30 сребреников для российской фармакологии

Jul 03, 2016 22:18

Оригинал взят у marija_vera в 30 сребреников для российской фармакологии

Виктория Фоменко / 28 июня 2016, 11:00


30 сребреников для

российской фармакологии



Иностранные производители лекарств признались,

сколько тратят на развитие сети своих агентов влияния в РФ

Зарубежные фармацевтические компании впервые опубликовали данные о расходах по продвижению своих препаратов на российском рынке. Данные, естественно, касаются только законных трат: гонораров врачей, участвующих в «исследованиях», расходов на эти самые исследования, оплату участия специалистов из РФ в различных семинарах и конференциях. О чемоданах долларов, занесенных в разные высокие кабинеты, никто, естественно, не упоминал.

Однако даже сведения о легальном лоббировании продвижении зарубежной фармпродукции дают отличное представление о том, под каким давлением находится в последние годы отечественный рынок лекарств.

Забугорные спонсоры

Merck Sharp & Dohme - международная компания со штаб-квартирой в США - сообщила, что израсходовала за 2015 год в РФ 647 млн рублей. 19% суммы пошло на гранты для различных медорганизаций, 40% - на выплаты медикам, принявшим участие в исследованиях, еще 41% - на проведение исследований.

Британский фармацевтический гигант GlaxoSmithKline (GSK) отчитался о вложениях в размере 619 млн рублей. Львиная доля денег пришлась на финансирование исследований - 581,6 млн рублей, 15 млн рублей ушло на сотрудничество с российскими организациями, еще 22 млн - «на карман» трем сотням врачей.

Немецко-итальянский фармацевтический колосс Berlin-Chemie/Menarini заплатил 586 российским специалистам 49,6 млн рублей, а еще 69 млн потратил на сотрудничество с 90 организациями.

Один из крупнейших игроков российского лекарственного рынка - немецкая компания Bayer - сообщил о трате за прошлый год 411,7 млн рублей. 235,7 млн рублей пошло на выплаты врачам, 109 млн - организациям, еще 66 млн вложено в исследования.

А вот американский монстр Pfizer скромно отчитался о вложении 16,8 млн рублей в сотрудничество с 11 российскими организациями. То ли американцы более экономны, то ли просто более скрытны по сравнению с их европейскими коллегами.

Однако пальму первенства по скрытности, как и следовало ожидать, держат израильтяне. Мировой лидер по производству препаратов-дженериков, компания TEVA, вообще не стал обнародовать данные о вложениях в наш рынок. Представитель TEVA пообещал передать информацию российскому филиалу Ассоциации международных фармпроизводителей. Видимо, нам, рядовым потребителям, лучше не знать, какие суммы тратит компания и на что. Такой вид заботы о нашем здоровье - физическом и душевном.

Повод задуматься

Казалось бы, все замечательно: иностранные инвесторы налицо, миллиардные вложения в наукоемкий рынок - тоже. Да и врачам хорошо: какая-никакая, а прибавка к зарплате.

Ключевая проблема подобных «инвестиций» заключается в том, что иностранцы не вкладываются в развитие российских производств. У них уже есть свои. Они занимаются продвижением собственных товаров на рынке. С каждого вложенного доллара «инвесторы» позже выводят из России два, три, десять - как повезет. И не нужно покупаться на громкое слово «исследование»: большинство называемых таким образом процедур - не более чем способ легализовать препараты на рынке. Научной новизны в них - кот наплакал.

Известно, что все познается в сравнении. Так вот, в России уже семь лет реализуется проект по созданию собственной современной фармакологической индустрии - «Фарма-2020». Это действительно серьезная программа со строительством заводов, освоением новых технологий производства, полноценной загрузкой лабораторий - все, как у взрослых. Расходы страны на «Фарму» в прошлом году составили 10 млрд рублей, в нынешнем - еще 11 млрд.

Таким образом, миллионные «инвестиции» из-за рубежа - капля в море в сравнении с реальными потребностями отрасли. Пользы российским производителям эти средства не приносят никакой, а вот вреда - более чем: иностранцы, вкладываясь в рекламу и лоббирование, контролируют 73% нашего фармакологического рынка в стоимостном выражении и 42% - если смотреть на объемы поставок. Де-факто зарубежные компании оккупировали самые дорогие и прибыльные ниши лекарственного рынка и теперь удерживают их ценой небольших вложений и адресного спонсирования нужных специалистов.

Разумеется, свои средства иностранцы направляют прежде всего не рядовым работникам заштатных больниц. Их цель - склонить к сотрудничеству высокопоставленных представителей системы здравоохранения, чиновников от медицины. Естественно, такое сотрудничество оформляется максимально безопасным с правовой точки зрения образом: врачам выписываются гонорары за публикацию статей, участие в конференциях и симпозиумах…

Однако грань между лоббистами и взяткополучателями крайне тонка. Она построена больше на юридической казуистике, чем на реальных отличиях целей и результатов деятельности. Так что, не показывая пальцем ни на кого из конкретных участников процесса (оригиналы документов об оплате, к сожалению, не публикуются), позволим себе усомниться в общественной пользе сотрудничества наших врачей с «ведущими мировыми производителями».

Медикаментозный суверенитет

Именно стараниями чиновников от здравоохранения, дающих добро на проведение медицинских «исследований», и докторов, соглашающихся за небольшую плату упоминать в разговорах с пациентами названия тех или иных препаратов, пробираются в Россию вакцины, биодобавки и лекарства, эффект от которых не доказан, а побочные действия пока не изучены.

Но разве россияне - подопытные кролики, чтобы ставить на них медицинские опыты? Ведь у каждого без исключения препарата на поверку обнаруживается своя группа риска, свои непредвиденные эффекты и «побочки», грозящие серьезными проблемами, а иногда и вовсе летальным исходом!

Нельзя, кстати, сказать, что наши власти не понимают ситуации: параллельно с развитием собственной фармпромышленности РФ стала сокращать количество разрешений на проведение клинических исследований для иностранных компаний. В результате с 2010 по 2014 год их число снизилось в пять раз.

Но России пока не хватает механизма, позволяющего разграничивать маркетинговую деятельность иностранцев и реальные вложения зарубежных средств в российскую науку и развитие производства. Существует и то и другое, и первое всегда маскируется под второе.

Стоит решить эту проблему (в первую очередь путем инкорпорирования настоящих практикующих врачей в экспертные структуры Минздрава), и задача по построению в РФ собственной качественной фарминдустрии существенно упростится.

родина

Previous post Next post
Up