Думал, что уже пока не буду писать о Шестодневе: написал уже всё. Но как-то захотелось упорядочить мысли, подвести итог. Я много чего наговорил в более ранних записях, включая изменение прошлого Вселенной в результате грехопадения. Думаю, всё это пока излишне.
Из всех записей я бы хотел выделить
первую запись в "серии" и
пояснение про символы1.
(
Read more... )
Comments 38
Reply
Reply
Reply
Reply
У нецерковных людей на улицах независимо друг от друга возникает устойчивый набор оправдания почему они не ходят в Церковь. Я к тому, что это не показатель, а может быть даже и наоборот :)
Reply
Наверное, не независимо. Люди общаются, одни и те же идеи и слова циркулируют.
А в нашем случае - независимо, если, конечно, о.Олег не читает мой ЖЖ:)
Не критерий, конечно, но просто мне приятно, что у меня возникла такая же мысль, как у профессионального богослова.
Reply
Может быть, но я как-то не очень представляю себе общение нецерковных людей на тему.
Reply
Reply
Насколько я понимаю позицию отца Олега, и он такого же взгляда. "Классический" эволюционизм - это, например, протоиерей Глеб Каледа. Когда повествование Шестоднева интерпретируется как иносказание: "да будет свет" - это аннигиляция материи и антиматерии с образованием фотонов, "вода" - неустроенная материя, "день" - неопределённый промежуток времени, и т.д. Сейчас в богословской среде, как я понимаю, от этой позиции отошли. И я, и отец Олег, как я его понимаю, придерживаемся вовсе не этой позиции. Я за буквальное понимание Шестоднева.
Reply
"Говоря иными словами, и Второе начало термодинамики и развитие могли лежать в основе бытия вселенной и до момента грехопадения"
"можно построить герменевтическую модель прочтения повествования о сотворении мира и человека как «словесной иконы», допускающей по-прежнему (в отличие от протестантских «критических» тенденциозных подходов) вполне традиционные для православной экзегетики буквально-историческое и христологически-типологическое толкования, не вступающие, между тем, в противоречие с данными современной науки." (http://www.bogoslov.ru/text/292368.html).
Reply
А во второй цитате ож не прямо говорит о буквально-историческом толковании.
"Словесная икона" - отлично сказано, это тогда ещё один наш общий образ. В своей первой ссылке я тоже сравнил Шестоднев с иконой. Шестоднев - не живопись и не фотография, это икона. Вы же молитесь перед иконой, а не перед фотографией святого. И не утверждаете, что фотография именно такой бы и была. Икона - не фотография, но она ещё более реалистична, чем фотография, потому что захватывает пласт, не ухватываемый фотографией.
Reply
Reply
Правильно отец Олег пишет: "Прежде всего, следует помнить, что наше прочтение и интерпретация библейского текста должны гармонично сочетать, по крайней мере, три компонента: соответствие духу Священного Писания, связь с вероучительной (святоотеческой) традицией Церкви и адекватность жизненной правде, постигаемой через естественные науки". На мой взгляд, золотые слова.
Что содомия и прочее - это следствие тезиса, что человек - животное, согласен. Как Вы понимаете, я вовсе не придерживаюсь последнего тезиса.
Reply
Reply
Reply
Reply
Т.е. все законы природы - это не законы, на самом деле управляющие природой, а наши модели, применимые для описания частностей. Каким-то образом они, наверное, заложены в природу (может, тоже как отражения нашего духовного состояния), но с помощью законов не объяснишь, почему именно в данный момент и в данном месте произошло, например, землетрясение или засуха. Эти явления не противоречат "законам природы", но это не значит, что они могут быть исходя из них объяснены.
Reply
Они вроде были знакомы.
По поводу законов, мне близко такое понимание: http://alexandrg.livejournal.com/90914.html
Reply
Reply
Leave a comment