нежные деревца виднелись арабески освещенных окон виллы - которые теперь, слегка подправленные цветными чернилами чувствительной памяти, я сравнил бы с игральными картами (отчасти, может быть, потому, что неприятель играл там в бридж). Она вздрагивала и подергивалась, пока я целовал ее в уголок полураскрытых губ и в горячую мочку уха. Россыпь звезд бледно горела над нами промеж силуэтов удлиненных листьев: эта отзывчивая бездна казалась столь же обнаженной, как была она под своим легким платьицем. На фоне неба со странной ясностью так выделялось ее лицо, точно от него исходило собственное слабbое сияние. Ее ноги, ее прелестные оживленные ноги, были не слишком тесно сжаты, и когда моя рука нашла то, чего искала, выражение какой-то русалочьей мечтательности - не то боль, не то наслаждение - появилось на ее детском лице. Сидя чуть выше меня, она в одинокой своей неге тянулась к моим губам, причем голова ее склонялась сонным, томным движением, которое было почти страдальческим, а ее голые коленки ловили, сжимали мою кисть, и снова слабели. Ее дрожащий рот, кривясь от горечи таинственного зелья, с легким придыханием приближался к моему лицу. Она старалась унять боль любви тем, что резко терла свои сухие губы о мои, но вдруг отклонялась с порывистым взмахом кудрей, а затем опять сумрачно льнула и позволяла мне питаться ее раскрытыми устами, меж тем как я, великодушно готовый ей подарить все - мое сердце, горло, внутренности, - давал ей держать в неловком кулачке скипетр моей страсти.
Помню запах какой-то пудры - которую она, кажется, крала у испанской
горничной матери - сладковатый, дешевый, мускусный душок; он сливался с ее собственным бисквитным запахом, и внезапно чаша моих чувств наполнилась до краев; неожиданная суматоха под ближним кустом помешала им перелиться. Мы застыли и с болезненным содроганием в жилах прислушались к шуму, произведенному, вероятно, всего лишь охотившейся кошкой. Но одновременно, увы, со стороны дома раздался голос госпожи Ли, звавший дочь с дико нарастающими перекатами, и доктор Купер тяжело прохромал с веранды в сад. Но эта мимозовая заросль, туман звезд, озноб, огонь, медовая роса и моя мука остались со мной, и эта девочка с наглаженными морем ногами и пламенным языком с той поры преследовала меня неотвязно - покуда наконец двадцать четыре года спустя я не рассеял наваждения, воскресив ее в другой".
Это Набоков. Еще мои любимцы - Бунин и великий порнограф Джойс (отсылаю к 13-й главе "Улисса", с фейерверком).
http://balzac.guru P.S. На картинке Фелисьен Ропс великий. Жан Жаныч Карабутенко приносил нам эти картинки на лекции по французской литературе. В Литературный институт, курсе на третьем. Читая свою очередную блестящую лекцию, он любил вдруг нагнуться и шепнуть на ушко нашей самой скромной девушке Свете Р. что-то такое, от чего она краснела. Французскую литературу после Карабута любили все, послушать набивались даже те, кто давным давно отучился. А на картинке - будем считать, что изображена "правда жизни".