На последней лекции у меня присутствовало только три человека. Из (примерно) двадцати четырёх. Хорошо это или плохо? С одной стороны, плохо. С другой - в аудитории какая-то спокойная душевная обстановка, можно поддерживать непосредственный диалог с каждым студентом лично. Порой бывает, что сидит на лекции немного людей, потом заходит народ - радуешься. Но начинаются уже всякие разговорчики, громкость которых нарастает с ростом числа людей. И хочется иной раз и сказать: "Господа, зачем пришли? Без вас здесь так хорошо было!" Не говорю, конечно: слава Богу, что пришли. Но всё равно, может, по сути факультативная форма лекций вполне приемлема. Зачем принуждать всех, грозя незачётами? Пусть придут те, кому послушать действительно интересно, при этом ни им, ни мне никто мешать не будет.
Но три человека - это уж всё-таки слишком. В моей группе много прилежных студентов, которые почему-то на мои занятия ходить перестали. Всё-таки, видимо, и большинству прилежных студентов нужна какая-то "подпинка" со стороны преподавателя, иначе и они расхлябываются. А
экзаменом, видимо, я их и расслабил: они решили, что и в этом семестре зачёт я также нахаляву буду ставить. Кажется, пришла пора решительно показать, что то был "первый блин", а в этот раз будет не так. Послезавтра устраиваю несложную, но и нетривиальную и с ограниченным временем контрольную: как раз и недели полусеместрового контроля подошли. Только бы не переборщить со строгостью: а то, глядишь, и те, кто ходят, перестанут ходить. И снова: в страхе перед "не переборщить", напротив, не дрогнула бы вновь рука.
Полюбились, конечно, студенты, не хочется плохие оценки ставить. Но, видимо, любовь к студентам всё-таки подразумевает и некоторую строгость к ним.