Простое согласование Шестоднева и научной космогонии

Nov 09, 2013 00:22

Всё действительно очень просто. По Канту время (как и пространство) - это форма существования человеческого мышления. Как сформулировано в Википедии, "В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени". В данном случае можно сказать, что время в науке - это понятие, которые мы вводим, чтобы упорядочить ( Read more... )

православие и наука

Leave a comment

mns2012 November 10 2013, 15:36:42 UTC
Многое из того, что Вы изложили в этом замечании, принимаю. Частности по поводу того, кто стоял за той или иной научной идеей, также принимаю.

Но я веду речь не о науке как таковой, а о т.наз. "научном мировоззрении". У науки (настоящей) нет и не может быть никаких расхождений с Откровенной истиной, поскольку научное познание, в некотором смысле, также является откровением. Но научное мировоззрение - редукционистское, позитивистское - неистинно. Оно отходит от науки, пересекая демаркационную линию между наукой и смыслом, философией, и при этом от имени науки заявляет об отсутствии смысла. Эволюционизм - это никакая не наука, а мировоззрение.

У эволюционизма как парадигмы, основанной на постулате о саморазвитии материи и появлении одних природ из других, и у Православия, с другой стороны, вообще ничего общего. Эволюционизм - это современный оригенизм.

Наука-то "не может претендовать на объяснение", но вот целый ряд ученых, говорящих от ее имени, вполне себе дерзают это делать. Френсис Крик, открыватель ДНК, - один из таких. Вот с чем нельзя соглашаться. Мы не имеем право соглашаться с тем, что мироздание и наша жизнь как часть его лишены смысла, а ведь именно к этому и приводит последовательный эволюционизм.

И еще одно замечание. Систематическое научное знание таит в себе одну серьезную опасность (прошу понять меня правильно, не в смысле гносеомахии): оно поощряет скепсис. Человек, занимающийся наукой, научается чрезмерно полагаться на свое рацио. Это своеобразное "профессиональное заболевание" ученых. И если у ученого нет "противоядия" в виде религиозной веры, то ему бывает очень трудно узреть Бога, хотя, безусловно, чистый сердцем человек придет к Нему.

Так что проблемы есть и проблемы большие. Просто так, росчерком пера их не решить.

Reply

dobroslav November 10 2013, 16:19:47 UTC
Про мировоззрение согласен. По этой причине я стараюсь не употреблять термина "научное мировоззрение", а предпочитаю советское наименование "научно-атеистическое мировоззрение", чтобы подчеркнуть его нетождественность науке как таковой.

С последним замечанием тоже согласен, но можно сказать и обратное: религия без культуры мышления, рефлексии, скепсиса (скепсис - это ведь не только по отношению к тому, что тебе говорят, но и способность ставить под сомнение свои устоявшиеся представления) ведет к агрессивному невежеству, деградации, непониманию сути своей веры, обрядоверию, фарисейству и гордыне ("наша вера - правильная, мы - хранители истины!"). Конечно, прибивая человеку культуру мышления и рефлексии, мы идем на риск: вдруг он в своих рассуждениях придет к отрицанию Бога. Потому, в частности, Синод долго противился переводу Библии на современный русский язык в 19 веке. Но история показала, что это путь неправильный, он привел к катастрофе. Господь сам пошел на такой риск, когда творил человека, дав ему свободу воли.

Reply

mns2012 November 10 2013, 16:42:10 UTC
Согласен!

Reply


Leave a comment

Up