"И в Киевском храме Премудрости Бога,
Припав к солее, я тебе поклялась,
Что будет моею твоя дорога,
Где бы она ни вилась.
То слышали ангелы золотые
И в белом гробу Ярослав.
Как голуби вьются слова простые
И ныне у солнечных глав.
И если слабею, мне снится икона
И девять ступенек на ней
И в голосе грозном софийского звона
Мне слышится голос тревоги твоей"
(Анна Ахматова, 1915)
С тех пор, как впревые, примерно в десятом классе, прочитала эти строки, была ими заворожена и хотела побывать в Киевском Софийском храме. И сейчас не все строки понимаю, но София меня потрясла.
Внутри собора нельзя фотографировать - очень жаль. Это сокрушительная победа красоты над окружающей средой.
Относительно сдержанный внешний вид никак не готовит к тому торжеству света и красок, которое обрушивается внутри.
Это 260 квадратных метров мозаик и 3000 метров фресок.
Войти на территорию ансамбля Софийского собора можно со стороны колокольни, купив билет в кассе.
Над кассой висят подробные описания цен и возможностей на украинском и английском.
Я заметила только самую крупную табличку "вход 5 гривен" и купила только входной билет на территорию.
Оказывается, каждые полчаса от входа стартует обзорная экскурсия. Единый билет на экскурсию и посещение музеев стоит 55 гривен и дает возможность зайти в собор, трапезную и браму Заборовского (двухкомнатное помещение с небольшой выставкой янтаря). Кажется, лучше вразу купить общий билет и подождать ближайшую экскурсию.
Еще одна касса располагается внутри. Билет можно купить и позже, если решил войти внутрь одного из зданий.
К сожалению, это не написано в явной форме возле зданий ("Дорогие посетители! Если у вас нет билета для посещения собора, вы можете купить его в кассе в соседнем здании").
Самые неприятные минуты в Киеве я пережила именно здесь. Сердце моё было таким мягким, таким нежным к городу, что я шла и шла, смотрела вокруг и не была готова ни к какому удару. Зашла в браму Заборовского - оглядев дверь на предмет таблички о билете или запрете на фото (табличек не было). Внутри тоже никого не было. Я сделала кадр и из второй комнаты вылетела фурия. Смотрительница стала в крайне недоброжелательном тоне выговаривать, что бывают же такие подлые люди, что ходят без билета и тайком фотографируют. Я сначала засмеялась от неожиданности: "А что, нужен билет? Давайте я куплю, где касса?". Со льдом в голосе, достойным лучших случаев, смотрительница ругала и ругала и ругала меня за подлость и невоспитанность. Я вышла на улицу, задыхаясь.
За три дня в Киеве я получила пару отповедей от женщин лет по 60. Еще одна пнула меня в метро, когда я случайно оказалась у неё на пути и с улыбкой пыталась увернуться. Всё это было без особой злобы, как будто так положено. (Если, не дай бог, так массово положено, то я горячо сочувствую украинским невесткам, приходящих в дом к свекрови).
Свободолюбивая молодая поросль в моем лице немного отдышалась, пошла и написала жалобу на сотрудницу, отметив, что нельзя так недоброжелательно относиться к посетителям музея.
Послевкусие это такой встречи в музее объекта, входящего в список всемирного наследия ЮНЕСКО, без преувеличения, отвратительное.
А вот из-за чего весь сыр-бор. Вот и вся экспозиция. И еще несколько кусочкой янтаря во втором зале.
Но как бы разделить - есть вечное и есть временное.
И если пытаться ответить на вопрос о том, стоит ли идти к Софийскому собору, хоть бы на тебя кричали все смотрительницы домиков вокруг ... то становится легче. Пусть кричат, это несравнимое.
В следующий раз обязательно дождусь экскурсии и спрошу про ступени из стихотворения. Я всё обошла, но нигде не нашла девяти ступеней.
Все рассказы из поездки в Киев