Нашёл подтверждение тезиса, высказанного в
предыдущей записи о том, что нравственный закон даже и с православной точки зрения мог возникнуть и естественным образом (а настоящий смысл христианства - в том, чтобы научиться любить). На Правмире опубликовано
новое интервью о. Максима Первозванского
pervozvansky про любовь, счастливый брак. В нём он, как всегда, говорит много интересного, и, в частности, на вопрос о том, как нецерковный человек должен вспоринимать ценность брака, чем должен руководствоваться, отвечает:
"Людям нецерковным надо руководствоваться опытом тысячелетней истории человечества. Ведь со светской точки зрения - заповеди Божии являются не тем, что дано человеку сверху, а представляют собой сконцентрированный опыт человечества, который был выработан как необходимое условия существования общества.
Например, заповедь «не убий» была понята так, что если убивать, то общество развалится, поэтому этот постулат якобы был впоследствии облечен священным авторитетом. Человек неверующий должен понять хотя бы в такой формулировке, что заповедь «не прелюбодействуй» это, как минимум, сконцентрированный опыт человечества".
Кстати, в воскресной школе (для взрослых) преподаватель, священник тоже сказал, что смысл десяти заповедей был не в том, что евреи и до этого не знали нравственные принципы, а в том, что они, сформулированные в виде десяти заповедей, были закреплены непосредственно Божественным перстом. И рассказал по этому поводу анкдот. Спускается Моисей с горы Синай со Скрижалями Завета от Бога. Говорит евреям: "У меня для вас две новости: хорошая и плохая. Хорошая: остановились на десяти. Плохая: прелюбодеяние вошло".